В рамках реализации Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобренной постановлением Правительства 23 августа 2005 года, перед Межрегиональным координационным центром по охране имущества при его транспортировке МВД России была поставлена задача создания пилотного автокоридора безопасности «Москва–Воронеж».

На данном коридоре должны быть отработаны технические и организационные решения, которые позволили бы в дальнейшем распространить полученный опыт на другие важные магистрали и создать единую систему мониторинга опасных и особо ценных грузов в масштабах всей страны. 

В подразделениях вневедомственной охраны уже в течение ряда лет применяются системы мониторинга автотранспортных средств для контроля патрульных автомобилей. В результате их использования удается значительно повысить скорость реагирования ГЗ и ГНР на полученные вызовы о совершенных преступлениях и правонарушениях. В большинстве случаев такие системы используют канал УКВ связи для передачи сведений о местонахождении автомобилей. Этого достаточно для работы системы в пределах микрорайона или города, однако при охране грузов при их транспортировке на междугородных трассах должны использоваться иные технологии связи.

В МКЦ МВД России с 2006 года используется система мониторинга подвижных объектов «Алмаз» (производство ООО «Кодос-Б», г. Москва), построенная на базе спутниковых технологий позиционирования ГЛОНАСС/GPS, GSM и УКВ связи.

Бортовое оборудование системы «Алмаз» — устройство «Титан 10» с навигационным приемником ГЛОНАСС/GPS российского производства — обладает рядом интересных особенностей, к которым можно отнести:

·         наличие 8 дискретных и 4 аналоговых входов;

·         8 управляющих выходов, позволяющих устанавливать не только состояния «включено» и «выключено», но и выдавать сложные последовательности импульсов;

·         встроенный источник резервного питания, рассчитанный на работу в условиях низких температур;

·         ударопрочный металлический корпус с дополнительной крышкой для защиты электронной схемы;

·         голосовая связь между оператором диспетчерского центра (ДЦ) и объектом (двухсторонняя или скрытая);

·         цифровой диктофон;

·         «черный ящик», позволяющий сохранить информацию в энергонезависимой памяти устройства без затрат на непосредственную передачу в ДЦ;

·         контроль самим устройством нахождения в заданных координатных зонах, отправка сообщений при входе/выходе из зоны;

·         наличие последовательного порта для связи с компьютером или подключения второго канала связи;

·         работа терминального устройства и по GSM, и по УКВ каналам с автоматическим выбором доступного вида связи;

·         возможность обновления микропрограммы устройства непосредственно на объекте.

Программное обеспечение системы «Алмаз» обеспечивает отображение автомобилей, оснащенных терминальными устройствами «Титан 10», на электронной карте местности, отслеживание их нахождения в заданных зонах патрулирования, контроль маршрутов, составление отчетов и многое другое.

 

Наиболее интересными для построения системы в автокоридоре оказались ее развитые сетевые функции: возможность подключения полнофункциональных удаленных рабочих мест к диспетчерским центрам, а также создания сетей диспетчерских центров, каждый из которых работает самостоятельно, но под контролем головного ДЦ.

Первые пробные поездки по маршрутам Москва–Тула, Москва–Орел, Москва–Санкт-Петербург–Выборг состоялись еще в 2006 году. Слежение за автомобилем на протяжении всего маршрута осуществлялось из диспетчерского центра МКЦ МВД России. Устройство «Титан-10», установленное в автомобиле, соединялось с диспетчерским центром по сети GSM с использованием службы GPRS. Прием сведений о местоположении автомобиля был устойчив и при нахождении автомобиля в роуминге вне Московской области, за исключением некоторых мест, преимущественно на границе областей, имеющих плохое GSM покрытие.

Однако наблюдение за автомобилем из одного центра не отвечало поставленной задаче. Реагирование на нештатные ситуации, происходящие с транспортируемым имуществом, должно осуществляться тем подразделением, на территории которого в момент поступления тревожного извещения находится груз.

Поэтому перед изготовителями навигационно-мониторинговых систем, применяемых во вневедомственной охране, были поставлены задачи разработки унифицированной системы, обеспечивающей передачу объекта, по мере его перехода из региона в регион, в диспетчерские центры соответствующих подразделений по территориальности.

К моменту начала плановой тестовой эксплуатации автокоридора в наибольшей

степени оказалась готова обеспечить требуемый режим функционирования система «Алмаз», поэтому она и была размещена в МКЦ МВД России, отделах вневедомственной охраны при УВД по Ленинскому, Домодедовскому, Каширскому, Ступинскому районам (подразделения относятся к УВО при ГУВД по Московской области), а также в УВО при ГУВД по Воронежской области, УВО при УВД по Тульской и Липецкой областям. Непосредственно в МКЦ находится головной диспетчерский центр, собирающий информацию со всех ДЦ нижестоящего уровня. Связь между центрами на время тестовой эксплуатации осуществляется по Интернету. В дальнейшем предполагается, что связь будет обеспечена через ведомственную ЕИТКС МВД России.

Доработанное программное обеспечение диспетчерских центров работало по следующей логике. При переходе контролируемого объекта из зоны ответственности одного подразделения в зону другого происходит диалог между соответствующими диспетчерскими центрами (ДЦ 1 и ДЦ 2 соответственно):

  1. От ДЦ 1 в ДЦ 2 передается блок информации об объекте и запросе на передачу этого объекта на обслуживание.
  2. ДЦ 2, получив запрос, сообщает в ДЦ 1 о своей готовности принять объект.
  3. ДЦ 1 дает команду объектовому устройству перейти на связь с ДЦ2 (пересылает новые параметры соединения).
  4. ДЦ 2, получив данные от переданного на обслуживание объекта, сообщает в ДЦ 1 о том, что объект принят на обслуживание.

В случае успешного выполнения пунктов 1-4 процедура передачи объекта запрещается, иначе производится обработка ошибочной ситуации. Если передать объект на обслуживание от ДЦ 1 к ДЦ 2 по каким-либо причинам не удается, то ДЦ 1 продолжает наблюдение за ним и на «чужой» территории.

После проведения лабораторных испытаний доработанной cистемы, МКЦ МВД России совместно с компанией «Кодос-Б», УВО при ГУВД по Московской и Воронежской, УВО при УВД по Тульской и Липецкой областям провел подготовку к проведению натурных испытаний.

В период с 5 по 7 июня 2007 года были проведены натурные испытания возможности позиционирования автомашины, оборудованной навигационным приемником ГЛОНАСС/GPS отечественного производства, с отработкой сигналов «тревога» в целях отработки взаимодействия имеющихся сил и средств на участке «Москва–Воронеж» по трассе М 4 «Дон».

При направлении по выбранному маршруту служебной автомашины МКЦ МВД России предполагалось реализовать следующие мероприятия:

  • определить устойчивость прохождения сигнала в диспетчерский центр МКЦ МВД России по пути следования, а также процесс автоматической передачи автомашины по региональным центрам в зоны их ответственности;
  • провести проверку времени прохождения сигнала от автомашины в диспетчерский центр при нажатии кнопок «тревога» и «координаты»;
  • провести проверку реальной возможности реагирования на учебный сигнал «тревога» из диспетчерского центра в г. Москве и по пути следования подразделений вневедомственной охраны и иных органов внутренних дел в регионах.

В целом передача подвижного объекта мониторинга между зонами ответственности проходила без сбоев. Все сигналы «тревога» поступали в региональные диспетчерские центры согласно территориальной ответственности и транслировались в головной ДЦ МКЦ МВД России.

Однако можно констатировать, что фактическое наличие штатных групп задержания подразделений вневедомственной охраны и время возможного прибытия в район чрезвычайного происшествия не позволяет их использование ни по срокам, ни без ущерба выполняемым функциям по договорным обязательствам. В планах работы Департамента подготовка организационного приказа, координирующего действия всех подразделений органов внутренних дел для оперативного реагирования на поступившие сигналы о возникновении нештатных ситуаций с подвижных объектов мониторинга.

Во исполнение распоряжения заместителя начальника ДГЗИ МВД России генерал-майора милиции С.А. Лебедева в целях совершенствования функционирования автокоридора безопасности «Москва–Воронеж 2 августа текущего года проведены натурные испытания по взаимодействию и работоспособности диспетчерских центров различных уровней путем одновременного проезда служебного автотранспорта, оборудованного терминальными устройствами навигационно-мониторинговой системы «Алмаз», по территориям Воронежской, Липецкой, Московской и Тульской областей.

Проверка работоспособности системы мониторинга подвижных объектов Алмаз» показала, что технические возможности головного диспетчерского центра МКЦ МВД России позволили полностью контролировать состояние всех подвижных объектов, задействованных в натурных испытаниях. Результат проведения испытаний возможностей диспетчерских центров различных уровней можно считать положительным.

Во исполнение решения совещания Объединенной коллегии министерств внутренних дел союзного государства, состоявшегося в городе Брянске в июне этого года, поставлена задача проработать вопрос организации автомобильного коридора безопасности «Москва–Брест» для обеспечения безопасности передвижения автотранспорта и сохранности перевозимых грузов.

Со стороны Центра можно отметить, что по итогам проведенной работы система «Алмаз» проявила широкую функциональность, гибкость и передовой технический уровень. Ее изготовитель, компания «Кодос-Б», сумела в сжатые сроки обеспечить развитие системы под требования, выдвинутые ДГЗИ и ЦОРДВО МВД России для функционирования на примере пилотного проекта выбранного автокоридора безопасности «Москва–Воронеж».

Под эгидой ФГУ НИЦ «Охрана» планируется совместно с предприятиями изготовителями навигационно-мониторинговых систем «Алмаз» и «Арго-Страж» до 1 декабря 2007 года завершить работу по сопряжению оборудования, позволяющую автоматизировать процесс передачи контроля за объектом мониторинга, независимо от типа системы регионального уровня.

 

Сергей НИКОЛАЕВ, начальник 3-го отдела ЦОРДВО МВД России,

Сергей СИНИЦЫН, зам. начальника отдела МКЦ МВД России

 

Статья подготовлена совместно с редакцией журнала «Охрана»