В современной практике комплексного подхода к обеспечению безопасности общественно и экономически значимых многофункциональных объектов непромышленного назначения (отдельно стоящих высотных зданий, строений, сооружений, а также территориально рассредоточенных малоэтажных комплексов), получивших условное отраслевое название «интеллектуальное здание» и «умный дом» (слэнг – авт.), все большее распространение получают специализированные комплексные системы безопасности (СпКСБ), представляющие собой – сложные автоматизированные системы управления рядом подсистем: охраны, пожарной автоматики, инженерного жизнеобеспечения, технического сервиса.

Возникает лишь проблема: действующие на объектах службы эксплуатации часто не всегда адекватны самим СпКСБ, а конечный пользователь бывает не готов к правильному и устойчивому использованию созданной для него комфортной среды. Это обстоятельство вносит сложности в работу предприятий-инсталляторов, призванных не только грамотно и экономично произвести оборудование объектов подсистемами СпКСБ, но и обеспечить их последующее эффективное функционирование на весь устанавливаемый срок службы.

Большое значение в этой связи приобретает грамотное формирование профессионального и количественного состава инженерно-технических специалистов служб эксплуатации, их своевременное обучение, информационно-методическая и нормативная поддержка работ с учетом действующего законодательства в данной сфере.

Специфической особенностью СпКСБ любой сложности является комплексный подход к организации их эксплуатации с учетом специфики объекта, обеспечивающий профилактику и предотвращение нештатных ситуаций, мешающих устойчивому целевому функционированию СпКСБ.

Некоторые предприятия-инсталляторы объектовых СпКСБ, имея острую потребность в нормативном регулировании задач эксплуатации при работе с заказчиком и не находя желаемой официальной нормативной поддержки, вводят собственные оригинальные разработки.

В общем случае данный подход реализуется в пяти базовых принципах, дифференцированно регулирующих организацию и построение службы эксплуатации объектовых СпКСБ.

 

Итак, рекомендованы следующие принципы.

ЭЛИТНЫЙ - подразумевает постоянное присутствие инженерного персонала по всем направлениям эксплуатации, постоянное присутствие технического линейного персонала, профилактическую и планово-предупредительную работу, безусловно, высокую степень обеспечения эксплуатационной надежности и безаварийности оборудования, аварийное обслуживание. Применим к объектам с высшей категорией функциональной ответственности (т.н. особо важным, например, органов власти и управления). Эксплуатация проводится при ведущем участии технического персонала организации - подрядчика, но с активным участием персонала и самого объекта.

БИЗНЕС - подразумевает постоянное присутствие технического линейного персонала, централизованное техническое обслуживание, предоставление технических кадров для решения частных задач по эксплуатации, профилактическую и планово-предупредительную работу, создание сервисной системы диспетчеризации, аварийное обслуживание. Применим для ответственных объектов бизнес-профиля, например, кредитно-финансовых учреждений. Аналогично эксплуатация проводится при ведущем участии технического персонала организации - подрядчика, но с активным участием персонала и самого объекта.

ЭКОНОМНЫЙ - подразумевает дневное присутствие технического линейного персонала, централизованное техническое обслуживание инженерным персоналом, планово-предупредительные ремонты в ночное время, аварийное обслуживание, присутствие в ночное время минимума технического линейного персонала. Создание системы сервисной диспетчеризации не предусматривается. Применим для объектов более низкой категории ответственности, чем первые две и с меньшими финансовыми возможностями по расходам на создание СпКСБ и ее последующую эксплуатацию, но требующих заданной заказчиком эксплуатационной надежности и устойчивости функционирования оборудования. Условия организации эксплуатации так же аналогичны, но роль персонала объекта может быть частично понижена.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ - подразумевает присутствие необходимого технического линейного персонала в рабочее время, централизованное обслуживание инженерным персоналом по направлениям эксплуатации, аварийное обслуживание. Планово-предупредительными и ремонтно-профилактическими работами в этом случае занимается инженерно-технический персонал, постоянно не закрепленный за объектом. Применим для объектов с ограниченными требованиями к созданию и эксплуатации СпКСБ, с ограниченными финансовыми возможностями. В эксплуатации роль персонала объекта минимальна - лишь контрольно-сигнальная.

АВАРИЙНЫЙ - подразумевает планово-предупредительные ремонты по графику, аварийное обслуживание, текущее присутствие инженерно-технического персонала по состоянию. Применим для объектов, не требующих постоянного и оперативного вмешательства в эксплуатацию СпКСБ, но желающих минимизировать ущерб от проявлений эксплуатационной ненадежности оборудования. В эксплуатации роль персонала объекта сводится лишь к выполнению наблюдательно-сигнальных функций.

 В настоящее время работы по организации эксплуатационного обслуживания технических средств для комплексного обеспечения безопасности объектов любой формы собственности проводятся с использованием прежних организационно-методических основ.

 Стратегия проведения эксплуатационного обслуживания 

Стратегия - это общие правила планирования и прогнозирования результатов.

В основном применяются стратегии типа: «детерминированная» (т.е. по плану), и «адаптивная» (т.е. по состоянию).

При 1-ой стратегии проще организация материально-технической базы, контроль проведения, анализ, диагностирование и прогнозирование результатов. Основа стратегии - применение планово-предупредительной схемы проведения работ.

2-ая стратегия технически наиболее рациональна, но требует либо большого штата обслуживающего персонала, либо должна основываться на способности контролируемых технических средств к самодиагностике. И то, и другое обстоятельство привносит дополнительные экономические затраты, ресурсные издержки, не всегда доступные и допустимые.

При этом учитывают специфику проведения работ для линейной части подсистем (например, шлейфы сигнализации, линии питания, линии и каналы связи) и для аппаратуры, различных устройств.

 

Принятые виды эксплуатационного обслуживания 

Для технических средств, систем пожарной автоматики и охраны применяются плановое (регламентированное) и неплановое (не исключающее проведение работ, соответствующих плановому) обслуживание. По содержанию - это в комплексе вспомогательные, контрольно-проверочные, регулировочно-настроечные и профилактические работы. Любые регламентные работы проводятся по подготовленным методикам, нередко включающим в себя специальные технологические карты.

Вспомогательные работы заключаются в подготовке контрольно-измерительной аппаратуры, инструмента, оснастки, рабочего места и т.п.

Контрольно-проверочные работы заключаются в контроле готовности технических средств к применению, в определении необходимости настройки, регулировки, выявлении повреждений, неисправностей и частичных отказов.

Регулировочно-настроечные работы состоят в доведении параметров и общего состояния технических средств до требуемых по нормативно-технической документации.

Профилактические работы обеспечивают предупреждение отказов путем диагностирования и прогнозирования.

 

Плановое обслуживание 

Согласно принятой в отрасли доминирующей стратегии, плановое обслуживание проводится циклически, с нормированной периодичностью. Объем ("глубина") и периодичность работ по обслуживанию различные, фиксированные в зависимости от вида и принципа действия технического средства.

В отрасли применяют, в основном, следующие виды и периодичности работ по обслуживанию:

- регламент Р1 (иногда в литературе его обозначают - ТО1, что допустимо) – это еженедельное обслуживание, которое включает внешний осмотр составных частей, чистку конструкции без вскрытия, проверку крепления и внешних соединений, общую проверку работоспособности в соответствии с целевым назначением, а также при этом допускается проверка работоспособности с применением имитаторов (например, для средств пожарной автоматики);

- регламент Р2 – это ежемесячное обслуживание, которое включает проведение работ в объеме Р1, чистку и проверку внешних соединений со вскрытием только внешних крышек (без вскрытия корпусов, блоков и внутреннего монтажа или устройства, при необходимости - смазка вращающихся элементов), проверку режимов электропитания, проверку работоспособности с внешним подключением измерительной аппаратуры;

- регламент РЗ - ежеквартальное обслуживание, которое включает проведение работ в объеме Р2, вскрытие корпуса, осмотр состояния и, при необходимости, чистка монтажа, измерение параметров в контрольных точках, проверка параметров и компонентов, характеризующих качество функционирования, проверка работоспособности с использованием измерительной аппаратуры в контрольных точках, проверку наличия и состояния эксплуатационной документации, а в случае истечения срока службы - проведение технического освидетельствования на предмет возможности и целесообразности дальнейшего использования.

Для некоторых установок пожаротушения и средств связи применяют также ежедневное обслуживание. Как правило, это только внешний осмотр и проверка общей работоспособности. Проводится персоналом заказчика.

Для некоторых установок пожаротушения применяют обслуживание с периодичностью в 3,0 и 3,5 года: проверка сопротивления изоляции и заземления электрических цепей, гидравлические и пневматические испытания коммуникаций подачи огнетушащих веществ, метрологическое освидетельствование, проверка гарантийных сроков оборудования.

 

Неплановое обслуживание 

Для средств сигнализации в централизованных системах охраны объектов и для объектовых технических средств это обслуживание, которое проводится в случае появления с объекта не менее двух ложных срабатываний сигнализации в месяц. 

Для установок пожарной автоматики это техническое освидетельствование по требованию профильных контролирующих государственных органов.

В остальных случаях неплановое обслуживание проводится для ликвидации последствий влияния неблагоприятных климатических, производственных или бытовых воздействий, при поступлении заявки на устранение сбоя, повреждения или неисправности, а также при возникновении неисправностей, сбоев, отказов, которые не могли быть выявлены или устранены ранее проведенными плановыми регламентными работами.

 

Организационно-методическое обеспечение эксплуатационного обслуживания 

Работы по эксплуатации выполняются, главным образом, на договорной основе подрядными организациями, силами технических специалистов различных квалификационных уровней или разрядов (инженерно-техническим персоналом, электромонтерами, наладчиками, настройщиками), в зависимости от сложности обслуживаемой техники и условий ее эксплуатации.

В качестве инструктивно-методических материалов в отрасли сегодня применяют: стандарты, ведомственные нормы и справочные пособия, специально разработанные типовые регламенты, а также инструкции, руководства и/или технические описания предприятий-производителей технических средств.

 При планировании загрузки обслуживающего персонала учитывают затраты времени на техническую учебу, работу в вечернее/ночное время, подготовку к работе и ее согласование с заказчиком, обслуживание рабочего места, разъезды в пределах обслуживаемой территории и на не предусмотренные, неплановые работы. Для выполнения работ составляют план-график.

 

Журнал «Грани безопасности», печатается с сокращениями