Алексей Зайцев, заместитель начальника ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России

Многолетний опыт работы вневедомственной охраны МВД России показал, что наиболее эффективным и экономически выгодным видом охраны является централизованная охрана объектов с помощью технических средств.

Суть ее в том, что информация от технических средств, установленных на территориально рассредоточенных объектах, поступает непосредственно на центральный пульт, где в автоматизированном режиме производится ее анализ, обобщение и выдача заявки на реагирование, в зависимости от ситуации, милицейскому наряду либо технической службе. Высокая информативность современных технических средств позволяет определить, какова угроза объекту, оптимизировать силы и средства, необходимые для противодействия преступным посягательствам.

Основу централизованной охраны составляют системы централизованного наблюдения (СЦН) телефонные линии. Это вполне объяснимо.

Наиболее широкое применение как у нас, так и за рубежом нашли СЦН, использующие в качестве каналов связи. Оборудование таких систем сравнительно дешево, а почти повсеместная телефонизация позволяет подключать к ним практически любые объекты. Учитывая, что практически с самого начала образования вневедомственная охрана России в рамках одной структуры обеспечивала одновременное решение трех основных функций: технической (охрана с помощью технических средств), милицейской (реагирование нарядами милиции) и страховой (возмещение материального ущерба), именно к технической составляющей всегда предъявлялись повышенные требования по надежности с целью снижения затрат по двум остальным.

Очевидно, этим объясняется отсутствие на нашем рынке конкурентоспособных систем зарубежного производства. Зарубежные СЦН — это, как правило, информаторные системы, которые не требуют для своей работы установки дополнительного оборудования на АТС и передают тревожную информацию путем прямого автодозвона на пульт. Существенным недостатком таких систем является отсутствие контроля канала связи, что не позволяет обеспечить надежную охрану объектов из-за простоты их «обхода». Достаточно произвести обрыв телефонной линии, и тревожная информация будет утеряна, а сам факт обрыва не зафиксируется на ПЦН.

И именно поэтому одним из основных требований вневедомственной охраны является обязательное наличие контроля канала связи, несмотря на то, что система будет чуть дороже и сложнее.

Несмотря на очевидную эффективность централизованной охраны, при внедрении СЦН в подразделениях возникают определенные проблемы, на которых я хотел бы остановиться ниже.

Первая из них — это проблема упорядочения парка эксплуатирующихся систем централизованного наблюдения, его обновления, замены устаревшего оборудования современным, более надежным.

Одним из путей ее решения является разработка отсутствующих на сегодняшний день единых требований к системам централизованного наблюдения, что при многообразии существующих и вновь появляющихся предприятий-разработчиков и производителей средств охранно-пожарной сигнализации позволит унифицировать стыки систем передачи извещений, как вновь разрабатываемых, так и уже находящихся в эксплуатации.

Второй путь — это унификация создаваемых технических средств, т.е. возможность объединения различных устройств в единый программно-аппаратный комплекс централизованной охраны.

Вторая проблема связана с повышением «профессионального» уровня криминального контингента. В последнее время появились случаи «квалифицированных» краж, совершаемых путем активного, т.е. с применением специальных технических средств, вмешательства в работу оборудования и каналов связи СЦН. И если сейчас известны лишь отдельные подобные случаи, то в самое ближайшее время это может стать массовым явлением.

Единственный путь решения данной проблемы, а это, несомненно, проблема самого ближайшего будущего — применение современных методов имитостойкости аппаратуры и криптозащиты каналов связи, обеспечивающих устойчивость системы к квалифицированному вмешательству в ее работу.

Еще ряд проблем, возникающих при внедрении проводных СЦН обусловлен технической политикой АО «Электросвязь», которое, являясь монополистом в своей области, необоснованно повышает цены на аренду телефонных линий, заранее не информирует вневедомственную охрану о предстоящих реконструкциях, замене и параметрах нового оборудования на телефонных станциях, вытеснению ретрансляционного оборудования СЦН из помещений кроссов АТС.

Эти проблемы необходимо решать путем создания систем с возможностью их сопряжения с оптоволоконными каналами связи и каналами с цифровым уплотнением сигнала, на которые переходят предприятия связи при внедрении новых цифровых технологий передачи информации, а также минимизацией объемов ретрансляционного оборудования или полным отказом от него.

На сегодняшний день я выделил бы две основные из них.

Первая связана с прокладкой оптоволоконного кабеля для организации связи вплоть до подъездов жилых домов, т.н. выносы.

Вторая — отсутствие помещений на АТС для установки аппаратуры СЦН. Это связано с внедрением цифровых АТС, которые могут размещаться в помещениях малой площади, где полностью отсутствуют какие-либо дополнительные места.

Проблемы не новые, и до недавнего времени они решались применением РСПИ. Однако применение РСПИ затруднено ограниченностью частотных ресурсов и тем, что частоты выделяются на вторичной основе, да и аппаратура радиосистем достаточно дорогая.

Последнее время для их решения помимо традиционного радиоканала все активнее начинают использоваться другие альтернативные каналы передачи информации, а именно: канал цифровой передачи Еthernet (TCP/IP), каналы операторов сотовой связи (GSM канал), а также информаторные каналы (автодозвон). Такие технические решения уже реализованы и используются при внедрении СЦН «Атлас-20», «Альтаир», «Приток-А». Применение данных каналов передачи информации, несомненно, имеет свои преимущества, в частности пропадает необходимость размещения дополнительной аппаратуры на АТС.

Вместе с тем хотелось бы особо акцентировать внимание на тех проблемах, которые возникают при эксплуатации данных каналов. Исследования показали, что при использовании цифровых каналов типа Еthernet неоднократно в течение суток возникает пропадание связи на время от десятков секунд до нескольких минут. Причиной этого является, как правило, перегрузка сервера провайдера, которая может быть вызвана длительной информационной загруженностью одного из каналов в сети, проведением «хакерской» атаки и рядом других причин. Причем повлиять на этот процесс практически невозможно. Так устроена аппаратура цифровых каналов.

Практически те же проблемы, связанные с пропаданием связи, присущи и GSM каналу. Все вы, наверное, помните проблемы «новогодних поздравлений».

Что касается информаторного канала, то о его «надежности» я уже упомянул выше.

В силу указанных причин, если мы хотим сохранить основные принципы по надежности, на которых базировалась централизованная охрана со времен ее организации, а именно, наличие контроля каналов передачи информации, отдельное использование вышеупомянутых каналов для построения СЦН является весьма проблематичным.

Единственный путь решения данной проблемы — это обязательное дублирование каналов, например, канал Еthernet каналом сотовой связи GSM, или автодозвоном по телефону ГТС. Такие решения уже реализованы в устройствах УС-10 (GSM и Еthernet) и УОО-АВ (автодозвон и GSM) для работы с СПИ «Атлас-20».

Что касается каналов GSM, то здесь особый интерес представляет использование новых протоколов и сетей 3G (третьего поколения сотовой связи), специально предназначенных для корпоративных клиентов — виртуальные корпоративные сети передачи данных с имитостойкостью и защитой информации. Необходимую работу по использованию таких каналов, которые в перспективе могут быть выделены специально для нужд МВД, необходимо проводить с ведущими провайдерами сотовой связи (МТС, Билайн и др.).

Далее хотел бы обратить внимание еще на одну проблему, связанную с организацией охраны т.н. «больших» объектов. Это объекты КФС, особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и им подобные.

В настоящее время наиболее перспективным и общепризнанным путем организации их защиты является применение интегрированных систем безопасности (ИСБ). В простейшем случае в состав ИСБ входят подсистемы:

  • автоматизированной охранной сигнализации;
  • автоматизированной пожарной сигнализации;
  • контроля доступа;
  • видеонаблюдения.

На ряде объектах ИСБ строятся в расширенных вариантах, в которые, помимо указанных выше, могут входить подсистемы:

  • охранного телевидения;
  • управления доступом с программируемыми временными «окнами» доступа;
  • поиска и досмотра;
  • охраны периметра;
  • оповещения и охранного освещения и т.п.

Оснащение объектов указанной категории интегрированными системами позволяет существенно поднять уровень их безопасности и обеспечить защиту не только от несанкционированного проникновения (криминальные и террористические угрозы), пожарной опасности, но и расширить возможности по защите от других видов угроз (аварии оборудования, природные факторы и др.).

ИСБ в системах централизованной охраны представляет собой объектовое оборудование, однако количество информации, которое необходимо передавать на ПЦН и принимать со стороны ПЦН в этом случае значительно возрастает.

В соответствии с этим актуальной задачей является сопряжение высокоинформативного оборудования ИСБ с оборудованием СЦН.

Добиться максимальной эффективности функционирования ИСБ и систем централизованной охраны в целом возможно только повышением их информативности, которая позволяет оптимизировать действия групп задержания за счет постоянного мониторинга поведения преступника на объекте или развития других негативных ситуаций (например, пожара). В особенности это касается особо важных и критически важных объектов, а также потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения, где оперативность принятия решений, грамотное распределение сил и средств играют первостепенную роль.

В целях решения данной проблемы в перспективе необходимо расширить возможности СЦН для передачи полноформатной информации с охраняемых объектов, включая передачу видеоизображений в реальном времени и двусторонний обмен данными для автоматизации и управления. Очевидно, что организация указанного информационного поля невозможна без использования высокоинформативных (высокоскоростных) цифровых каналов передачи данных.

 С этой целью в 2005-2006 гг. в НИЦ «Охрана» были проведены исследования возможности передачи расширенной тревожной информации по различным каналам:

  • городская телефонная сеть (ГТС);
  • каналы цифровых АТС;
  • радиоканал;
  • сотовая телефония;
  • спутниковая телефония;
  • проводные цифровые каналы передачи информации (TCP/IP);
  • беспроводные (радиоканальные) цифровые локальные сети (WLAN).

В качестве критериев учитывались:

  • вероятность доставки сообщения в заданный промежуток времени;
  • время доставки сообщения;
  • стоимость;
  • надежность канала связи.

Исследования позволяют сделать вывод, что для организации охраны объектов необходимо обеспечить:

  • дублирование (резервирование) каналов;
  • распределение их ресурсов по приоритетам передачи информации;
  • постоянный контроль состояния занятости каналов для возможности их оперативного переключения;
  • защиту информации и обеспечение имитостойкости, так как эти каналы имеют открытый доступ.

Кроме перечисленных, существует еще ряд проблем, которые невозможно решить с помощью проводных систем централизованного наблюдения.

Это, в частности, организация охраны нетелефонизированных объектов, дублирование каналов связи на особо важных объектах и объектах жизнеобеспечения, возможность быстрого развертывания оборудования на временных объектах, где установка стационарной сигнализации невозможна или не предусмотрена.

На сегодняшний день эта проблема решается путем развития и внедрения специализированных радиосистем. В настоящее время серийно выпускаются и используются для организации охраны радиоканальные системы передачи извещений «Струна-3М», «Струна-5», «Иртыш-3Р», «Приток-АР», «Аргон». Однако кардинальным выходом из этой сложной ситуации, на наш взгляд, является расширение возможностей централизованной охраны путем дальнейшего развития «проводных» СЦН, обеспечивающих, кроме этого, возможность работы по другим каналам передачи информации, включая радиоканал. То есть, по сути, создание полностью унифицированного оборудования. Такой подход позволит существенно снизить эксплуатационные затраты вневедомственной охраны, связанные с обучением обслуживающего персонала, созданием специализированного диагностического оборудования и т.п.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что техническая политика в области создания и внедрения СЦН должна строиться с учетом повышенных требований к информативности, автоматизации, имитостойкости и унификации оборудования, защиты каналов связи.

Таким образом, можно выдвинуть основные требования к перспективам развития СЦН:

  • системы должны иметь модульную структуру с полным комплектом устройств, позволяющим обеспечивать работу по любым имеющимся на сегодняшний день (и даже перспективным) каналам связи, возможность стыковки с уже существующими системами, а также сопряжения с различными типами аппаратуры, используемой для организации телефонной связи (новые электронные АТС, системы цифрового уплотнения, оптоволоконные каналы связи и т.п.). Все эти возможности должны быть реализованы на единой программно-аппаратной платформе;
  • протоколы обмена, используемые для передачи тревожных и служебных извещений должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в работу системы с помощью специальных средств снятия и внесения ложной информации в каналы связи;
  • информативность систем должна обеспечивать уровень мониторинга состояния объекта, максимально повышающий оперативность реагирования групп задержания;
  • при организации передачи по каналам с коллективным доступом канал цифровой передачи Ethernet (TCP/IP), каналы операторов сотовой связи (GSM канал), а также информаторные каналы (автодозвон) системы должны обеспечивать дублирование или резервирование данных каналов.

На мой взгляд, такая стратегия создания и развития систем централизованного наблюдения позволит не только решать задачи профилактики имущественных преступлений, но в полной мере обеспечить реализацию государственной политики в сфере антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества.

Статья подготовлена совместно с редакцией журнала «Охрана»