Николай Будзинский, начальник ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России

Александр Никитин, начальник отдела ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России

Александр Климов, начальник сектора ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России

В соответствии с законом Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» магистральные нефтегазопроводы отнесены к категории объектов повышенной опасности, которые должны быть защищены от свободного доступа посторонних лиц.

В настоящее время хищения нефтепродуктов и газа путем несанкционированных врезок в трубопроводы приобретают масштаб острой государственной проблемы. Значительная протяженность трубопроводов затрудняет постоянный контроль их состояния, а прохождение трубопроводных систем через густонаселенные территории способствует росту числа несанкционированных врезок. В некоторых регионах ситуация с такими врезками привела к тому, что транспортные компании вынуждены рассматривать вопрос о закрытии части своих магистральных трубопроводов, в том числе работавших на экспорт газа и нефтепродуктов. Это связано с тем, что суммы ущерба от хищения транспортируемых продуктов делают эти участки трубопроводов нерентабельными.

Важно также отметить, что криминальные посягательства на особо опасные объекты, к которым относятся магистральные нефтегазопроводы, причиняют не только ощутимый материальный ущерб, но и создают крупные техногенные катастрофы, нередко с тяжелыми экологическими последствиями (из-за разлива нефтепродуктов), взрывами в зоне повреждений, пожарами, человеческими жертвами.

Наряду с хищениями, умышленные повреждения нефтегазопроводов могут осуществляться с целью дестабилизации политической ситуации в регионе посредством совершения терактов.

В условиях имеющейся нормативно-правовой базы, действующей в отношении криминальных врезок, квалифицированные и законные действия нефтяных, газовых и транспортных компаний по пресечению несанкционированных подключений к магистральным нефтегазопроводам возможны только с непосредственным участием подразделений Департамента государственной защиты имущества (ДГЗИ) Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Одной из важнейших функций Департамента является проведение мероприятий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в данной области Ростехнадзором и Минпромэнерго России. Дополнительный раздел «Правил», предложенный указанным ведомствам, устанавливает требования по антикриминальной защите нефтегазопроводов и инфраструктуры трубопроводного транспорта. Теперь в соответствии с новыми «Правилами» должны быть обеспечены следующие мероприятия:

  • предприятие трубопроводного транспорта обязано осуществлять охрану трубопровода,
  • целью осуществления охранных мероприятий является недопущение бесконтрольного воздействия на трубопровод посторонних лиц,
  • обслуживаемые станции и сооружения должны быть оснащены средствами связи или тревожной сигнализации, обеспечивающими подачу сигнала тревоги персоналом, в случае проникновения на территорию посторонних лиц или обнаружения признаков несанкционированного воздействия на трубопровод посторонних лиц,
  • необслуживаемые пункты должны оборудоваться средствами охранной сигнализации, обеспечивающими формирование и передачу сигнала тревоги в случае несанкционированного проникновения на объект посторонних лиц и сигнала о несанкционированном воздействии на трубопровод,
  • трубопровод должен оборудоваться охранными средствами, обеспечивающими формирование и передачу сигнала тревоги в случае несанкционированного воздействия посторонних лиц или возникновения сквозного повреждения трубопровода.

Специалисты НИЦ «Охрана» участвуют также в разработке мероприятий по реализации Комплексной целевой программы на 2005-2007 годы по созданию, модернизации, унификации, проектированию и оснащению объектов ОАО «Газпром» комплексами технических средств охраны и системами антитеррористической защиты.

По заданию МВД России НИЦ «Охрана» проводит работы по созданию комплекса автоматизированных технических средств, обеспечивающих безопасность объектов топливно-энергетической отрасли. В основу такого комплекса положены системы оперативного обнаружения и точного определения координат повреждений магистральных нефтегазопроводов.

К настоящему времени НИЦ «Охрана» совместно со специализирующимися в данном вопросе организациями и предприятиями завершили разработку и внедрение в серийное производство систем «Капкан» (ООО «Проект-Ресурс») и «Магистраль» (ОАО «Завод им.Г.И.Петровского»).

Данные изделия были представлены ведущим нефтяным и газовым компаниям России, большинство из которых выразило готовность в их применении на своих объектах. В ДГЗИ МВД России решается вопрос о постановке систем на вооружение подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации. Заинтересованность в представленных системах уже проявляют и зарубежные компании.

Конечно, попытки защитить магистральные нефтепроводы от воровства транспортируемых продуктов посредством несанкционированных врезок делались и ранее. Для этого использовались самые различные технические средства, построенные на основе методов прямого или косвенного определения факторов несанкционированного воздействия на трубопровод и расхода транспортируемого продукта. Диапазон существующих методов весьма широк:

  • метод точного измерения давления;
  • метод акустоэмиссионной диагностики магистральных трубопроводов;
  • метод регистрации аномалии в распространении акустических сигналов;
  • метод понижения давления;
  • метод сравнения расходов;
  • метод сравнения скорости изменения расходов;
  • метод линейного баланса;
  • метод контроля с использованием специального кабеля, реагирующего на попадание жидких углеводородов;
  • параметрические методы;
  • метод сканирующего импульса давления.

Данные методы в разной степени отличаются чувствительностью, помехозащищенностью, зависимостью от природных факторов, скоростью и точностью определения утечек и врезок, но ни один из них самостоятельно не решает задачи определения места повреждения трубопровода в реальном масштабе времени. В результате из года в год идет «слепая» констатация свершившихся фактов хищений, затрачиваются силы, средства и время на поиск и ликвидацию очередной врезки, появляется новая строчка в статистическом отчете нефтяной компании и заявление в милицию о краже, а преступники, тем временем, остаются на свободе и готовят очередную врезку.

Предлагаемый в системах «Капкан» и «Магистраль» метод обнаружения врезок лишен указанных недостатков и позволяет выявлять не только сам процесс врезки, но и какие бы то ни было попытки повредить трубопровод. Причем обнаружение происходит уже на подготовительной стадии повреждения нефтепровода (т.е. до начала слива продукта). При построении систем реализован подход к решению задачи обнаружения повреждений, основанный на анализе виброакустических сигналов, возникающих в стенках трубопровода при его сверлении или пилении (снятие слоя металла для пробоя отверстия), а также при возникновении трещин в процессе эксплуатации трубопровода.

Важной особенностью систем, реализующих такой подход к обработке сигналов, является их высокая обнаружительная способность при воздействии на тело трубы, причем как при перекачке продукта, так и ее остановке, включая состояние пустого трубопровода. Последнее связано с тем, что даже на строящихся нефтегазопроводах (еще не введенных в эксплуатацию) службы охраны находят уже подготовленные к «работе» несанкционированные врезки.

Таким образом, системы «Капкан» и «Магистраль» обеспечивают оперативное (время реакции системы менее 2 минут) обнаружение механических повреждений магистральных трубопроводов, в том числе осуществляемых с целью организации несанкционированного подключения, а в системе «Капкан» кроме того предусмотрена возможность обнаружения утечки транспортируемого продукта при сквозном повреждении трубопровода из-за дефектов, деформации или коррозии с выдачей информации о координате (с точностью до 50м) и времени повреждения технологическому персоналу и службе охраны.

Кроме того, системы обеспечивают:

  • получение текущей справочной информации о состоянии системы;
  • регистрацию возникновения неисправностей элементов системы, пропадания или недопустимого снижения напряжения питания, обрыва или короткого замыкания кабельной линии связи;
  • возможность дистанционной проверки работоспособности любого блока системы;
  • отображение защищенного участка трубопровода, выделение цветом участка, на котором произошло срабатывание системы, вывод координаты места повреждения (врезки);
  • выдачу инструкций техническому персоналу о порядке действий в ситуации обнаружения воздействия на трубопровод;
  • формирование и печать отчетов о работе системы за требуемый период.

Представляемые системы формируют многопозиционную зону обнаружения повреждений по длине охраняемого участка трубопровода путем размещения на нем сигнальных датчиков повреждений (СДП).

Датчики устанавливают на подготовленную стальную поверхность трубопровода (не изменяя его эксплуатационных параметров) при помощи встроенного минного магнита и заливаются специальным герметизирующим компаундом.

Сигналы от СДП поступают на блоки обработки сигналов (БОС), осуществляющие адаптацию составных частей системы к фоновому шуму трубы, кодирование и передачу по бронированному кабелю информации о состоянии охраняемых участков трубопровода и работоспособности СДП на удаленное терминальное устройство (УТУ), которое, по сути, является пультом автоматического контроля оборудованного участка магистрального нефтепровода и выдает всю необходимую информацию о состоянии трубы и работоспособности всех составных частей системы. СДП и БОС выполнены в герметичных взрывобезопасных корпусах, обеспечивающих работу блоков системы в течение 8 и более лет, в том числе во влажных грунтах. При этом конструкция СДП обеспечивает работу на трубопроводе, находящемся под защитным потенциалом ЭХЗ, и не изменяет его после установки.

В условиях сложившейся вокруг данной категории объектов криминогенной ситуации, учитывая положения действующей нормативно-правовой базы, особенно важным представляется то, что системы «Капкан» и «Магистраль» дают возможность группам немедленного реагирования отделов вневедомственной охраны при органах внутренних дел пресекать несанкционированные подключения к магистральным нефтегазопроводам, противодействовать совершению краж и диверсий. При этом появляется реальная возможность задерживать преступников на месте совершения ими противоправных действий, имея достаточный для возбуждения уголовного дела набор вещественных доказательств. Современный уровень вооружения, технической оснащенности, подготовки и правового обеспечения подразделений вневедомственной охраны позволит вести действительно эффективную борьбу с этим видом преступлений, обеспечивая порученную Правительством Российской Федерации государственную защиту объектов повышенной опасности, к которым относятся магистральные нефтегазопроводы.

Кроме того, широкое внедрение комплекса технических средств обеспечения безопасности объектов топливно-энергетической отрасли, основу которого должны составить системы «Капкан» и «Магистраль», даст возможность решить ряд острейших проблем, а именно:

1. Остановить массовое распространение воровства нефтепродуктов и газа посредством несанкционированных врезок в магистральные трубопроводы.

2. Защитить объекты инфраструктуры магистральных нефтегазопроводов от преступных посягательств.

3. Лишить преступные группировки источника доходов от продажи ворованного топлива.

4. Обеспечить эксплуатационные службы нефтяных и газовых компаний оперативной информацией, необходимой для своевременного проведения аварийно-восстановительных работ, устранения утечек и разлива нефтепродуктов.

5. Предотвратить возможные экологические катастрофы, пожары, разрушения и человеческие жертвы вследствие мощнейших взрывов при осуществлении несанкционированных подключений в действующие нефтегазопроводы.

6. Значительно снизить ущерб от противоправных посягательств на объекты данной категории и уровень криминогенной напряженности в регионах прохождения магистральных нефтегазопроводов.

Статья подготовлена совместно с редакцией журнала «Охрана».