Тридцать четыре века назад завершилась на нашей планете первая война, которая сохранилась в памяти людей благодаря письменам на камне. Египетский фараон Рамзес II сражался с царем хеттов Хетасаром и между ними был заключен договор, устанавливавший на Земле вечный мир… После этого древнего идилличного пакта античных миротворцев над нашим уязвимым миром прогремело более пятнадцати тысяч войн, которые люди квалифицировали по самым различным основаниям. Были войны затяжные и скоротечные, локальные и мировые, этнические и религиозные, династические и колониальные, сухопутные и морские, «опиумные» и «селедочные»…

 И практически каждая из войн совершенствовала оружие и средства защиты. Однако в своем главном предназначении меч (сабля, шашка) нож, боевой топор, копье, лук, арбалет дошли до наших дней практически в неизменном виде. Сравните, к примеру, охотничий нож, извлеченный археологами из скифского могильника, с кухонным ножом из магазина «1000 мелочей» — они — близнецы.

…Изначальные функции оружия — резать, рубить, колоть, пронзать — в соединении с современными материалами и технологиями прибавляют новоделам мощи и действенности, о каких и не могли подумать их владельцы в ХIV-XVII веках. Не потому ли авторы закона РФ «Об оружии» не рискнули разрешать продажу арбалетов частным лицам? Кстати, теперь и рогатка с энергией «выстрела» больше 20 килоджоулей — тоже оружие, представляющее опасность для окружающих…

Но поскольку рынок оружия сегодня перенасыщен такого рода поделками, то, вероятно, коррекции буквы закона не избежать. Первый шажок в этом направлении сделан. Создана ассоциация охотников с арбалетами и луками. Растет сеть специализированных стрелковых тиров для поклонников «экологически чистой охоты».

Да и оружейники-любители вносят посильный вклад в развитие стрелковой индустрии. Например, мастер из Орла Сергей Низов создал арбалет, который вошел в десятку военных изобретений класса «Лучшее оружие мира». Орловчанин удивил арсенальцев тем, что развернул дугу лука в обратную сторону. Это позволило снять силу отдачи в момент выхода стрелы с натянутой тетивы. Стрела из его арбалета пронзает мишень со 120 метров, а не с 70, как у большинства других конструкций.

С воцарением в арсеналах оружия массового поражения, режуще-колющие — рубящие инструменты войны обосновались в спорте, охоте, туризме, киноиндустрии, охранных структурах. Правда, для спецслужб ретро-арсенал никогда не был атрибутикой вчерашнего дня. Не будет преувеличением сказать, что именно старанием разведывательных, диверсионных, антитеррористических, спасательных, охранных и других подразделений продлены дни старинного оружия.

Давайте проследим за эволюцией той же стрелы из колчана лучника по кинолентам.

Во-первых, современный спортивный лук, арбалет в умелых руках остается, как и тысячу лет назад, грозным оружием. Им можно поражать живую силу противника в чистом поле, бесшумно «снимать» часовых, и т.д.

Во-вторых, оперенная стрела способна перенести к цели микро-кумулятивный заряд, зажигательную смесь, пиропатрон, световую ракету, детонатор и т.д.

В-третьих, энергия тетивы перебрасывает через стену, высокий забор кошку, якорь с тросом, фал веревочной лестницы и многое другое оборудование для неформальных операций.

Новый виток терроризма породил и нестандартные способы борьбы с ним. В ход пошли метательные приспособления рыцарских времен — арбалеты со специальными стрелами для уничтожения подозрительных (взрывоопасных) предметов; для вскрытия неспецифически отточенными стрелами вещмешков, сумок, в которых злоумышленники могли транспортировать взрывоопасные предметы.

Помимо утилитарных свойств, о которых мы сказали, ретрооружие, будучи одновременно и произведением декоративного, ювелирного искусства, способно радовать глаз оригинальной отделкой, совершенством форм, изяществом деталей. Умельцы, специализирующиеся на украшении оружия, дали жизнь новым отраслям, технологиям: травлению, червлению, прессовке, чеканке, инкрустированию металлов… С некоторых пор и в каталогах Сотби присутствуют дорогие оружейные коллекции. Хотя я с трудом представляю, как можно назначить стоимостной эквивалент шпаге Суворова, подзорной трубе Багратиона или доспехам Кромвеля. Кстати, о доспехах. Несколько лет тому назад москвичи могли полюбоваться уникальной коллекцией лондонского арсенала «Сокровища Тауэра», выставлявшихся в Оружейной палате Кремля. Законодатели рыцарской моды не канули в вечность. Ретродоспехами продолжают заниматься в Великобритании.

Так, в английской деревушке (ее место держится в секрете (?!) мистер Кристофер Добсон открыл мастерскую, в которой изготавливаются рыцарские доспехи.

Больше всего цех этот, как рассказывают очевидцы, похож на кузнецу. Тут и наковальня, и молот, и кожаные мехи, которыми подручные раздувают огонь, получая его, между прочим, из древесного угля. И все здесь делается вручную. Ну а заказы, спросите вы? Заказов полно! Они поступают со всего мира, и, как выясняется, они бывают самые неожиданные.

«У нас, например, — говорит Кристофер Добсон, — был заказ от гробовщика. Этот господин приехал и приобрел копию итальянских доспехов примерно 1470 года и объяснил, что задумал предлагать посетителям похороны под средневековье».

В средние века и позднее доспехи не только предохраняли своих владельцев от ран и увечий на поле боя, но и говорили о статусе владельца. Чем богаче и могущественнее был властелин, тем больше у него было доспехов. У Генриха VIII, например, было 12 комплектов — в два раза больше, чем жен… Но в отличие от жен свои доспехи он не менял.

Доспехи применяли как орудие в политических интригах. Так, король испанский Филипп II заказал себе особый гарнитур, который мог менять форму во время аудиенции — специально, чтобы выражать разное отношение к посетителям, то есть неприязнь к одному и дружеское расположение к другому.

Кристофер Добсон собирает доспехи из сырых металлических пластин, которые выковываются, а затем полируются до блеска. И все-таки, кто их покупает? Романтики? Богачи? Коллекционеры? Ничуть ни бывало! Вот, например, недавно Добсон изготовил доспехи на подкладке из стеганного шелка для Майкла Копса, выпускника Кембриджа, который проводил уроки «живой истории» в полном рыцарском облачении. Доспехи обошлись Майклу в 20 тысяч фунтов стерлингов.

Надевать их надо от 20 минут до часа. Причем только с посторонней помощью. Представляете себе, что делается с детьми, когда в коридоре колледжа или школы раздастся железная поступь рыцаря и на пороге класса появится не обыденно скучноватый Иван Иванович, а рыцарь Ланселот, а то и сам святой Георгий, с головы до пят закованный в сияющие серебром латы!

Кому еще носить рыцарские доспехи? Конечно, рыцарям «плаща и кинжала», бойцам спецназа, сотрудникам охранных предприятий, которым по штатной положенности предназначены шлемы, бармицы, кольчуги и бронежилеты.

Благодаря запросам этих «узких специалистов» живет сегодня, развивается и совершенствуется индустрия защитных средств.

Активным потребителем образчиков вооружения прошлых лет пользуется кинорынок. Помните фильм «Гамлет» с неподражаемым Смоктуновским в главной роли? Так вот, на съемках этой киноленты использовалось настоящее оружие из Эрмитажа. Максимальное перевоплощение. Торжество реализма.

Великий А.Тарасюк, бывший тогда заведующим отделом западного оружия Эрмитажа, консультировал киногруппу. Он в первый и в последний раз выдал доспехи из коллекции, проведя блестящий научный эксперимент. Артисты ходят — все удобно, все подогнано… Потом от этой практики пришлось отказаться: экспонаты металлические, но от частого употребления стали «терять в весе»…

На помощь искусству пришли умельцы. Фирма «Ярриста», которой руководит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Горелик. К примеру, для фильма о Ермаке Михаил и его сын Александр с подручными изготовили более ста предметов.

Мастера делали боевые чеканные пояса и нагрудники для российско-латышско-французской картины «Нефертити». Работа была сложной. Художественный металл Миганни — государства, которое существовало в XIV веке до нашей эры на территории современного Ирака, неизвестен. Пришлось Гореликам вычислять, искать, сочинять его композицию…

Слава мастеров реплики, реконструкции разошлась за пределы Отечества. Поступают заказы от частных лиц, иностранцев.

— К сожалению наши «новые русские», — жаловался корреспонденту «Комсомольской правды» Михаил Горелик, — совершенно не знают цивилизованного накопительства. Потому их западные — серьезные — люди считают проходимцами и дел с ними не хотят иметь. Ведь имидж — великое дело. А с Запада сюда вместо солидных людей едет жуликоватая мелочь — ведь проходимцы, временщики, выбрасывающие деньги на разовые идиотские акции, лучших партнеров не заслуживают. Да и деньги, так глупо выброшенные, не могут быть чистыми (именно такой вывод напрашивается из анализа «благотворительности» большинства наших миллионеров).

Вот показали, к примеру, по ТВ польского миллионера. Богатый зал его дома — камин. У камина доспехи крылатого гусара. Я не уверен, что подлинник, но что должно быть у богатого человека? Каминный зал с рыцарями. Коллекция исторического оружия — главный показатель величины и стабильности состояния. На Западе вешают и хорошие реплики, реконструкции.

Поделки (не путать с подделками!) в «Ярристе» бутафории не делают для толстосумов — занятие временное. Оружейниками владеет большая мечта — создать исторический музей-шоу в духе мадам Тюссо, в форме Диснейленда, где вместо Микки-Мауса располагались бы Чингисхан, Владимир Святой, Александр Македонский… Но абсолютно достоверные — «как живые». Музей, но без традиционных табличек « Руками не трогать!» — напротив — трогать! В его залах можно будет пострелять из лука, арбалета, посмотреть рыцарский турнир, конные упражнения скифов, казаков, поучаствовать в единоборстве по правилам «русского стиля»… А понравившийся экспонат можно было бы купить.

— Конечно, вложения в идею будут велики, но и отдача, судя по всему, — утверждает Горелик-старший, — будет быстра. Но у нас, к великому сожалению, деньги тратят не на культуру и образование — на запуск спутника с образцами трусов, хрустальной статуэткой и фальшивой иконой. Это форменное преступление против культуры. Дикарски выброшенные деньги могли бы кормить несчастную российскую культуру многие месяцы…

Готов подписаться под словами оружейника. А что касается стрельбы из арбалета, то с удовольствием постою в очереди в тир лучников.