— Анатолий Николаевич, насколько в новой Федеральной космической программе учтены тенденции развития мировой космонавтики? Каковы ее главные приоритеты?
— Все страны мира строят космическую деятельность с учетом собственных потребностей, опираясь на свой экономический, технологический и ресурсный потенциал, а также на возможности, предоставляемые мировым рынком космической продукции и услуг. Быстро растут потребности в космической связи и вещании, дистанционном зондировании Земли, навигационном обеспечении, космических транспортных средствах.
Этап бурного развития переживает мировой космический рынок, позволяющий во все больших объемах обмениваться информацией и техническими средствами. Это при постоянно возрастающей конкуренции на мировых рынках, в конечном счете, способствует объединению усилий всего мирового сообщества на решении глобальных задач, непосильных в одиночку ни одной стране мира.
Глобализация космической деятельности диктуется масштабами проблем, встающих перед человечеством. Прежде всего, это сохранение природной среды, обеспечивающее выживание человечества, решение энергетических проблем, защита от техногенных и природных катастроф, истощение ресурсов планеты Земля. Космонавтика — одно из решающих средств решения этих проблем.
На базе космических средств будут созданы система глобального космического мониторинга природной среды, предупреждения о назревающих катастрофах, единое информационное пространство, система глобальной безопасности в космосе и на Земле.
В условиях истощения природных и энергетических ресурсов Земли, ее перенаселения, эти проблемы будут решать, в том числе путем переноса в будущем основного промышленного и энергетического производства в ближний космос, а затем освоения Луны и Марса, ресурсов малых тел Солнечной системы.
Принятая Федеральная космическая программа на 2006-2015 гг. отвечает на эти вызовы с учетом располагаемых ресурсов. Она предусматривает резкий количественный и качественный рост орбитальных группировок космической связи и вещания, мониторинга Земли, восстановления спутниковой навигационной системы, совершенствование средств выведения, расширение исследований на борту Международной космической станции и фундаментальных космических исследований. На этой основе Россия упрочивает позиции на мировом космическом рынке, в системе глобального разделения труда. Она уже получила предложения от США, Европы, Индии, Китая участвовать в их программах освоения Луны и Марса, и у нас есть, что предложить этим и другим странам. Основной приоритет программы — решение задач в интересах укрепления экономики страны, ее экономической и военной безопасности, повышения благосостояния народа России.
— В каком же состоянии находится российская орбитальная группировка?
— У России на орбите около 100 спутников. Больше аппаратов у нас было только после распада СССР, но тогда у них был меньше срок службы. В 1990-х гг. началось резкое снижение численности российской орбитальной группировки. В 2002-2003 гг. у нас осталось 87 аппаратов, но к 2010 г. будет уже 103 спутника. Важно, что за последние годы доля аппаратов, вышедших за пределы гарантийного срока, снизилась с 54% до 46%, а к 2010 г. этот показатель дойдет до 10%. Примерно половина российских аппаратов — военного назначения, чисто гражданских спутников — 38.
В 2005 г. Россия произвела больше всех в мире космических стартов. 26 — с космодромов Байконур, Плесецк и подводных лодок. Еще 4 морских старта, выполненных российско-украино-американо-норвежским СП. Один спутник был запущен с орбиты. Кстати, и в 2004 г. Россия по числу стартов была первой в мире.
— Судьба Международной космической станции (МКС) по-прежнему неясна. Недавно президент Буш снял ограничения по закупкам российской космической техники. Но без полетов «шаттлов» МКС нельзя достроить. Долго ли мы еще будем возить американцев в космос безвозмездно? Притом, что американский космический бюджет в 30 раз богаче российского...
— Недавно подписаны соглашения о том, что в 2006 г. США закупают у России один резервный корабль «Союз» для экстренного спасения экипажа, что могло понадобиться, например, при последнем полете «Дискавери». Кроме того, в каждом корабле «Союз» США покупают одно рабочее место для астронавта, а также оплачивают услуги по доставке и возвращению грузов с орбиты.
Полеты «шаттлов» возобновятся скоро. Но переговоры с руководством НАСА убедили меня в том, что США твердо намерены достроить МКС, выполнить обязательства по доставке всех модулей на станцию. Правда, количество рейсов «челноков» значительно снижено. Важно, что Япония, Канада и Европа продолжают выполнять финансовые обязательства по МКС.
— Но есть еще российские блоки, которые могут быть доставлены на МКС на наших «Протонах». Когда они будут готовы?
— Запуск многофункционального лабораторного модуля запланирован на 2009 г., исследовательского — на 2011-й. Изготовитель модулей будет выбран по итогам конкурса. Научно-энергетический блок планировалось вывести на «шаттле», и, поскольку возникли затруднения, мы решаем вопрос о том, нельзя ли взять избыток электроэнергии для российского сегмента МКС с американского. Есть еще два маленьких российских модуля, но вопрос об их старте не решен окончательно.
— Не так давно состоялась встреча руководителей европейских космических агентств. Кажется, несмотря на наши инициативы, идея о совместной работе над новым российским транспортным кораблем «Клипер» не нашла у них поддержки?
— Сразу после встречи в Москву приехал руководитель Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден. Мы провели с ним обстоятельные переговоры, и я уверен, что вопрос о «Клипере» будет вновь и очень скоро рассмотрен в ЕКА. Сейчас на него просто не нашлось денег, поскольку необходимо дофинансировать уже действующие проекты, в том числе с участием России по кораблям «Союз» и тяжелой ракете «Урал». Но Европе нужен свой космический корабль, который сделал бы ее независимой от американских транспортных услуг. Ничего лучше «Клипера» не видно. В 2005 г. рекордный рост промышленного производства в России достигнут в выпуске ракетно-космической продукции военного назначения — почти 28%. Но наряду с победами наверняка у нашей космонавтики есть и болевые точки?
— Больше всего беспокоит состояние нашей орбитальной группировки. В прежние годы из-за недостатка финансирования единственным способом отрасли выжить оставались коммерческие запуски, основное внимание уделялось развитию средств выведения. В итоге мы забросили спутниковую группировку, я второй год ломаю эту тенденцию.
Мы начали восстанавливать загубленную систему дистанционного зондирования Земли. Это второй по значимости после систем связи коммерческий рынок. Выведен на орбиту первый аппарат «Монитор-Э», за ним в нынешнем году последуют еще два.
В связи с уточнением Президентом России Владимиром Путиным планов создания космической группировки системы ГЛОНАСС мы в Федеральном космическом агентстве скорректировали работу предприятий промышленности, о чем я докладывал заместителю председателя Правительства России Сергею Иванову. Таким образом, в 2008 г. будет восстановлена навигационная космическая система ГЛОНАСС над территорией России, а в 2009 г. она развернется над всей планетой.
Необходимо еще наладить наземную инфраструктуру, оборудовать приемниками весь государственный транспорт, особенно связанный с вопросами безопасности, наладить широкое производство наземной аппаратуры потребителей.
Навигационными системами сегодня обладают только две страны в мире — США и Россия. Европа только приступает к развертыванию своей навигационной системы с помощью российских ракет. Мы прорабатываем вопросы совместимости российской ГЛОНАСС и европейской Галилео в будущем.
— Когда для России могут стать реальными межпланетные космические полеты, изучение Луны и Марса?
— США в лице президента Джорджа Буша выступили с новой инициативой о новом видении гражданской космической программы Соединенных Штатов, предусматривающей возобновление полетов на Луну, автоматические и пилотируемые полеты на Марс и далее. При этом одной из первоочередных задач считается ускоренное создание нового корабля СЕV. НАСА заявляет, что новый корабль CEV может быть готов к полету на МКС уже в 2012 г., на Луну в 2018 г., а на Марс в 2030 г.
Мы тоже рассматриваем перспективные проекты полетов на Луну и Марс. Для таких полетов необходимы новые системы. Их еще нужно создать. У нас есть опыт длительных полетов Валерия Полякова, Сергея Авдеева, Сергея Крикалева. Многие чисто медицинские аспекты уже поняты. Но еще больше предстоит понять. Необходимо создать новые космические системы, способные помочь в исследовании Луны и Марса. Многое еще предстоит изучить. Сначала с помощью автоматических космических аппаратов, а потом и в пилотируемых полетах.
Мы готовим моделирование 500-суточного полета на Марс на Земле в Институте медико-биологических проблем. Для таких длительных полетов нужны специальные корабли. Технологический опыт их создания у нас уже есть.
Сроки полетов на Луну и Марс можно называть любые. Вопрос в том, как это будет реализовано. Первый полет человека в космос был сорок пять лет назад. А какой путь проделала космонавтика. Нельзя исключать, что в ближайшие годы могут появиться новые, более совершенные системы и способы энергетики. В лабораториях кое-что уже появляется, например, по двигательным системам.
— Сколько человек в российском отряде космонавтов? Когда в нем появятся женщины? Будет ли создан единый отряд российских космонавтов?
— Сейчас в российском отряде космонавтов 38 человек. Совсем недавно отряд пополнился новыми летчиками, инженерами, медиками. Желающих попасть в отряд космонавтов по-прежнему много. Что касается женщин, то они появятся в отряде космонавтов, когда в этом будет необходимость.
— Что бы вы пожелали в нынешнем году российской космонавтике?
— В мае 2006 г. исполнилось 60 лет со дня создания ракетно-космической отрасли России. В юбилейный год хочется пожелать российской космонавтике сохранить научный и производственный потенциал, уникальный кадровый состав для выполнения национальных программ и программ международного сотрудничества, чтобы российская космонавтика оставалась гордостью страны и привлекала к себе все большее число зарубежных партнеров.
У нас большие планы и в области создания космических аппаратов для решения задач науки, техники, экономики, социальной сферы, и в области средств выведения, и в области развития наземной инфраструктуры, экспериментальной базы, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.
Мы надеемся, что американцы возобновят полеты многоразовых кораблей, а мы сможем продолжить строительство Российского сегмента Международной космической станции и, что не менее важно, переадресовать часть средств с программы МКС на реализацию других проектов. Большие надежды, с учетом перспективности этих проектов, мы возлагаем на новый космический корабль «Клипер» и семейство ракет-носителей «Ангара». Очень рассчитываем на устойчивое финансирование космической деятельности России.