По самым скромным оценкам МВД РФ, Россия впереди планеты всей по обороту радиоэлектронных спецсредств, предназначенных для скрытого снятия информации. Два миллиарда долларов в год — такова рентабельность нелегального рынка шпионских штучек в стране. Это третье место после оборота наркотиков и оружия. Даже нашествие колорадских жуков на наши картофельные поля не такое уж бедствие по сравнению с нашествием их электронных сородичей на офисы, гостиницы и даже квартиры россиян. Во время зачисток в крупных компаниях или у оптовых продавцов службы безопасности вывозят этих вредных «насекомых» автофургонами.

По оценкам экспертов в области шпионской спецтехники, охотники за информацией сейчас активно перемещаются из Москвы в регионы. Основные причины — приближающиеся выборы и перенасыщенность столичного рынка инвестиций, а значит, утечка их в регионы с развитой экономикой и инфраструктурой. А где, как ни в Казани, претендующей на звание третьей столицы, развернуться шпионским страстям? Да татарстанским колорадским жукам и не снилась такая «кормушка» на картофельной ниве, какая ждет электронных жучков в нашей богатой секретами экономике!

Правда, по закону, использовать шпионские штучки имеют право только так называемые субъекты оперативно-розыскной деятельности — спецслужбы, МВД и так далее. Да и то только с разрешения суда. Но на деле установить, как говорят специалисты, закладку в офис или в квартиру под силу любому. Если, конечно, по карману.

Корреспондент «ВК» спросил у «Яндекса», как установить закладку, и ссылки с предложениями посыпались ну просто как из рога изобилия. Причем даже с сайта «Сельское хозяйство России». Цена комплекта таких интернет-услуг колеблется от 400 до 600 у.е. Профессиональное же спецоборудование стоит как минимум на порядок больше. Но фирм, обладающих лицензией ФАПСИ на право на легальный оборот «шпионских штучек», в России немного. В Татарстане их две, в том числе магазин «Безопасность».

По словам менеджера магазина Руслана Исламова, акустическими закладками и мини-видеокамерами покупатели интересуются активно. Правда, товара, который можно продавать только субъектам ОРД, на витринах нет. Но и простые покупатели могут подобрать себе что-нибудь полезное. Если, конечно, они люди состоятельные. Игры в шпионов — дорогое удовольствие. «Жучок» размером с половину спичечного коробка, который можно незаметно приклеить под стул или стол конкурента, стоит от 7 до 15 тысяч рублей. А вот ручка со встроенным микрофоном и видеокамерой, фиксирующей все, что происходит в радиусе 40-30 метров, обойдется в 13 тысяч. Видеоаудиорекордер к ней — еще в 11 тысяч. Зато сунул такую ручку в нагрудный карман прищепкой наружу — и Джеймс Бонд отдыхает!

Желаете узнать, кого сын-оболтус приводит домой, когда предков нет дома, подарите ему часики за 5 тысяч со встроенным цифровым мини-диктофоном, время непрерывной работы которого — 36 часов. Вот тогда и узнаете, что у вас в семье тик-так, а что не так. А компьютерная программа, которая оцифровывает и записывает все разговоры, ведущиеся со служебных телефонов фирмы, поможет боссу узнать, что о нем думают подчиненные, и кто шпионит в пользу конкурентов, стоит от 70 до 480 долларов. Все эти шпионские штучки вы можете приобрести вполне легально, но если собранную информацию попытаетесь использовать для шантажа или мошенничества, ответите согласно УК РФ.

В МВД по РТ аж два секретных управления, специализирующихся на скрытом аудио- и видеонаблюдении, а также на борьбе с незаконной деятельностью криминальных структур в этой же сфере. «Прослушкой» ведает бывший начальник управления по борьбе с организованной преступностью Анатолий Игнатьев. Правда, дать какую-либо оценку незаконного оборота спецтехники в Татарстане специалисты управления отказались. На то оно и секретное! Но, судя по тому, что на последней итоговой коллегии МВД по РТ начальник второго секретного управления Николай Ныров получил из рук Сафарова правительственную награду федерального уровня — орден «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, Татарстан не последний в рейтинге «прослушиваемых» и «просматриваемых» регионов.

Спрашивать о масштабах тотальной слежки у специалистов УФСБ корреспондент «ВК» и вовсе не решилась. Поэтому в качестве экспертов по шпиономании и шпионофобии привлекла сотрудников группы предприятий безопасности «Контр».

— Не секрет, что все банки и многие крупные компании, заботясь о своей экономической безопасности, используют вещи вполне законные, точнее, не совсем четко прописанные в законах, — регистраторы телефонных переговоров и другие средства съема информации, — объяснил директор ООО ЧОП «Контр-Альфа» Андрей Чайка. — Все наши известные крутые фирмы ставят системы скрытого видеонаблюдения в кабинетах собственных сотрудников. Все это регистрируется руководством фирмы под грифом «для сведения» и за порог не выносится. В случае чего у руководства есть на сотрудников «крючок»: кто у кого ворует деньги, кто занимается на рабочих столах сексом. Мы, конечно же, этим не занимаемся. В смысле, не принимаем заказов на установку такого оборудования.

Казалось бы, такая тотальная корпоративная слежка — прямое вмешательство в частную жизнь. Но, по словам начальника юротдела «Контра» Ирины Лихойвановой, в этом нет ничего противозаконного.

— Человек приходит на работу, чтобы работать, — говорит она. — В это время он использует ресурс предприятия. И воровать этот ресурс сотрудник не имеет права. Начальнику не запрещено законом с помощью скрытого видеонаблюдения и прослушки контролировать этот ресурс. А что не запрещено, то разрешено.

Так что если есть спрос на шпионские штучки, всегда есть и предложение. За две-три минуты визита «телефонного мастера» розетки просто меняются местами, и с любого места в мире можно набрать телефонный номер и услышать, что происходит в помещении. Такой вариант пользуется большим спросом у бизнесменов, которые вынуждены часто ездить в командировки, в том числе и зарубежные, и хотят знать, чем в их отсутствие занимаются жены. Но есть у этой системы слабое место: если снять трубку — «всеслышащее ухо» глохнет. И некоторые замужние дамы в самые интересные моменты своей биографии на всякий случай убирают телефонную трубку с рычага. По той же причине все телефонные трубки снимают в офисах во время ответственных переговоров.

Но есть и более изощренные способы закладок: пришел к вам на прием человек и бросил в урну мятую пачку из-под сигарет или забыл на вашем столе авторучку, вернули вам отданный в ремонт компьютер или подарили букет цветов или картину. И вот вы уже на прослушке. В Казани «дезинфекция» помещения — мониторинг закладок с помощью специального сканера — стоит примерно 10-20 долларов за квадратный метр. Но и это не дает никакой гарантии, что все «жучки» будут обнаружены.

По наблюдению одного из самых ценных специалистов по антипрослушке Джеймса Аткинсона, солидные охотники за информацией обычно устанавливают у клиента сразу три закладки: одну, которую найти просто, — для усыпления бдительности, другую — для профессионального поиска и третью — шпионскую, которую найти невозможно. Она-то и впитывает информацию, а потом кто-то подъезжает к окну, стреляет лазерной пушкой и в течение доли секунды обнуляет систему памяти закладки. Буквально три месяца назад специалисты «Контра» нашли в столе клиента — директора одной казанской строительной фирмы — профессиональную закладку. Выяснилось, что ее установил уволенный сотрудник, чтобы потом шантажировать бывшего шефа.

Гендиректор ЗАО «Агентство экономической безопасности «Контр» (www.kontr.ru) Вадим Алеев считает, что лучшее средство от нападения «жучков» и прочих вредных «насекомых» — защита. Ведь обычно выявляется от силы 2% шпионской техники. К тому же заглушить закладки гораздо дешевле, чем их искать. Но что странно, оборот российского рынка различных средств защиты от «жучков» в десять раз меньше, чем самих «жучков».