От Редакции: «Подводные камни» при создании КТСО приведены в материале, который особенно актуален в кризисный период. Часто рассматривается вопрос только с технической точки зрения, а не менее важные организационные и экономические аспекты

выпадают из поля зрения Заказчика.

 Много лет подряд мы говорим и пишем о сложностях, возникающих при создании комплексов и систем технических средств охраны, и определении возможных узких мест, усложняющих реализацию проекта, а проблемы возникают и возникают.

Однако чаще всего мы рассматриваем вопрос только с технической точки зрения, опуская не менее важные организационные и экономические аспекты (Выделено здесь и далее Редакцией). В этой статье мы попытались рассмотреть проблемы создания Комплекса ТСО с точки зрения заказчика.

 Каждая из организаций на определенном этапе развития сталкивается с необходимостью разработки и создания системы безопасности в том или ином виде. При создании таких систем возникает масса проблем — организационных, технических и финансовых.

Как известно, существует два варианта выполнения неспецифичных для организации работ — самостоятельно и с помощью сторонней организации. Все остальные варианты и возможности лежат в границах этих способов.

 Возможные недостатки и проблемы первого варианта очевидны:

- отсутствие квалифицированного для данной деятельности персонала, необходимость обучения сотрудников;

- отвлечение от основной деятельности (приносящей доход!) сотрудников;

- необходимость получения лицензий на такой вид деятельности;

- проблемы с постановкой на баланс изготовленной «хозспособом» системы.

И т.д.

 Второй вариант также имеет свои недостатки:

- необходимость единовременного вложения средств;

- возможность завышения цены со стороны подрядной организации;

- необходимость квалифицированной оценки выполненных работ и т.д.

Однако сложности второго варианта могут быть решены при понимании возможных «узких мест» и правильной организации взаимодействия с подрядчиком.

 В связи со всем вышесказанным, мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся проблемы, возникающие при создании систем безопасности с привлечением сторонних организаций.

Современные системы и комплексы являются весьма сложным и достаточно индивидуальным продуктом с очень быстрой динамикой развития и внедрения новейших научно-технических достижений. Это обстоятельство предопределяет постоянное отставание необходимого технического уровня покупателя от технического уровня продавца (разработчика).

Несмотря на большое количество нормативных и руководящих документов, во многих случаях покупатель просто не обладает ни финансовым, ни кадровым ресурсами для современного, оптимального и обоснованного формулирования своей потребности. Реализация проекта по созданию комплексов технических средств охраны требует в этом случае привлечения сторонних организаций подрядчиков для выполнения работ и определенной методики работы заказчика.

 Оптимизация выбора сложности комплекса средств 

 Очевидно, что при прочих равных условиях сложная система будет более дорогостоящей, а при ее удешевлении становится менее эффективной.

Выбор можно проиллюстрировать простейшими экспоненциальными графиками. В идеальном случае — величина расходов на безопасность не должна превышать стоимость возможных потерь.

В реальной жизни, конечно, так не бывает — чаще всего стоимость системы и сложность системы находятся в зоне оптимального или приемлемого решения.

При этом показатель приемлемого решения должен включать в себя не только стоимость создания системы, но и расходы на последующую эксплуатацию — так называемую стоимость владения.

 Стоимость владения 

 Показатель стоимости владения определяет величину расходов, включающую в себя расходы по созданию системы безопасности и расходы на поддержание системы в работоспособном состоянии на все время нормативного срока эксплуатации.

Автором был проведен статистический анализ стоимости обслуживания систем и комплексов безопасности в зависимости от уровня качества применяемого оборудования - при разработке РДП по обслуживанию ГК «ИСТА»

 Ярким примером может служить выбор видеокамер. 

При использовании высококачественных видеокамер производства фирмы Panasonic стоимостью $350 среднегодовые расходы на обслуживание и ремонт составляют $15, таким образом, при нормативном сроке эксплуатации 7 лет, суммарные расходы на владение 1 видеокамерой — 350+15 х 7 = 455 ($).

При использовании недорогих видеокамер корейского или китайского производства со сравнимыми параметрами и стоимостью $150, расходы на ежегодное обслуживание и ремонт составляют $40. Соответственно, стоимость владения на 7лет составят 50 + 40 х 7 = 430($).

Возникает вопрос «А оно того стоит?», особенно если учесть связанные с этим неудобства и простои системы во время ремонта.

Именно в таких случаях подтверждается справедливость английской поговорки «Мы не настолько богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи».

 Типичный порядок создания системы безопасности 

 Прежде чем определиться, какими силами будет создаваться система безопасности на объекте, заказчик должен представлять список задач на пути реализации этой системы:

- Формулирование требований к создаваемой системе — что и как она должна обеспечивать, разработка концепции безопасности.

- Выбор подрядчика.

- Разработка технического задания.

- Разработка рабочего проекта.

- Определение порядка выполнения работ и разработка плана финансирования.

- Приобретение оборудования и материалов.

- Выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ.

- Прогон системы в режиме опытной эксплуатации.

- Сдача системы в эксплуатацию.

- Регулярное техническое обслуживание.

 Как показано ранее, современные системы и комплексы технических средств охраны развиваются в сторону усложнения. В связи с этим целесообразным приемом создания более-менее сложных систем и комплексов является привлечение специализированных сторонних организаций уже на этапе подготовки к созданию системы безопасности.

В связи с этим возникает вопрос выбора компании-подрядчика.

 Специфика организаций, работающих на рынке технических средств охраны 

 Как известно, деятельность компаний, работающих на рынке технических средств безопасности, лицензируется в основном — Госстроем, МЧС и ФСБ (Ред. - До вступления в силу ФЗ № 272). Одно это наглядно демонстрирует сложность выполняемых работ. При этом быстрое развитие микроэлектроники, и в особенности компьютерной техники, требует от этих компаний постоянного развития и вложений.

Горький опыт заказчиков по взаимодействию с различными организациями, специализирующимися на создании технических средств охраны, дает возможность разделить исполнителей на две большие группы — специализированные торгующие организации (выполняющие в т.ч. и монтаж оборудования) и инсталляционные компании, осуществляющие не столько поставку, как полный комплекс работ по созданию систем безопасности.

Первые — прекрасно продают, монтируют хуже, обслуживают и сопровождают — еще хуже, и это не критика этих компаний. Просто такова их специфика. Цена в таких компаниях может быть ниже, чем в «чисто инсталляционных», однако возможностей создания технически сложных систем у них заметно меньше — просто потому, что они мало уделяют внимания именно техническому аспекту создаваемой системы, а больше денежной составляющей.

Вторые — инсталляционные компании, рекламируют, продают и продвигают себя слабее. Цена готовых систем может быть заметно дороже, чем у «торговцев», однако надежность создаваемых систем и техническая грамотность специалистов — существенно выше.

 При прочих равных условиях, если заказчик не хочет иметь проблем в недалеком будущем, ему проще выбрать чистого инсталлятора, а если нужно что-то «по-быстрому и подешевше» — это к «торговцам».

Учитывая недостатки и достоинства представленных на российском рынке систем безопасности и принимая во внимание вышеизложенное, очень важно не ошибиться в выборе фирмы-подрядчика (системного интегратора), которая смогла бы максимально учесть пожелания заказчика и свести к минимуму затраты на установку и эксплуатационное обслуживание поставленного оборудования.

 Критерии выбора подрядчика достаточно традиционны и подробно описаны в различных источниках:

1. Опыт работы в области безопасности.

2. Технический уровень поставляемого оборудования  и услуг.

3. Научно-организационный уровень.

4. Репутация фирмы-подрядчика.

5. Степень взаимодействия фирмы-подрядчика с государственными структурами, фактически «акцептованность» компании у профильных госструктур.

6. Стоимость и сроки проведения работ.

 

(Продолжение следует)