Действующие лица и конечная цель
Основное действующее лицо любой отрасли (рынок ТСБ не исключение) – это заказчик. Именно на заказчика направлены все действия, и именно с ним строят взаимоотношения поставщики – проектировщики – инсталляторы. Заказчик – основная фигура во взаимодействии и влиянии на эту цепочку. От заказчика в первую очередь зависит, как это может показаться ни парадоксальным, успех или неудача проекта. Поставщик, проектировщик и инсталлятор – это инструменты, ресурсы по достижению конечной цели, определенной заказчиком.
В начале разговора предлагаем всё-таки дать точное определение действующим лицам и исполнителям. Мы начали рассматривать цепочку заказчик – проектировщик – поставщик – инсталлятор.
Заказчик имеет свою работающую структуру, которую необходимо оптимизировать, снизить затраты на содержание посредством установки систем безопасности и автоматизации.
Проектировщик на основании исходных данных (ТЗ) изготавливает пакет документов с учетом ГОСТов, СНИПов и прочих требований.
Поставщик производит/поставляет/продает оборудование заданной в проекте комплектации.
Инсталлятор – а вот здесь, на наш взгляд, уместнее употребить другое слово – монтажник.
Монтажник осуществляет монтаж, установку и пусконаладку оборудования в соответствии с проектом.
Все эти действующие лица живут по собственным правилам и в своем ритме. Взаимодействуют лишь в случаях потребности одних в других. Не интересуются проблемами друг друга и действуют практически независимо. Заказчик – проектировщик – поставщик – монтажник…
То есть в этой цепочке явно не хватает звена, которое возьмет на себя тяжелый труд по объединению всех в единый организм на базе внедрения именно той системы, которая полностью удовлетворяет потребностям заказчика. Того, кто может эффективно организационно подправить работающий организм предприятия заказчика, кто замотивирован на сокращение издержек заказчика на всех этапах, включая конечный результат, с учетом особенностей и специфики работ остальных участников. Кто зарабатывает на снижении издержек не только видимых, но и скрытых, возникающих как в процессе, так и по прошествии некоторого времени. Отсутствие такого звена и определяет все конфликты, возникающие при инсталляции систем.
Инсталляция – это композиция. Композиция, созданная с определенной целью, посредством набора объектов, с использованием их состояний, расположений в пространстве, наполненных единым логическим смыслом. Слова «цель» и «логика» ключевые в определении «инсталлятор».
«Заказчик – проектировщик – поставщик – монтажник» в действительности должно звучать как «заказчик – инсталлятор – (проектировщик – поставщик – монтажник)».
Но, увы, у нас это не практикуется, поэтому мы по-прежнему будем именовать монтажника инсталлятором. Пусть инсталляция будет со значением «установка» - прикрутить, подключить.
Кто есть заказчик и его взаимоотношения с системами безопасности
Как правило, заинтересованным лицом в установке системы выступает служба безопасности. Образование и статус сотрудников определяется словом «безопасность». В основной своей массе это люди, имеющие юридическое образование, прошедшие школу жизни в различных органах правопорядка. Люди, знающие и грамотные в процессах организации безопасности вверенных им территорий, умеющие работать по академическим шаблонам и строящие свою «агентурную сеть» по сбору и обработке информации на базе людских ресурсов и классического документооборота. А вот их знания о том, как человека заменить «железкой» и какую пользу можно от этого получить, зачастую явно недостаточны.
Человеческий ресурс - дело неблагодарное, он постоянно хочет денег, болеет, размножается, не выполняет свои должностные обязанности надлежащим образом, допускает ошибки, другими словами - очень дорогой и беспокойный. Естественно, что над службой безопасности всегда висит угроза оптимизации.
Одно из направлений оптимизации, отработанное годами, - это замена части персонала простейшими охранными системами: охранной сигнализацией (датчик - световой/звуковой сигнал), охранной видеосистемой (камера - записывающее устройство).
За счет таких систем удается оптимизировать численный состав путем замены постов наблюдения и сбора информации на камеры, а патруль, выполняющий обход территории, - на всевозможные датчики. Убираем пять охранников, ставим пять камер или датчиков, за мониторы сажаем наблюдателя и старшего к нему. Убираем трех вахтеров, ставим три турникета и одного вахтера. Количество персонала уменьшается, но напрямую зависит от количества контрольных точек.
Служба безопасности перебирается к мониторам наблюдения и занимает прочное статичное положение на КПП (или ЦПО, ПЦН и т. д.). Данная конструкция хороша на небольших предприятиях с небольшим количеством точек: для систем видеонаблюдения не более 10-20 камер, для охранных систем - до 50 контрольных точек. В основном этот продукт и предлагают на российском рынке. Данную конструкцию и материальную часть хорошо знают как продавцы, так и заказчики. При таких условиях функции наших действующих лиц поставщик - проектировщик - инсталлятор безболезненно и весьма эффективно объединяются в одно лицо, в монтажную компанию с каким-нибудь замысловатым звучным именем. Основной проблемой заказчика при покупке и установке таких систем является выбор из множества предложений от компаний продавцов-монтажников того единственного, которое отвечает требованиям надежности и укладывается в выделенный бюджет.
Для заказчика гарантией и ключевым фактором выбора той или иной организации могут стать такие аргументы, как «мы вместе служили», «один мой знакомый ставил, у него работает», а ТЗ сокращается до незамысловатой, но всеобъемлющей фразы - «найдите мне подешевле, но понадежней». Такие системы называют «коробочными». Открыл коробку, достал железки, прочитал инструкцию, соединил все между собой, включил розетку. Все работает.
И воцарилась на рынке полная идиллия и взаимопонимание со всех сторон... Функций минимум, и они «зашиты» намертво, конечное оборудование согласовано между собой и в пределах всей системы не требует специальных тонких настроек, а значит, и знаний.
Немного из жизни таких систем. Один охранник, он же оператор, он же видеоинженер может весьма продуктивно (читай - ответственно) следить, реагировать одновременно не более чем за 16 камерами и не более 30 минут. Далее внимание человека рассеивается, и его необходимо подменить минимум на полчаса. Естественно, никто этого не делает, потому что придется вдвое увеличить штат. Оператор с небольшими перерывами досиживает до конца смены, а если быть честным, на практике один наблюдатель сидит и «отслеживает» события по N камерам в течение 12 часов с перерывами на «поесть и справить нужду». Руководители уверены, что он работает. Но реально результаты таких наблюдений весьма скромны. Говорить об эффективности подобного решения организации безопасности можно с большой натяжкой. Этот путь, конечно же, имеет свой смысл, и нельзя говорить, что это вообще неправильно. Данная конструкция хороша для небольших предприятий с малым количеством контрольных точек и малым количеством событий. Хотя отсутствие событий в продолжительный период времени также ослабляет внимание наблюдателя. Представьте забор высотой 3 метра с колючей проволокой, через который, может быть, кто-то раз в год решит перелезть. Естественно, посмотрев на это спокойствие в течение месяца, наблюдатель начинает заниматься другими делами, отличными от основной задачи. То же самое и в обратную сторону, например, в торговом центре, где хаотично перемещаются тысячи людей. В таких ситуациях операторы быстро переориентируют свое внимание на события, наиболее важные для них. Таких событий мало - не более четырех. Первое и самое главное - контроль подходных путей к посту охраны, чтобы вовремя принять рабочий вид (выключить телевизор, убрать телефон). Второе - отследить приезд/приход на территорию шефов и оповестить, кого надо, чтобы те вовремя приняли рабочий вид (выключить телевизор, убрать телефон). И еще несколько таких же «важных задач» оперативного наблюдения.
Совсем по-другому дела обстоят с системами, значительно превышающими озвученные выше параметры. Для примера возьмем объект, в котором емкость охранных систем составляет от 150 до 300 камер и порядка 200-600 охраняемых зон.
Если для таких объектов применить «коробочную» систему, то получим весьма немалый штат сотрудников, огромный архив данных (при этом не факт, что он будет единым массивом, так как «коробочные» системы имеют свои ограничения).
Тысячи всевозможных событий в день, с которыми придется работать: фильтровать их по значимости: штатные, нештатные, критические, аварийные, криминальные и т. д. По каждому событию должна быть выполнена определенная предписанная реакция персонала. Правила игры потребуют от службы безопасности быстрой, точной, контролируемой и имеющей ответственное лицо реакции. Использование привычного алгоритма действий (увидел - доложил старшему - получил указания - зафиксировал - выполнил действия - зафиксировал - доложил старшему - старший проверил исполнение) уже не подходит. Ведь с таким потоком информации старший, конечно же, не справится. Одного старшего уже не хватит. Как только старших становится больше двух, над ними ставят более старшего. В итоге служба безопасности может принять вид неповоротливого, тугодумного монстра. Естественно, возникает вопрос, что с этим делать.
Заказчик узнает у знакомых, кто и как решает эти проблемы, изучает материальную часть, общается с производителем, посещает выставки, читает литературу, изучает возможности систем и их настроек, принципы и возможности сопряжений различных систем. На основе полученных знаний по-другому начинает смотреть на охранные системы. Приходит понимание, что это не просто инструмент фиксации событий, что при его помощи можно их классифицировать, причем по правилам, заданным заранее. Используя эти правила, можно делегировать часть своих функций подчиненному персоналу, получая независимую оценку их действий. Используя ресурсы систем, наблюдать за всем, что происходит не постоянно, пытаясь выловить события, заслуживающие внимания, а наблюдать только то, что необходимо, а значит, повысить эффективность персонала и оптимизировать его количество, включая надстройку.
На рынке достаточно представлено систем и инсталляторов, предлагающих услуги по установке и пусконаладке таких систем. Полагаясь на инсталлятора, заказчик зачастую не может оценить все риски, связанные с выбором той или иной системы. То есть природа рисков, с одной стороны, заключается в недостаточных знаниях заказчика, в его желании экономить на всем, а с другой - в недостаточных знаниях инсталлятора и в его желании заработать на всем как в последний раз в этой жизни. Вот они, доминирующие силы во взаимоотношениях действующих лиц. Эти силы, увы, зачастую намного превышают силу разума.
(Продолжение следует – поговорим о предлагаемых системах)
Печатается с сокращениями.
Журнал «ТЗ» («Технологии защиты»). www.tzmagazine.ru
Ранее назывался «Всё о Вашей безопасности».
Январь 2011