Метаморфозы рынка мегапиксельной оптики

Буквально за последние пару лет предложение мегапиксельной фото-видеотехники в потребительском секторе выросло лавинообразно – об этом нам регулярно сообщает телевидение во время рекламных пауз. Класс профессиональной аппаратуры для охранного видеонаблюдения не отстает. Ведь в множестве приложений для безопасности важна каждая мелочь! Казалось бы, производители оптики должны пойти по тому же пути. И они пошли, но далеко не все.

Не все то золото, что блестит

Объектив в современной системе видеонаблюдения – одно из важнейших устройств. Ведь он влияет на качество получаемого изображения. Очевидно, что наряду с совершенствованием программных и электронных компонентов, следует ожидать и качественного изменения оптики охранных систем.

Некоторые производители, тем не менее, появление мегапиксельных телекамер предвидели и ранее, и уже сейчас готовы предложить объективы разрешением 5 мегапикселей. И это не предел, утверждают специалисты. Появление 10-мегапиксельных CCTV-объективов, не так давно анонсированных маркетологами, подтверждает это мнение.

Тем не менее, есть и эксперты, которые высказываются о преждевременности выпуска такой оптики. Почему? Все достаточно просто. Во-первых, выигрыш от каждого дополнительного пикселя снижается в геометрической прогрессии. Относительную разницу между 1,3 и 4 Мпикс. можно сравнить с разницей между 4 и 16 Мпикс. Во-вторых, пропорционально площади картинки увеличивается и ее «вес», а значит и необходимый размер диска в видеорегистраторе. А если система многоканальная? Вероятно, этим объясняется отсутствие на современном рынке охранных телекамер разрешением 10 мегапикселей, несмотря на анонс CCTV-объективов.

К тому же, есть мнение (вполне обоснованное, кстати), что само понятие «мегапиксельный» часто используется не по назначению. Многие люди, оперируя этим термином, зачастую не могут охарактеризовать предназначение так называемого «мегапиксельного объектива» - оптический формат матрицы, для которого он предназначен, например. Нельзя разрешение 0,5-5 Мпикс. назвать «мегапиксельным» только за эту характеристику, считают эксперты. В общем, термин «мегапиксельный» претерпевает девальвацию.

Отделяем зерна от плевел

Возникает закономерный вопрос: на что же ориентироваться потенциальному покупателю? В чем разница между настоящим мегапиксельным объективом и тем, который так только называют?

Во-первых, необходимо тщательно изучить этот сегмент рынка – производителей, их репутацию. Как правило, компания, известная качественными характеристиками производимой оптики, предлагает и широкий выбор мегапиксельных объективов (действительно мегапиксельных).

В частности, сегодня на рынке присутствует линейка мегапиксельных объективов «рыбий глаз». Всего одна камера с таким объективом в помещении может контролировать все происходящее в нем. И если не так давно это техническое решение считалось довольно «экзотическим», то сегодня оно набирает популярность, о чем свидетельствует статистика. Чаще телекамеры типа «рыбий глаз» используют в торговых центрах, на улицах для создания обзорных интерактивных карт, но их сфера применения постоянно расширяется.

Оно вам надо?

Однако перед тем как устанавливать на камеру мегапиксельный объектив, подумайте, действительно ли он вам нужен. Современные объективы систем видеонаблюдения нередко проходят сравнительное тестирование.

Практика показывает, что разные производители наделяют свою продукцию разными преимуществами. Например, тестируемая оптика не всегда выделяется лучшим разрешением, но может выигрывать в качестве картинки по всей площади изображения (включая краям). Равномерно четкое изображение очень важно на некоторых объектах и в некоторых приложениях, в том числе в охранных системах видеонаблюдения. С учетом этого и проектируются оптические системы современных охранных камер, и в первую очередь, мегапиксельных. Потребитель скорее предпочтет стабильное разрешение по всей площади обзора, чем исключительную «зоркость», сфокусированную в центре.

Снова вместе, снова рядом…

Основные потребители профессиональной мегапиксельной оптики – киноиндустрия, системы технического зрения (СТЗ) и охранное видеонаблюдение. Причем последний сектор наиболее емкий и развиваться он начал гораздо раньше, чем, например, СТЗ, что не могло не отразиться на рынке оптики.

Однако время выдвинуло новые требования к рынку объективов. Для СТЗ в подавляющем большинстве случаев важны такие характеристики, как: маленькое фокусное расстояние, высокое разрешение, большой угол обзора, компактные размеры. Спрос родил предложение. Появились видеокамеры с соответствующими характеристиками, способные, к тому же, работать в сложных условиях промышленного производства: вибрации, высокие температуры и запыленность помещений, к примеру. До определенного времени камеры и оптика для видеонаблюдения по всем этим критериям значительно уступали камерам и объективам для СТЗ.

Однако в наши дни системы видеонаблюдения инсталлируют и на промышленных предприятиях, и на транспорте, и в других не менее сложных условиях. Растут требования к камерам и оптике. Границы между двумя когда-то разными классами оборудования постепенно стираются.

Мы за ценой не постоим?

Производители утверждают, что ценообразование на новинки любого модельного ряда объективов – сложный процесс. Производитель, если ресурсы позволяют, не прочь выпустить шедевр. Покупатель хочет приобрести продукт приемлемого качества по привлекательной цене. Маркетологам приходится блюсти баланс интересов.

Ради этого баланса почти всегда приходится поступиться какой-то характеристикой (и снизить себестоимость объектива), оставив все остальные на высоком уровне (и обеспечить высокое качество продукта). Сегодня охранное оборудование востребовано и воспринимается почти как массовый продукт, а значит и цены на него при хорошем качестве должны быть соответствующими. Благо, время на стороне производителя и покупателя: дешевеют и совершенствуются технологии, а вместе с ними и профессиональная оптика.

Кстати, асферические линзы, подчиняясь общей тенденции, становятся более доступными. Изготавливаются они из пластика (ему проще всего придать нужную форму), заготовок из пластика и стекла (способом склеивания) и просто стекла. В последнем случае используется прессовка стеклянной заготовки. Некоторые производители выпускают исключительно стеклянные асферические линзы.

Новые и старые тенденции рынков сбыта

Разработка новых моделей объективов еще совсем недавно была долгим и ресурсоемким процессом. Сначала производился расчет устройства, затем многочисленные вычисления, оптимизирующие фокусное расстояние и устраняющие все дефекты. В итоге, спустя довольно длительное время, по оптимальным характеристикам выбирался объектив. Сегодня же для создания объективов используются мощные компьютерные системы, которые ранее применялись в кинематографе и космической отрасли. Это значительно экономит время и оптимизирует процесс разработки и выпуска оптики.

Ведущие производители считают нецелесообразным предлагать какие-либо узконаправленные решения для локальных рынков, распространяя свою продукцию по всему миру. В первую очередь, это применимо к мегапиксельным камерам и LPR-системам (распознавание номерных знаков автомобилей). Более того, современные системы распознавания автомобильных номеров оснащаются мегапиксельными камерами.

Мировой финансовый кризис отразился и на рынке оптики для охранных видеосистем. Некоторые производители «заморозили» некоторые проекты новых моделей оборудования. Однако аналитики отмечают, что продажи проверенной качественной продукции сохранились на прежнем стабильном уровне. Россия и страны СНГ также были и остаются надежными регионами в плане реализации объективов для систем видеонаблюдения.

Продажи в конкретной стране и регионе заметно зависят от местных особенностей и даже менталитета жителей. К примеру, Япония не отличается высоким уровнем преступности, и продажи систем охранного видеонаблюдения здесь сравнительно невысоки. Украина в последнее время, напротив, уделяет большое внимание безопасности, так как кризис увеличил в этой стране уровень безработицы и, как следствие, преступности. Примером хорошего рынка сбыта может служить Великобритания, хорошо известная тотальным характером распространения систем видеонаблюдения.

У России, если рассматривать ее как рынок сбыта для зарубежных производителей объективов, есть парадоксальная специфика. Наши соотечественники не жалуют мощные трансфокаторы. Вернее, к ним относятся с должным пиететом, но покупают мало, практически поштучно, в то время как во всем мире такая техника – ходовой товар. А ведь в России необъятные просторы, окруженные протяженными границами и пересеченные вдоль и поперек столь же протяженными трубопроводами. Это и есть типичная сфера применения трансфокаторов. Современные трансфокаторы многократно повышают уровень безопасности охраняемого объекта, ведь их характеристики позволяют в среднем за 7 секунд произвести перефокусировку с минимума до максимума и наоборот. Это фактически означает, что расстояние в фокусе всего 15 метров почти мгновенно увеличивается до 2 километров.

О вреде жадности

Даже рынок массовых продуктов изобилует разработками, возможности которых еще только предстоит реализовать в полной мере. Что уж говорить о рынке профессиональной техники! Похоже, рынок CCTV ждут новинки, причем их отличие от существующих моделей будет заключаться не только в «мегапиксельности». И не надо жалеть денег на высококачественную оптику (если, конечно, ее применение оправдано). Ведь ее отсутствие может принести гораздо больший урон, чем стоимость хорошего варифокального объектива, к примеру. Сравните стоимость охраняемых материальных и нематериальных активов в денежном эквиваленте и стоимость системы безопасности. Скупой платит. И даже не дважды…