Проведение масштабных террористических актов последнего десятилетия, выход терроризма на международную арену вызывает озабоченность правительств всех цивилизованных стран и вынуждает принимать меры по обеспечению безопасности своих граждан. Во многом эти меры направлены на предотвращение чрезвычайных ситуаций, к которым могут привести диверсионно-террористические акции в отношении критически важных объектов промышленности, науки, транспорта и. т. п., а также мест массового скопления людей. Реализация террористами своих целей на таких объектах — беспрецедентные по своим масштабам и жестокости акции, вызывающие справедливое возмущение всего человечества.

В последние годы в нашей стране значительная часть потенциально опасных объектов, таких, как международные аэропорты, объекты топливно-энергетического комплекса и кредитно-финансовой сферы, радиационно-, биологически-, химически-, взрыво- и пожароопасные объекты промышленности и науки, ряд объектов массового скопления людей: школы, больницы, стадионы, кинотеатры, супермаркеты, перешли из государственной собственности в частные руки. Система государственной охраны данных объектов была нарушена, исполнение законодательных и правительственных актов стало для негосударственных собственников необязательным. К тому же собственники получили право самостоятельно выбирать субъект охраны имущества, в результате чего обеспечение безопасности объектов было возложено на вновь созданные собственные службы безопасности, зачастую профессионально и технически неподготовленные.

Одними из основных объектов террористических акций являются аэропорты. Несмотря на то, что в последние годы на воздушном транспорте применяются новейшие средства обеспечения безопасности, возможность совершения терактов в этой области сохраняется.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 711 от 1 декабря 2005 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587» дополнен перечень объектов, подлежащих государственной охране. Международные аэропорты на территории России в перспективе будут охраняться подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

На сегодняшний день в нашей стране насчитывается 69 аэропортов, имеющих статус международных, однако в ходе проверок было выяснено, что треть из них не соответствуют международным стандартам. В связи с этим МВД России предложило Министерству транспорта Российской Федерации лишить их этого статуса. Как заявил заместитель министра внутренних дел генерал-майор М.И. Суходольский: «Причинами в основном стали невыполнение требований авиационной безопасности к аэропортам в части укрепления их инженерно-технической защищенности, а также нерегулярность осуществления международных авиарейсов». Минтранс полностью поддержал инициативу МВД.

21 марта 2006 г. в Москве состоялось межведомственное совещание Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации. В ходе совещания рассматривались вопросы реализации поручений

Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова, предусматривающих повышение уровня антитеррористической защищенности объектов воздушного транспорта.

Департаменту государственной защиты имущества МВД России и Научно-исследовательскому центру «Охрана» МВД России на совещании было поручено подготовить и направить в Минтранс России предложения по внесению изменений в федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. №142, в части дополнительных нормативов обеспечения безопасности аэропортов, дающих основание для присвоения статуса международных, с учетом требований руководящих документов МВД России по технической укрепленности объектов, а также внести в Росстранснадзор и Росавиацию предложения по номенклатуре применяемых во вневедомственной охране технических средств, которые могут быть использованы для охраны международных аэропортов, для рассмотрения их на соответствие требованиям обеспечения безопасности полетов.

В ходе выполнения поручения был проведен мониторинг и анализ существующих на сегодняшний день технических средств охраны и составлены предложения по номенклатуре технических средств для охраны международных аэропортов.

Для надежного функционирования подобных объектов должна быть обеспечена комплексная безопасность, наиболее важной составляющей которой является инженерно-техническая система безопасности, которая позволяет обеспечить надежную защиту любого объекта, а также обнаружить и нейтрализовать террористические угрозы практически при любых условиях и сценариях развития событий. Мировой опыт убедительно показывает, что одно только применение надежных технических средств охраны, созданных на базе новейших технологий, позволяет существенно снизить процент террористических посягательств на охраняемые объекты.

Учитывая, что одной из приоритетных задач Департамента государственной защиты имущества МВД России является защита особо важных объектов, основной упор в деятельности НИЦ «Охрана» был сделан на решение проблем, связанных с организацией охраны именно этой категории объектов. В частности, в 2004 году был подготовлен информационный обзор «Применение технических средств для организации охраны аэропортов», в котором рассмотрены вопросы организации системы безопасности и современные технические средства. Для обеспечения авиационной безопасности и защиты международных аэропортов от террористических актов и иных противоправных посягательств вневедомственная охрана ставит перед собой цель исключить проникновение нарушителя на объект и в жизненно важные зоны.

Периметровые ограждения

Первым шагом в обеспечении авиационной безопасности и защиты международных аэропортов от террористических актов и иных противоправных посягательств является устройство ограждений по периметру основной территории аэропорта и периметрам его жизненно важных центров.

Ограждения представляют собой инженерно-технические сооружения, препятствующие умышленному или непреднамеренному проникновению людей и транспорта на территорию охраняемого объекта либо на отдельные его участки.

Ограждения следует выполнять в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, затрудняющих применение технических средств охраны и ограничивающих контроль за состоянием периметра и прилегающей территории стационарными и подвижными (включая моторизованные) нарядами охраны. Ограждения не должны иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапертых дверей, ворот и калиток. К ограждениям нельзя пристраивать какие-либо сооружения, кроме зданий, являющихся продолжением периметра.

Для защиты аэропортов следует устраивать основное, дополнительные и предупредительные ограждения.

Основное ограждение предназначено для защиты объекта или отдельных его участков (сооружений) от несанкционированного проникновения на территорию нарушителя и для объектов всех категорий должно иметь класс защиты не ниже второго.

Дополнительные ограждения устраивают для повышения устойчивости основного ограждения к его преодолению. Верхнее дополнительное ограждение препятствует «перелезанию» через основное ограждение и ограничивает возможность переброса на объект или с объекта каких-либо предметов. Его, как правило, выполняют в виде козырька, состоящего из 3-4 рядов колючей проволоки. Нижнее дополнительное ограждение предназначено для защиты от подкопа. Оно устанавливается под основным ограждением с заглублением в грунт на 40-50 см и выполняется из бетонированного цоколя или решетки (например, из арматурной стали диаметром 18-25 мм с ячейками размером до 200 мм). В настоящее время промышленность производит специальные железобетонные плиты с «юбкой», обеспечивающей защиту от подкопа.

Предупредительные ограждения могут быть расположены с внешней и внутренней стороны основного ограждения.

Основным назначением внешнего предупредительного ограждения является ограничение случайного входа людей в зону охраняемого объекта извне.

Внутреннее предупредительное заграждение устанавливают

для организации зоны отторжения, предназначенной для размещения средств периметровой сигнализации, телевизионного наблюдения, связи и оповещения, охранного освещения, тропы наряда и постовых грибков.

Зона отторжения должна быть тщательно спланирована и расчищена. В ней не должно быть строений и предметов, затрудняющих применение технических средств охраны и действия работников охраны. Зона отторжения может быть использована также для организации охраны периметра с помощью собак. В этом случае внутреннее предупредительное ограждение должно иметь высоту не менее 2,5 м. Ширина зоны отторжения, в которой размещены средства периметровой сигнализации, должна превышать ширину их зоны обнаружения.

Для визуального (без применения технических средств) обнаружения проникновения нарушителя в зоне отторжения оборудуют контрольно-следовую полосу шириной не менее 3 м (при ограниченных участках зоны — не менее 1,5 м), представляющую

собой разрыхленный и выровненный участок земли. Устройство указанной полосы на заснеженных и песчаных участках местности не требуется.

Для создания труднопреодолимого препятствия в зоне отторжения следует применять средства инженерной защиты типа «Спираль АКЛ» или аналогичные. Изделия такого типа можно разворачивать по верху основного ограждения или земле вдоль него как дополнительное ограждение либо прокладывать в несколько рядов (в вертикальной и горизонтальной плоскостях) для сооружения самостоятельного ограждения.

Все ограждение разбивают на участки протяженностью не более 100 м для обеспечения принятия мер оперативного противодействия нарушителям. С этой целью на каждом участке ограждения оборудуют запираемую калитку.

На предупредительных ограждениях должны быть вывешены запрещающие таблички типа: «Не подходить! Запретная зона».

Служебные КПП аэропортов для авиационного персонала, работников авиационных предприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, должны иметь шлюзовые кабины с встроенными автоматизированными системами контроля и управления доступом, противокумулятивными ограждениями, средствами противопулевой защиты персонала КПП.

Для защиты стационарных объектов в НПО Специальных материалов разработана система инженерной защиты «Лоза», которая представляет собой быстро развертываемое инженерное заграждение в виде металлических рам с металлической сеткой, устанавливаемое на местности путем скрепления рам между собой.

Система «Лоза» создана на базе современного представления о процессах формирования кумулятивной струи и ее воздействия на преграду, а также с учетом анализа боевых действий в локальных конфликтах и практики терактов. Установленные в результате комплекса исследований и испытаний конфигурация и прочностные характеристики входящих в систему специальных сетчатых экранов обеспечивают надежное срабатывание взрывателя гранаты при контакте с экраном. Принцип действия системы «Лоза» основан на том, что с увеличением расстояния от точки срабатывания заряда кумулятивная струя сначала усиливается, а затем теряет устойчивость, разрывается, расширяется и ее пробивающее действие резко падает. Заграждения с выбранными параметрами полностью снимают фугасное воздействие на защищаемые объекты, а воздействие осколков гранаты и кумулятивной струи снижается до безопасного уровня. Кроме того, применяемое ограждение предотвращает несанкционированный проход.

Экранная система «Лоза» обеспечивает надежную защиту опорных пунктов, блокпостов, сторожевых, модульных бронированных постов от воздействия противотанковых гранат типа ПГ$7 и всех видов РПГ. Ее также можно рекомендовать для защиты полевых складов взрывчатых веществ, горюче-смазочных материалов, мест скопления боевой техники, административных зданий (невысотных) и других объектов.

Использование на служебных КПП турникетов и шлагбаумов не допускается из-за их невысокой степени защиты (легко преодолеваются одиночным нарушителем или группой). Дверь или ворота на выход для находящегося внутри шлюзовой кабины человека должны открываться только после блокирования входной двери или ворот шлюза, определения полномочий на проход (идентификация) и количества проходящих (телеконтроль, взвешивание и т.п.). Шлюз рекомендуется оборудовать:

  • металлообнаружителями;
  • обнаружителями взрывных устройств и взрывчатых веществ;
  • обнаружителями отравляющих веществ;
  • аппаратами рентгеновского досмотра.

Шлюзовая кабина позволит предотвратить проход по принуждению, например, под угрозой применения оружия, проход группы по одному идентификационному признаку и локализовать нарушителя (нарушителей).

Материал подготовлен совместно с редакцией журнала «Охрана»