В 2000 году в целях повышения эффективности руководства нарядами групп задержания, усиления контроля за несением службы и оперативного реагирования по сигналам тревоги с охраняемых объектов и квартир по техническому заданию УВО при УВД по Омской области специалистами фирмы «Навигационные системы» на основе имеющихся технологий спутникового слежения за объектами была создана и внедрена в подразделениях охраны система мониторинга транспортных средств «Арго-Страж».

 На сегодняшний день развернуто 17 диспетчерских центров системы, которые связаны в единую сеть, навигационными блоками оборудовано 134 служебных автомобиля.

С введением в эксплуатацию диспетчерских центров системы «Арго-Страж» в районах Омской области (Калачинск, Тюкалинск, Любино, Марьяновка, Москаленки, Исилькуль, Кормиловка) появилась возможность охранять автотранспортные средства на Федеральной трассе «М51» от границы Новосибирской области до республики Казахстан и на автомагистрали от г.Омска до границы с Тюменской областью.

В 2004 году с целью профилактики и предупреждения разбойных нападений на водителей таксомоторных парков по обращению одного из руководителей система была модернизирована. Радиоблоки были установлены в салонах принадлежащих фирме автомобилей. При нажатии на тревожную кнопку сигнал через спутниковую систему слежения поступает в дежурную часть УВО, при этом двигатель машины блокируется автоматически, либо по команде из дежурной части. К месту происшествия направляются группы задержания ОВО и других подразделений.

В течение последних двух лет в УВД по Омской области наработана практика взаимодействия дежурных частей органов внутренних дел и реагирования комплексных сил и средств при поступлении сигналов «Тревога» с автомобилей, оборудованных системой мониторинга «Арго-Страж». За всё время с момента установки системы пресечено более 30 преступлений и правонарушений в отношении водителей такси, задержано более 20 правонарушителей. Сегодня подразделения омской охраны готовы оборудовать блоками системы автотранспорт как юридических, так и физических лиц.

В августе 2006 года УВО при УВД по Омской области совместно со специалистами ЗАО «Навигационные системы» была проведена модернизация системы мониторинга «Арго-Страж» в целях замены импортных приемников GPS на отечественную аппаратуру ГЛОНАСС/GPS. В III квартале 2007 года в соответствии с указанием ЦОРДВО МВД России на базе ОВО при УВД по Октябрьскому АО г.Омска были проведены эксплуатационные испытания объектового оборудования ГЛОНАСС в соответствии с утвержденной программой и методикой.

В мае 2007 года взаимодействие дежурных частей органов внутренних дел и реагирования комплексных сил и средств при поступлении сигналов «Тревога» с автомобилей, оборудованных системой мониторинга «Арго-Страж», было продемонстрировано министрам внутренних дел России и Казахстана в период их посещения УВО при УВД по Омской области.

В целях выработки комплексных организационно-практических мер по развитию межрегионального «коридора безопасности» по охране транспортных средств с помощью системы мониторинга «Арго-Страж» в марте 2007 года состоялась рабочая встреча руководителей УВО соседних с Омском регионов для решения вопроса по оборудованию «коридора безопасности» на своих территориях.

В ходе рабочей встречи обсуждались проблемные вопросы технического и организационного обеспечения в создании единой системы контроля за передвижением автотранспорта и реагированием нарядов милиции при срабатывании тревожной сигнализации по всему маршруту его следования. После обсуждения проблемных вопросов участниками было принято решение о создании единой картографической базы данных с возможностью объединения картографических баз данных Сибирского и Уральского федеральных округов, а также о разработке типового договора и Единой инструкции по действиям дежурных частей ОВО, УВО, УВД, ГУВД по Алтайскому краю, Омской, Новосибирской и Тюменской областей при поступлении тревожного сообщения с охраняемого автомобиля.

И уже к июлю 2007 года организационно-правовая работа была завершена. На сегодняшний день сформирована и установлена в дежурной части УВО при УВД по Омской области и картографическая база данных. Общая протяженность «коридора безопасности» Барнаул-Омск-Новосибирск-Тюмень составляет 1600 км. Но работа по расширению «коридора безопасности» на этом не остановилась.

29-30 января 2008 года при поддержке начальника УВД по Омской области генерал-майора милиции В.Я. Камерцель состоялась рабочая встреча руководителей инженерно-технической службы УВО при ГУВД, УВД по Краснодарскому, Пермскому, Ставропольскому краям, Новосибирской, Омской, Челябинской и Свердловской областей на базе УВО при УВД по Омской области для обсуждения организационно-технических мероприятий по созданию «коридора безопасности» по федеральным трассам на территориях Уральского, Южного федерального округов и России в целом. Необходимо отметить, что система «Арго-Страж» уже несколько лет функционирует в городах Екатеринбурге и Перми, но для того, чтобы охранять автотранспорт на трассах, необходимо иметь диспетчерские центры не только в самих городах, но и в областных подразделениях, расположенных вблизи федеральных автодорожных магистралей.

Участники встречи живо интересовались возможностями постоянно совершенствующегося «Арго-Стража», порядком создания картографической базы данных, способами передачи и защиты информации, механизмом взаимодействия всех подвижных нарядов милиции, находящихся в единой системе дислокации УВД, при поступлении сигнала тревоги с охраняемого автомобиля.

Прибывшим делегатам было продемонстрировано новое программное обеспечение системы «Арго-2008», которая имеет более широкие функции и возможности и которая в настоящее время проходит тестовые испытания.

Надеемся, что итогом всей проведенной работы станет не только расширение «коридора безопасности» на запад и юг страны, но и обеспечение безопасности автотранспорта при передвижении по федеральным магистралям.

 Ирина ИВАНОВА, УВО при УВД по Омской области

 Статья подготовлена совместно с редакцией журнала «Охрана»