Система контроля доступа аэропорта многолика. И для каждой категории посетителей этого конгломерата СКУД открывает особое лицо. Кто-то сталкивается исключительно с дверьми в ассортименте и с металлоискателями. А кто-то дважды в сутки минует рубеж с загадочным названием КПП. Есть и те, кто часы напролет проводит за монитором. Тем не менее, несмотря на всю свою многоликость, СКУД должна работать как единый комплекс. Только в этом случае она способна обеспечить безопасность персонала, пассажиров и имущества.

 Цели и задачи СКУД в аэропорту

Внедрение в аэропорту системы безопасности необходимо, прежде всего, для обеспечения бессбойной работы всей инфраструктуры аэропорта, устранения влияния внешних угроз на имущество, сотрудников и пассажиров, а также предотвращения злоупотреблений среди служащих аэропорта. Со всеми этими задачами может должным образом справиться только комплексная система, включающая подсистемы видеонаблюдения, пожаробезопасности, контроля и управления доступом, бортовой безопасности самолетов и другие системы – находящиеся, разумеется, под чутким и надежным управлением различных подразделений службы безопасности. 

 Система контроля и управления доступом (далее – СКУД) отвечает, главным образом, за поддержку контрольно-пропускного режима на территории аэропорта, а это связано с разграничением прав доступа персонала к помещениям и объектам, учетом въезда-выезда автотранспорта, учетом пассажиропотока, досмотром багажа и хранением данных о часто летающих пассажирах.

Последняя возможность обрела новую жизнь, главным образом, в зарубежных аэропортах международного значения с повсеместным внедрением биометрического оборудования. Главная задача этой системы – оградить инфраструктуру и имущество аэропорта и находящихся на его территории людей от внешней угрозы, что бы она собой ни представляла. Соответственно, оборудование контроля доступа устанавливается на внешние входы и въезды автотранспорта, и посты охраны, контрольно-пропускные пункты (КПП), а также некоторые служебные помещения аэропорта.

Прежде чем говорить о структуре и необходимом функционале СКУД, следует более детально очертить круг задач, за решение которых на территории аэропорта отвечает эта система.

Задачи:

- Автоматизация работы проходных с возможностью учета рабочего времени сотрудников.

- Автоматизация КПП и интеграция с парковочными системами с возможностью фиксации автомобильных номеров, автоматизации оплаты парковки, распределения автомобилей по свободным парковочным местам.

- Разграничение доступа к помещениям и объектам аэропорта с присвоением сотрудникам разных прав доступа. Актуально введение разных временных зон, разных правил прохода в помещения. Доступ может осуществляться по карте, по набору кода, по уникальным биометрическим данным. Чаще всего при доступе к особо охраняемым помещениям необходимой мерой является режим многофакторной идентификации с проверкой разных идентификационных данных.

- Обеспечение сохранности имущества и отслеживание его перемещения как на территории аэропорта, так и за его пределами может осуществляться с помощью радиометок, а в случае транспортных средств – с помощью GPS/GSM-модулей.

- Досмотр имущества пассажиров и въезжающего на территорию аэропорта транспорта с целью выявления потенциально опасных предметов и веществ (оружия, взрывчатки, горючих веществ и проч.)

 

СКУД аэропорта должна включать в себя следующие компоненты:

- Персональные идентификаторы (как правило, в качестве идентификаторов применяются бесконтактные проксимити-карты или смарт-карты, однако для ограничения доступа к отдельным объектам все чаще используются биометрические идентификаторы)

- Считыватели персональных идентификаторов (в зависимости от типа используемых идентификаторов, это могут быть считыватели проксимити- или смарт-карт, а также биометрические считыватели – чаще всего считыватели отпечатков пальцев с возможностью идентификации по карте).

- Контроллеры замков, турникетов, других исполнительных устройств СКУД. С целью повышения живучести системы СКУД проектируют таким образом, чтобы данные о персональных идентификаторах и соответствующих им правах доступа хранилась в энергонезависимой памяти контроллеров.

- Исполнительные устройства дверных замков, турникетов; электрические приводы ворот и шлагбаумов.

- Систему распознавания государственных регистрационных номеров автотранспорта.

- Автоматизированные рабочие места – АРМ (о них речь пойдет отдельно).

 

КПП – первый рубеж (или действия СКУД по отношению к сотрудникам и водителям).

Театр начинается с вешалки, а аэропорт – с КПП. Поэтому имеет смысл в первую очередь поговорить о функциях и режимах работы СКУД, необходимых для правильной организации этого жизненно важного объекта аэропорта.

 Каждый КПП в аэропорту должен быть оснащен системой видеонаблюдения, позволяющей контролировать зону прохода через металлодетектор или проем ворот, а также средствами СКУД, обеспечивающими контроль прохода пользователей (пассажиров). КПП контролирующие проезд автомобилей оснащаются также системой считывания номеров, шлагбаумом и средствами индикации разрешения на въезд-выезд (световые табло, светофоры). Кроме того, такие КПП обязательно должны быть оборудованы дополнительными средствами защиты от несанкционированного проникновения транспортных средств при взломанном шлагбауме.

 Выезд на перрон оборудуется средствами контроля над проходом и проездом с учетом того, что соответствующий КПП находится на открытом пространстве. Контроль проезда автотранспорта осуществляется с помощью радиочастотных меток. Аналогичным образом осуществляется контроль при въезде на базовый склад ГСМ.

 

Системы контроля доступа для КПП должна обеспечивать выполнение следующих функций:

Контроль реального прохода/въезда на территорию аэропорта

Во-первых, СКУД на КПП аэропорта должна осуществлять контроль за фактом реального прохода пассажира или встречающего/провожающего, а также проезда автотранспорта на территорию аэропорта. При типовой организации КПП сначала происходит идентификация проходящего контроль путем регистрации электронного пропуска (идентификатора). При этом пересечение КПП считается осуществленным (т.е. имеет место факт реального прохода) только в случае фиксации прохода, к примеру, проворотом турникета. В противном случае проход считается незавершенным.

 Практически аналогичен учет проезжающего на территорию аэропорта автотранспорта. Проезд считается зафиксированным фактом только после пересечения автотранспортом лучей датчиков либо индукционных петель. В ином случае фиксируется незавершенная попытка проезда.

 Запрет повторного прохода/проезда в рамках всей СКУД

В случае, если происходит повторная регистрация электронного пропуска, а выход/выезд с территории аэропорта перед этим зарегистрирован не был, то сотрудники охраны вправе отказать проходящему в доступе на территорию аэропорта. То же правило может распространяться и на отдельные помещения на территории аэропорта.

 Поддержка многосменных и скользящих графиков работы

В целях безопасности имеет смысл обеспечить допуск персонала на территорию аэропорта только в рабочее время, а вне работы учитывать каждого сотрудника как рядового посетителя. Для этого контроллеры СКУД, расположенные на проходных и КПП, должны поддерживать работу с многосменными и скользящими графиками. К тому же, это позволит снять часть нагрузки с сотрудников КПП.

 Оперативное присвоение прав прохода через КПП

В экстренных ситуациях, которые, к сожалению, нередко случаются в жизни любого аэропорта, может возникнуть необходимость экстренного вызова сотрудников с нарушением рабочего графика, заложенного в память контроллеров. В этом случае, чтобы избежать нахождения на территории аэропорта неучтенных лиц, которых диспетчер КПП пропустил нажатием кнопки разблокирования турникета, в СКУД должен поддерживаться режим экстренного присвоения прав доступа диспетчеру КПП. Это событие должно регистрироваться в БД СКУД.

 Распознавание государственных регистрационных номеров

В качестве идентификатора транспортного средства может выступать его государственный регистрационный номер. По нему диспетчер может получить из БД всю ранее зафиксированную информацию с отметкой о том, разрешено ли данному автомобилю проезжать через КПП. Как и в случае с другими идентификаторами, окончательно решение о допуске транспортного средства на территорию аэропорта может быть возложено на плечи диспетчера. Эта система удобна и автоматически снимает ряд вопросов, связанных с традиционными идентификаторами – выбор типа идентификатора (в том числе для разовых посетителей), процедуры их выдачи и сдачи, контроль ответственность за утерю идентификатора.

 Автоматический ввод фотографий автомобилей

Еще одна полезная и удобная, но не обязательная функция. В случае ее использования при первом проезде автомобиля через КПП в БД СКУД автоматически вводится его мгновенный снимок с обзорной телекамеры, установленной над въездом. При последующих проездах эта фотография, выводимая из БД вместе с другой информацией об автомобиле, может быть использована для верификации. 

 Двери (или функции СКУД для пассажиров)

Для здания аэропорта, двери – это не просто створки, через которые можно (или нельзя – в зависимости от прав доступа) войти в какое-либо помещение. Эти створки, чем бы они не были представлены (турникеты, шлюзовые кабины и т.д.), должны привлекательно выглядеть, защищать помещение от воздействия окружающей среды и обладать высокой пропускной способностью, дабы не скапливались перед ними очереди из граждан с багажом.

 Помимо комфорта и удобства пассажиров и персонала, двери должны стоять еще и на страже безопасности аэропорта. Поэтому при их изготовлении предусматривают наличие пожарозащищености, специального остекления, а также возможность экстренного открытия дверей в случае ЧП или при эвакуации пассажиров. Кроме того, уже на этапе производства закладывается возможность работы двери в составе системы безопасности.

 За годы успешной, в целом, эксплуатации СКУД на территории аэропортов сложились своего рода правила подбора дверей, турникетов и проч. для разных помещений. Если не правила, то, по крайней мере, классические рекомендации.

 Стойки паспортного контроля

Для организации прохода пассажиров по направлению к стойкам используются таможенные коридоры и система перемещения грузов. В этих случаях наилучшим вариантом считается применение автоматических распашных калиток и трехштанговых турникетов (типа «трипод»).

 VIP-зона

В VIP-зоне ожидают начала посадки пассажиры первого и бизнес-классов. В традиционном варианте этот зал охраняется людьми в форме, которые на основе посадочных талонов решают, кого пустить внутрь, а кого попридержать. Однако все чаще и чаще вместо постов охраны на входе в VIP-зону устанавливаются раздвижные двери различной конфигурации и дизайна. Иногда используются шлюзовые кабины. Внутренние двери кабины не закроются, пока открыты внешние. Для защиты помещения от задымления конструкция дверей должна предусматривать дымоудаление. Хорошо, если дверь (или шлюзовая кабина) изготовлена из непрозрачных материалов, позволяющих скрыть внутреннее пространство. Войти в VIP-зону можно при помощи посадочного талона, данные с которого считывает установленный рядом с входом считыватель СКУД.

 Проход на посадку

Поскольку на посадку пассажиры обычно идут довольно плотным потоком, на помощь сотрудникам аэропорта на этом участке могут прийти терминалы, оборудованные блоками автоматизированного учета. После считывания информации с посадочного талона турникет разблокируется. Использование автоматизированного учета пассажиров может значительно сократить время посадки.

 На этом участке наиболее приемлемо применение турникетов типа «трипод». Он удобен в применении и быстро переходит в следующую позицию. При прохождении пассажира после несильного толчка рукой штанга турникета проворачивается, переходя в следующее положение. Если на посадку проходит группа пассажиров или осуществляется транзит груза, то штанга турникета опускается при нажатии кнопки. При необходимости срочной эвакуации возможность такого «падения» штанги обеспечивает эвакуационный коридор.

 Служебные помещения

На границе между пассажирской и служебной зоной организуются проходы для персонала. Такие проходы обычно не оборудуются стационарными постами охраны. Доступ к служебным помещениям аэропорта тоже ограничен, поэтому, дабы надежно защитить эти помещения от несанкционированного проникновения посторонних лиц, на входе устанавливают оборудование, обеспечивающее высокий уровень ограничения доступа в соответствии с заложенными в СКУД правами доступа. Это могут быть шлюзовые кабины или роторные двери. Для идентификации могут применяться считыватели карт или биометрические считыватели. Если используется шлюзовая кабина, то проход вдвоем можно исключить, если оснастить кабину системой взвешивания или контактным «ковром». Там, где плотность потока сотрудников выше, могут использоваться полуростовые калитки с распашными створками со считывателем на входе и кнопкой на выходе. В этом случае контроль прохода по одному и определение направления прохода реализуется благодаря системе сенсоров, установленных вдоль прохода

 Вход на территорию аэропорта

Идеальным решением для защиты входа на территорию аэропорта от несанкционированного проникновения посторонних лиц является использование полноростовых турникетов, оборудованных считывателями карт доступа.

 АРМ (или функции СКУД для диспетчеров)

АРМ (автоматизированные рабочие места) устанавливаются в центральной диспетчерской, в дежурной части линейного отделения милиции аэропорта, месте дислокации подразделения вневедомственной охраны, в Бюро пропусков. Также автоматизированным рабочим местом обладают администратор сети СКУД, начальник охраны Службы авиационной безопасности, начальник смены и диспетчер оперативного контроля САБ. Каждое АРМ имеет свою специфику в зависимости от места установки.

 АРМ «Бюро пропусков» с помощью системы сбора и обработки информации (ССОИ) должны вести всю отчетность по пропускам, их заказу и изготовлению. ССОИ должна обеспечивать одновременное функционирование не менее 10 АРМ «Бюро пропусков».

 Для автоматизации работы АРМ «Проходная» на экран должны выводиться фото и личные данные каждого сотрудника аэропорта, минующего этот рубеж охраны. При необходимости система позволяет блокировать турникет.

 На КПП с въездом автотранспорта АРМ позволяет автоматизировать управление шлагбаумом; т.к. с его помощью оператор осуществляет просмотр текущего видео и архива, может управлять видеозаписью; вносит информацию в базу данных и сравнивает с имеющейся информацией процесса досмотра автомобиля.

 На автопарковках АРМ позволяют осуществлять контроль перемещения автотранспорта, а также предоставляют оператору информацию о наличии свободных мест.

 АРМ «Контрольный терминал» фиксирует в журнале событий данные о перемещениях персонала.