Автоматизированные проходные в современном понимании появились в нашей стране в начале 1990-х гг. В этой области российские производители оказались более продвинутыми, чем их западные коллеги, чему есть логичное объяснение. В период появления на Западе систем контроля и управления доступом (СКУД) в качестве идентификаторов использовались карты с магнитной полосой и Touch Memory.

К моменту проникновения СКУД в Россию уже появились гораздо более совершенные бесконтактные Proximity-карты, и отечественные разработчики сразу сориентировались на новую технологию. На Западе же в силу привычки до сих пор нередко устанавливаются системы на магнитных картах, требующие частой замены носителей.

 Значительным преимуществом российских СКУД стало совмещение функций контроля доступа и учета рабочего времени. Для нас это уже стандарт, в то время как на Западе Time & Attendance - отдельный класс систем, зачастую не связанный с контролем доступа. Сейчас в России автоматизированные (или, иначе, электронные) проходные получают все более широкое распространение. Начав свое наступление на педальные вертушки, приводимые в действие вахтером, с промышленных предприятий и крупных учреждений, автоматизированные проходные постепенно завоевывают бизнес-центры, банки, вузы, школы, медицинские учреждения - перечислять можно долго.

Основные функции 

Популярность автоматизированных проходных такова, что все чаще их рассматривают как отдельный класс систем, а не просто частное применение систем контроля доступа. И это вполне логичный подход, поскольку автоматизированные проходные решают ряд специфических задач, нехарактерных для дверных СКУД.  

1. Контроль входов и выходов с территории предприятия. Проходная - "передовой фронт" борьбы за безопасность, обеспечивающий проверку пропусков и отсекающий посещения посторонних либо проходы сотрудников в неположенное время. На проходной есть возможность видеоидентификации, что исключает попытки пройти по чужому пропуску.

2. Выдача и изъятие разовых и временных карт доступа. Очень важен вопрос автоматического изъятия карт, чтобы посетитель не унес с собой карту доступа.

3. Высокая пропускная способность. При самом тщательном контроле, например по сетчатке глаза или отпечаткам пальцев, можно получить ежедневное столпотворение на проходной.

4. Контроль нарушений трудовой дисциплины. Где, как не на проходной, можно гарантированно зафиксировать все опоздания, отлучки и уходы раньше времени?

5. Автоматизированный учет рабочего времени.

 

Компоненты системы 

Из чего состоит автоматизированная проходная?

В общем случае одна точка прохода - это контроллер управления доступом + 2 считывателя (или 1 считыватель + картоприемник (устройство сбора карт) + электромеханический турникет +ПО.

Качество автоматизированной проходной зависит от того, насколько хорошо работают вместе все 3 составные части: турникет, электроника (контроллер, считыватели, картоприемник) и ПО. Такой подход, который иногда демонстрируют производители СКУД: "Главное - это наши контроллеры и ПО, турникет можете взять любой, это не имеет значения", - в корне неверен. Надежность автоматизированной проходной не может быть выше надежности любого из ее компонентов.  

Именно поэтому в последнее время появилась тенденция к выпуску электронных проходных как готовых решений "три в одном". В такой проходной контроллер и считыватели уже встроены в корпус турникета. В одной из последних новинок в корпус турникета встроен еще и картоприемник: действительно, все "в одном флаконе". Выгоды готовых проходных для покупателя и монтажника очевидны - меньше проводов, меньше работ по монтажу, за совместимость "железа" и софта отвечает не инсталлятор, а производитель.  

 

Передовые технологии 

Среди новых тенденций в области проходных можно выделить биометрию. Идея идентификатора, который всегда с тобой - то есть собственного пальца/ладони/глаза, - давно привлекает разработчиков и у нас, и за рубежом. К сожалению, до сих пор 3 проблемы сдерживают внедрение этой технологии:

• низкая пропускная способность;

• нет 100-процентной достоверности распознавания;

• относительная дороговизна.

По мере развития технологий эти проблемы наверняка будут успешно решены, однако на сегодняшний день они существуют. Для ускорения распознавания некоторые разработчики используют верификацию "карта + палец". На Smart-карту записывается свертка отпечатка пальца, и системе остается только сравнить его с отпечатком реально предъявленного пальца. Есть варианты, когда свертки отпечатков хранятся в базе, и по номеру карты система выбирает нужную свертку для сравнения.

Такое решение, безусловно, повышает быстродействие и уровень безопасности, однако не приближает к заветной цели – отказу от ношения карточек.

Существуют новые тенденции и в интерфейсах связи. На смену традиционному RS-485 все чаще приходит Ethernet. Наряду с IP-видеокамерами появились IP-турникеты. Компьютерные технологии завоевывают рынок безопасности. За ними – проверенные на сотнях тысяч установок технические решения, стандартизованные протоколы, позволяющие объединять самое разное оборудование (системы видеонаблюдения, контроля доступа, пожарной безопасности, управления инженерными системами) в единую сеть на базе Ethernet. Это позволяет избежать конфликтов оборудования, повысить надежность и быстродействие систем.

 

Что предлагает рынок  

Полный комплекс оборудования и ПО для автоматизированных проходных может предложить заказчику компания PERCo.

Многие компании специализируются на разработке контроллеров и ПО и используют турникеты сторонних производителей. На российском рынке сейчас работает более 40 компаний-разработчиков СКУД, и всех перечислить сложно.

Сравнение проходных различных производителей по потребительским свойствам не так-то просто сделать. За годы развития СКУД в России сложился стандарт потребительских свойств, который реализован (по крайней мере - заявлен) практически во всех отечественных системах. При выборе производителя скорее стоит ориентироваться на опыт работы компании на рынке, количество оборудованных объектов, обучение и послепродажный сервис, развитую дилерскую сеть.

Принцип модульности в построении систем позволяет клиенту выбирать оборудование и ПО в соответствии с его потребностями.

Как же выбрать оптимальную проходную, чтобы не купить лишнего, не остаться без необходимого и иметь в будущем возможность наращивания?

 

Выберем преграждающее устройство  

Полноростовые роторы – полное перекрытие зоны прохода, высокая безопасность, но не высокая скорость прохода, «промышленный» внешний вид, большая площадь установки, высокая цена.

Полуростовые роторы (нержавеющая сталь, стекло, пластик, дерево) – элегантность, комфортность прохода, но небольшая скорость прохода, большая площадь установки, довольно высокая цена.

Скоростные проходы (нержавеющая сталь, стекло) - элегантность, комфортность прохода, но высокая цена, небольшая скорость прохода, большая площадь установки.

Тумбовые турникеты-триподы - высокая скорость прохода, разделение потока по одному, повышенная прочность (особенно в нержавеющем исполнении), средние площадь установки и цена.

Триподы-компакты и полутумбы - высокая скорость прохода, разделение потока по одному, малая площадь установки, невысокая цена, но "промышленный" внешний вид.

Калитки чаще используются в качестве дополнительного выхода или VIP-прохода.

 

Выберем количество точек прохода  

Рекомендуется устанавливать 1 турникет на каждые 500 человек, работающих в одну смену, для роторных моделей - 1 турникет на каждые 300 человек.

 

Выберем идентификаторы и считыватели  

Proximity - высокая скорость считывания, невысокая цена, возможность нанесения изображений и использования в качестве бейджей.  

Smart Proximity - высокая скорость считывания, средняя цена, хранение дополнительной информации (например, учет пользования льготными обедами в столовой).  

Биометрические (по отпечатку пальца) - удобство, имидж, но низкая скорость распознавания, не 100%-ная достоверность, дороговизна (не пальца, конечно, а считывателя). На проходных, которыми пользуется больше 1000 человек, биометрия очень неудобна. Магнитные карты, как уже упоминалось выше, ломаются, размагничиваются - в общем, требуют замены каждые З - б месяцев.  

 

Определим основные характеристики контроллеров  

• Поддержка выбранных идентификаторов.

• Количество карт = количеству ваших сотрудников с запасом на перспективу.

• Количество событий = 4 событиям (приход, уход на обед, приход с обеда, уход) х количество сотрудников, чтобы не приходилось скачивать буфер событий для отчетов чаще, чем раз в день.

• Наличие глобального антипассбэка. Это защита от повторного прохода, например, чтобы не прошли два человека по одной карте даже через разные турникеты.

• Поддержка недельных и сменных графиков. Она позволит обеспечить проход сотрудников на предприятие строго в соответствии с их графиками работы.

• Поддержка временных и разовых карт. Если необходима выдача и изъятие карт посетителей и временных сотрудников, контроллеры должны различать статусы карт.  

 

Определим, какое еще оборудование потребуется 

• Картоприемник для изъятия карт у посетителей.

• Ограждения для перекрытия оставшейся части проходной.

• Ограждение "Антипаника" шириной не менее 1200 мм (требование ФЗ № 123).

• Видеокамера, если нужна видеоидентификация.

• Системные часы, показывающее время, которое будет зафиксировано в системе для прихода/ухода сотрудника.

 

Определим основные требования к ПО 

• Если нужен только контроль по принципу "свой-чужой" - бесплатное ПО (РЕКСо, "Кронверк", "Сфинкс", Gate и др.).

• Если вы не хотите, чтобы сотрудники попадали на территорию предприятия вечером, ночью и в выходные дни - ПО должно поддерживать графики доступа.

• Если нужна защита от пользования чужим пропуском - модуль видеоидентификации, позволяющий сравнить личность человека, предъявившего карту, с фотографией ее владельца из базы данных.

• Если нужны отчеты об опозданиях, прогулах и отлучках - модуль "Дисциплинарные отчеты" или аналогичный.

• Если нужен автоматизированный табельный учет - модуль "Учет рабочего времени" или аналогичный.

• Если нужно организовать выдачу постоянных и временных пропусков - модуль "Бюро пропусков" или аналогичный.

• Если нужно оформлять карты как пропуска или бейджи с фотографиями и данными сотрудника - модуль "Дизайнер пропусков" или аналогичный.

• Если необходима передача табеля УРВ в 1С для расчета зарплаты - модуль интеграции СКУД с 1С,

 

При выборе ПО стоит обратить внимание, на сколько рабочих мест рассчитаны лицензии конкретного производителя - некоторые лицензии позволяют работать с ПО только на одном рабочем месте. Кроме того, у ряда производителей существуют ограничения на количество точек прохода и карт в системе. Возможно, в этом случае вам понадобятся дополнительные лицензии.

Конечно, если вы не специалист в области СКУД, вряд ли погружение во все эти тонкости вызовет у вас большой энтузиазм. Но иначе вы рискуете получить совсем не то, на что рассчитывали.

 

Экономическая эффективность 

Напоследок о приятном - о высокой экономической эффективности автоматизированных проходных, которая не только с лихвой окупит затраты на установку, но и будет приносить постоянную прибыль. Опыт многих предприятий показывает, что опоздания, отлучки и ранние уходы с работы после установки автоматизированных проходных сокращаются в 5 раз (например, по данным ОАО "Тагмет", где работает 15000 человек).

Допустим, на вашем предприятии все скромнее - число сотрудников составляет всего 500 человек. Если после установки проходной нарушения дисциплины сократятся всего на 5 минут на человека в день, то экономия рабочего времени в месяц составит 114 рабочих дней. Допустим, средняя зарплата на предприятии составляет 20 000 рублей, тогда ежемесячная экономия (даже без учета налогов) будет 104 000 рублей. Недаром говорится, рубль сэкономленный - рубль заработанный. Современная автоматизированная проходная - выгодные инвестиции в развитие бизнеса.

 

Журнал «Системы безопасности», 2010, ноябрь  

Автор – директор департамента анализа, планирования и рекламы компании PERCo