Владимир Рощупкин, профессор Академии военных наук.

Как было отмечено на первом в 2007 году совещании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, задача авиапрома — увеличить выпуск — прежде всего крупносерийный — современных отечественных воздушных судов для гражданской авиации. Ведь производство гражданских самолетов в России, по резкой оценке первого вице-премьера, экс-министра обороны России Сергея Иванова, находится в критическом состоянии. Парк воздушных судов большинства российских авиакомпаний морально и физически устарел и давно требует обновления. Средний возраст магистральных самолетов достиг 18 лет, а региональных — 30. Сегодня страна выпускает всего лишь около десятка магистральных и региональных самолетов в год. Поэтому российские авиакомпании вынуждены в основном заказывать машины за рубежом. Причем приобретают или берут в лизинг самолеты, срок эксплуатации которых превышает 10 лет.

Но наметились и положительные тенденции. Тот же, как подчеркнул Сергей Иванов, в России будет восстановлено серийное производство современных магистральных и региональных самолетов. И это не просто слова. Расчеты показывают, что для обновления парка необходимо ежегодно поставлять нашим авиакомпаниям около ста самолетов. Поэтому задача заключается в том, чтобы наш авиапарк обновлялся главным образом за счет отечественных машин. В целом же государство заинтересовано в развитии авиастроения как системообразующей структуры экономики, которая обеспечит развитие десятков смежных отраслей. Образно говоря, авиапром — подъемная сила экономики. Не говоря уже о ее весомом вкладе в повышение обороноспособности страны.

Положительным шагом в преодолении негативных тенденций стало создание Объединенной авиастроительная корпорации (ОАК), сформированной по указу Владимира Путина. В корпорацию вошли ведущие предприятия отрасли. Поэтому есть основания полагать, что производство военной техники, которое находится на достаточно высоком уровне, будет стимулировать и выпуск гражданских самолетов. Так что аналогичные перспективные холдинги появятся и в других отраслях. Стратегическая цель принимаемых мер — удовлетворение потребностей российских авиакомпаний в современной авиатехнике до 2015 года. До 2012 года предстоит увеличить долю отечественных гражданских судов на мировом рынке до 5-7 процентов, а к 2015 году — до 10-12.

Жуковский: путевка в небо

Но вернемся к опытному экземпляру «Суперджета»-100. Программа создания этого перспективного российского регионального самолета идет строго в соответствии с намеченным графиком. По словам генерального директора компании «Сухой» Михаила Погосяна, кооперация по производству, испытаниям и продажам этого самолета полностью налажена. Все предприятия, участвующие в программе создания «Суперджет»-100 и входящие в состав компании «Сухой», полностью готовы к серийному производству новой машины. Ее сборка займет примерно полтора месяца. Испытания в Центральном аэродинамическом институте начнутся в середине марта и завершатся в августе текущего года. По результатам испытаний ЦАГИ сформирует и выдаст девять заключений на первый полет опытного образца. Он запланирован на 2008 год.

И еще об одном перспективном гражданском самолете нового поколения, который предстоит облетать в Жуковском. Это ближнесреднемагистральная машина МС-21. По словам директора ЦАГИ Владимира Каргопольцева, МС-21 — продукт прорывных технологий, разработанных в этом старейшем и авторитетнейшем подмосковном исследовательском центре. Машина определит новый уровень мирового авиастроения. Она будет на 15-20 процентов превосходить мировые аналоги по топливной эффективности, иметь увеличенную скорость полета, более высокую безопасность, более совершенную аэродинамику. Для этого на самолете будут применены прогрессивные решения, которые уже определены ЦАГИ совместно с другими российскими институтами.

Правда, есть ряд проблем проектирования, связанных с возникновением сверхзвуковых зон. Для военных самолетов они решаются за счет повышения мощности двигателя. Но на коммерческие самолеты, для которых экономичность — наряду с надежностью — является определяющим фактором, нужно другое решение. Поэтому для МС-21 предложено крыло из композиционных материалов, что обеспечит снижение расхода топлива и повышение скорости.

А теперь о военных новинках. 22 января в Жуковском, на аэродроме Летно-исследовательского института имени М.М.Громова, Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» провела официальную презентацию первого опытного образца МиГ-29КУБ — экспортного палубного истребителя, созданного по заказу индийских ВМС. В двадцатиминутном демонстрационном полете возможности машины показали летчики-испытатели Михаил Беляев и Павел Власов.

На презентации присутствовали военно-морской и военно-воздушный атташе посольства Индии в Москве, а также другие сотрудники атташата и посольства Индии. Сборка первых серийных машин для индийских ВМС уже началась на заводе в подмосковных Луховицах.

«Оса» для МиГов

Дели уже прибрел у Москвы корабельный вариант микояновских машин для своего авианосца, создаваемого на базе снятого с вооружения авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Палубные самолеты МиГ-29К оснащены новыми двигателями РД-33МК «Морская оса». В них на 7 процентов увеличена тяга, до 4 тысяч часов возрос рабочий ресурс, используется цифровая система управления. Благодаря «Осе» самолет может использоваться в условиях жаркого климата.

Одно из конкретных направлений сотрудничества России и Индии в области высоких технологий — создание истребителей пятого поколения. Но все новые авиапроекты нуждаются в больших инвестициях. Поэтому совместная разработка таких сложных машин, как истребитель пятого поколения, требуют международной кооперации.

Россия уже предлагает индийцам прообраз этого самолета — легкий всепогодный истребитель МиГ-35. Он может одинаково успешно вести борьбу с воздушными, с наземными и морскими целями. На «тридцать пятом» установлен новейший вариант радара «Жук», изюминка которого — первая изготовленная в России активная фазированная антенная решетка. До появления МиГ-35 такие локаторы устанавливались лишь на самых современных американских истребителях, а аналогичные попытки Западной Европы успехом так и не увенчались.

Очень важно, чтоМиГ-35 по многим параметрам превосходит западные истребители, которые, кстати, также участвовали в конкурсе на поставки. Среди его преимуществ — возможность установки двигателя с изменяемым вектором тяги — в интересах сверхманевренности во всех режимах полета. К тому же новый самолет несет уже 6 тонн боевой нагрузки — на 2 тонны больше предшественника. Так что по своим возможностям МиГ-35 даже можно приравнять к тяжелым истребителям.

Как видим, у России есть шанс не только получить за поставки 9 млрд долларов, которые Индия готова заплатить за покупку, но и расширить перспективы всего российского авиапрома. Ведь сотрудничество с Дели в области создания и производства перспективных авиационных комплексов станет серьезным стимулом для нашей промышленности. Соответствующие переговоры провел с индийскими коллегами Сергей Иванов. Они стали хорошей почвой для официального январского визита президента Владимира Путина в дружественную страну: обсуждавшиеся темы были углублены и закреплены уже главой российского государства.

Перспективы экспортных продаж авиатехники — дело, конечно, хорошее. Но вот как будет развиваться наша собственная военная авиация? Ответ на этот важный вопрос дал на днях главком ВВС Владимир Михайлов. К 2020 году Военно-воздушные силы России полностью сменят свой авиапарк. Замена будет за счет модернизации действующих и за счет поставки новых самолетов. Среди новинок военные отдают предпочтение закупкам «ночных охотников» — современных вертолетов Ми-28Н. По планам до 2010 года будет поставлено 50 таких машин. Планируются и закупки вертолета Ка-52 «Аллигатор». Что касается основного ударного вертолета Российской армии Ми-24ПН, то в войска уже начал поступать его «ночной» вариант.

Несомненно, возрождение российского авиапрома положительно скажется и на оснащении новой техникой и других силовых и военизированных ведомств — МЧС, МВД, ФСБ, в том числе и погранслужбы. Ведь у них тоже есть своя авиация.