Владимир Чередник, кандидат исторических наук, полковник запаса

Речь идет о пограничных укреплениях, которые по предназначению и разнообразию форм представляют уникальное явление в мировой фортификации.

Могучие «змиевы валы» высотой 6-8 м и шириной 16-17 м созданы нашими предками в IV в. 10 н.э. — IV в.н.э. Под их защитой расцвело Среднее Приднепровье,

сформировались восточнославянский этнос и государство русичей. Остатки этих огромных сооружений и ныне сохранились на Украине.

Бесспорная заслуга в упорядочении системы пограничных укреплений принадлежит князю Владимиру Святославовичу, создавшему линии обороны по рекам Суле, Трубежу, Стугне и Ирпеню. В 991 г. был построен между Стугной и Киевом обширный лагерь-город, ставший резервом всех воинских сил — Белгород.

Академик Б.Рыбаков писал, что «постройка нескольких оборонительных рубежей с... системой крепостей, валов, сигнальных вышек, берегов речных долин с защищенными бродами и низинами сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление».

На севере Руси границы по мере освоения малолюдных земель «передвигались» погостами или острогами. Они представляли собой постоянный или временный укрепленный пункт с оградой из заостренных сверху кольев. С ХI-ХII вв. происходит разделение острогов на жилые и стоялые. Б.Рыбаков дает такую характеристику упоминаемому в грамоте 1137 г. северному погосту Векшенге: «Мысовое городище треугольной формы, у которого две стороны образованы оврагами, а с третьей стороны... прорыт ров. Городище небольших размеров. Укреплено оно было, по всей вероятности, тыном». Древний погост был примитивен по архитектуре и слабо укреплен. Много погостов строилось новгородцами по рекам Свирь, Северная Двина, Оннега. Цепь острогов движется к Белому, Баренцеву морям и доходит в XV в. до полярного Урала…

XIV-ХV вв. псковичами и новгородцами была возведена обширная система пограничных крепостей, охранявших русские земли как с моря, так и с суши. Эта цепочка шла от реки Волхова (Ладога) к Неве (Орехов), далее вдоль Финского залива к Чудскому озеру, круто обрываясь на юг, — Ям, Копорье, Печоры, Изборск, Остров и др. Они существенно ослабляли натиск шведов и ливонцев, не позволив осуществить экспансию в глубь страны.

С присоединением северо-западных земель к Москве работа по укреплению «полнощных» границ была продолжена. Пограничная крепость Иван-город (1492), поставленная Иваном III на реке Нарве, была уже типовым образцом военного зодчества. Крепость имела форму квадрата с четырьмя мощными башнями на углах. Она воспринималась единым каменным массивом, несмотря на внешне скромные размеры, производила сильное впечатление.

С начала ХVI в. «государевы» города стали приобретать геометрически правильные формы квадрата (Зарайск) или прямоугольника (Тула). Территориальные приращения Русского государства в ХVI-XVII вв. привели к резкому увеличению протяженности границ. Новые рубежи обустраивали, укрепляли острогами из дуба и сосны. Они возводились в форме четырехугольников, по углам которых возвышались башни, квадратные в сечении. Проходная башня прикрывала въездные ворота. Ограда высотой в 6-8 м устанавливалась на ровном месте или на валу. По такому типу построены Братский (1631) — смотри публикацию в «Хранителе» — «Бились на равных» и Якутский (1632, 1683), Албазинский (1651), Кумарский (1652), Косогорский (1655) остроги. В их архитектуре просматривается связь с традициями «городников» Киевской Руси.

Деревянные крепости юга более совершенны. Например, Харьковская крепость (1663) срублена из дуба. Стены окружены земляным валом и рвом. Вокруг вала высился частокол, а в стенах крепости находилось 10 башен. Территория ее занимала 30 гектаров.

Воссоздание гибкой линии обороны началось с возвышением Москвы.

При Иване IV военно-инженерные сооружения простирались уже на тысячи километров. Одна из засечных черт шла по линии: Путивль — Рыльск — Новгород Северский — Орел — Данков — Ряжск — Темников — Алатырь. В.Ключевский отмечает: «Такие линии, черты, состояли... из цепи городов, острогов и острожков... со рвами, валами, лесными засеками, завалами из подсеченных деревьев в заповедных лесах».

Оборона возлагалась на засечную стражу, состоящую в основном из казаков.

Засечные черты на традиционно опасном для России южном направлении, по мнению историка Е.Перцика, прошли за 200 лет тысячекилометровый путь от Оки до Перекопа. Почти 120 городов «явилось в одно столетие».

Новый шаг в истории пограничного строительства предпринял Петр I. Во время Северной войны была создана оборонительная линия в полосе Псков — Смоленск — Брянск. В лесах и на дорогах устанавливались засеки шириной 150-300 шагов, а на полях, в открытой местности — земляные валы. Важные тракты преграждались люнетами с палисадом, а вдоль всей линии устроены дороги шириной в 30 саженей.

Петр I создал фортификационную (инженерную) контору в 1711 г. Она сосредоточила руководство всеми вопросами, связанными с возведением, перестройкой крепостей и долговременных укреплений, комплектованием личного состава Инженерного корпуса, формированием и реорганизацией инженерных частей. Русскими военными инженерами и мастеровыми, под руководством Я.Брюса и Б.Миниха, созданы Петропавловская, Кронштадтская крепости, пограничные линии — Украинская, Оренбургская, Уйская, Сибирская, укрепленные казачьи станицы по реке Терек и другие сооружения.

Украинская линия между реками Орель и Северский Донец, по выражению К.Арсеньева «образовала как бы одну твердую цепь, связанную звеньями подвижных военных сил, здесь постоянно содержащихся».

Эта линия состояла из 16 крепостей, усиленных палисадом, редутами, реданами, блокгаузами, форпостами. На территории каждой из них размещались пороховой погреб, цейхгауз, казармы, колодец и другие строения. Сооружение утверждалось по определенному плану и проектам, утвержденным Военной коллегией.

Крепости имели геометрически правильные формы. Небольшие по величине, с квадратной площадью внутри, они по внешнему виду повторяли очертания четырех или восьмиконечной звезды. Фортификационные работы проводились под руководством киевского генерал-губернатора А.Тараканова и генерал-майора Де Бриньи.

Первая на восточном фланге — Петровская крепость — земляная, прямоугольная в плане, четырехбастионная. Площадь крепостного двора более 1,4 га. Протяженность крепости по гребню вала составляет около 800 м. В северной куртине расположен въезд, южная усилена равелином, направленным к реке Северский Донец. Окружена сухим рвом.

Оренбургская линия, строившаяся с 1735 г. и протянувшаяся от столицы края вниз и вверх по Яику (Уралу), служила кордоном от довольно малочисленных кочевых народов Зауралья. Граница контролировалась на бродах, торговых путях сетью укрепленных пунктов. Удаленность между ними порой достигала 200-300 км. Редкая цепь постов (кордонов) скреплялась казачьими станицами. Укрепленные пункты рассчитаны на небольшие гарнизоны (150-200 пехотинцев, сотня казаков и 10-15 артиллеристов).

Профиль укреплений носил временный характер. Редюит в виде редута предназначался на 100 человек, в толще бруствера были укрыты пороховые погреба. Внутренние постройки, приспособленные к ружейной обороне, находились от редюита на расстоянии половины ружейного выстрела. Нежилые постройки располагались в виде четырехугольника, а в стенах устраивались бойницы. Внутри четырехугольника располагались казармы, лазарет, провиантский магазин. На углах укрепления стояли люнеты, укрепленные посты.

Укрепленные(засечные) черты, а затем пограничные линии, возводившиеся в ходе борьбы с мобильным противником — конницей кочевников, являлись предметно-ландшафтными сооружениями, не имеющими аналогов в Европе. Опыт их строительства в виде сооружений открытого типа (рвы, валы, лесные завалы, засеки) послужил основой полевой фортификации. Пограничные инженерные сооружения стали градообразующими элементами. Они и по сей день спасают города от типовой, равнодушной, урбанистической, неряшливости. Посланцы старины седой — порубежные твердыни.