Виктор Масенков, главный эксперт НИКИРЭТ по системам безопасности

В современных условиях значительную угрозу для безопасности населения и важных промышленных объектов, к которым относятся и аэропорты, представляют противоправные (несанкционированные) действия различного рода нарушителей: террористов, религиозных экстремистов и других преступных элементов.

Характер направленности их действий непредсказуем: от попыток простого хищения имущества до создания угрозы возникновения чрезвычайной ситуации (ЧС) на объекте (пожара, разрушения, аварии и т.п.), а последствия могут привести не только к большому материальному ущербу, но и возникновению реальной опасности для жизни и здоровья персонала аэропорта и пассажиров.

В «Концепции национальной безопасности РФ» отмечается: «Решения и меры, принимаемые в области борьбы с преступностью, должны носить упреждающий характер».

Одной из эффективных предупредительных мер по обеспечению безопасности важных объектов является создание автоматизированных систем охраны от несанкционированного проникновения физических лиц, или, по терминологии, принятой в системах безопасности особо важных объектов, автоматизированных систем физической защиты (СФЗ).

Важнейшей составной частью является комплекс инженерно-технических средств охраны, задача которого — своевременное обнаружение вторжения или попыток несанкционированного доступа нарушителей на территорию объекта, в охраняемые здания и помещения.

Для достижения высокой эффективности комплекса одной из основных задач проектировщиков является выбор средств и систем с высокими тактико-техническими характеристиками ТТХ.

Особенностью аэропорта (аэродрома) является значительная протяженность периметра территории, подлежащей охране, которая составляет от 14 до 35 км. Тридцатилетний опыт разработки, изготовления и внедрения СФЗ протяженных периметров, полученный специалистами НИКИРЭТ при создании систем охраны рубежей государственной границы, крупных объектов атомной промышленности, позволяет выделить три основных задачи проектирования, без решения которых невозможно достигнуть высокой эффективности СФЗ.

Это выбор:

  • периметровых средств обнаружения (СО);
  • системы сбора и обработки информации от СО, удаленных на значительное расстояние от центрального пульта охраны;
  • системы электропитания технических средств охраны, установленных на периметре объекта и его локальных зонах.

1. Средства обнаружения (СО).

Несмотря на многообразие физических принципов, которые положены в основу различных СО, большинство из них не могут быть применены для защиты аэропортов по следующим причинам:

  • вибрационные и сейсмические СО чувствительны к помехам от авиатранспорта;
  • инфракрасные СО (активные и пассивные) не обеспечивают требуемую надежность функционирования при наличии тумана;
  • радиоволновые лучевые не допускают наличия неровностей и травы высотой более 0,3 м и требуют сезонной юстировки для исключения влияния снежного покрова. И хотя такая юстировка не сложна на периметрах малой протяженности (до 2-3 км), в условиях аэропорта она превращается в трудноразрешимую проблему;
  • индуктивные (проводные) и емкостные (сеточные и проводные) СО довольно широко применяются на объектах, но они требуют строительства ограждений со специфическими особенностями. В индуктивных СО требуется обеспечение малой проводимости между соседними нитями колючей проволоки, которая резко падает при замыкании их мокрой травой. Для снижения этого влияния нижние 4 нити выполняют из изолированного провода. Емкостные средства, как правило, устанавливают над индуктивными на специальной конструкции или по верху сплошных ограждений;
  • электроконтактные СО наиболее помехоустойчивые и дешевые. В качестве чувствительного элемента в них используется полотно из колючей проволоки. Однако электроконтактные СО имеют невысокую вероятность обнаружения.

В последние десять лет все более широкое распространение получают радиоволновые СО проводного типа, в которых использован принцип импульсного широкополосного зондирования. Такие СО обеспечивают сопряжение зоны обнаружения с рельефом и конфигурацией рубежа охраны, устойчивость к помехам от растительности, дождя, снега, гололеда, имеют низкие затраты на обслуживание. Устанавливаются на открытой местности вдоль любых ограждений, на полотне ограждений из колючей проволоки или сетки, а также по верху ограждений из бетонных плит. Представителем СО такого типа выступает изделие «Газон-21», которое серийно выпускается с 2005 года и является модернизированным продолжением ранее выпускаемых изделий серии «Газон».

Зона обнаружения формируется в объеме пространства между нижним проводом, размещенным на поверхности земли (или прикопанным в грунт на глубину 5-10 см) у основания ограждения, и верхним проводом, закрепленным по одному из следующих вариантов:

  • на стойках из стеклопластика на расстоянии не менее 2 м от ограждения любого типа;
  • на диэлектрических консолях на высоте 1,8 м, установленных через 6 м на опорах ограждения из колючей проволоки или металлической сетки;
  • на диэлектрических консолях, крепящихся над ограждением из сетки, бетонных плит или деревянных щитов.

При попадании нарушителя в зону обнаружения средства выдаётся сигнал тревоги. Изделие обеспечивает организацию охраны двух независимых участков с протяжённостью каждого до 250 м. При необходимости создания дополнительного физического препятствия в 1-м и 2-м вариантах на поверхности земли под верхним проводом может быть размещена спираль из режущей ленты (типа АКЛ, АСКЛ, «Егоза»).

Достоинствами проводноволновых СО являются:

  • формирование зоны обнаружения вдоль внутренней стороны ограждения, полностью повторяющей его пространственную конфигурацию;
  • отсутствие требований к инженерной подготовке местности;
  • сохранение работоспособности изделия при высоте до 1 м травяного и снежного покрова в зоне обнаружения;
  • нечувствительность изделия к воздействию птиц и мелких животных;
  • отсутствие требований по сезонной юстировке изделия.

При создании системы охраны конкретного аэропорта (с учетом его специфики, вида ограждения, реальных помеховых факторов) возможно применение на отдельных участках охраны, например, участков ворот, складов и пр. средств обнаружения других принципов действия.

2. Системы сбора и обработки информации (ССОИ).

Система сбора и отображения информации должна обеспечивать передачу информации о состоянии СО, установленных на периметре аэропорта, а также в локальных зонах (склады ГСМ, объекты аэронавигации, производственные и складские сооружения и пр.). Специфика аэропорта предполагает, что линия связи от СО к ССОИ может быть проложена только по его периметру, радиальная схема соединения исключается. А это требует, чтобы ССОИ обеспечивала передачу информации о состоянии СО на расстояние не менее половины длины охраняемого периметра, ориентировочно до 18 км. Необходимо также, чтобы система обеспечивала устойчивость к грозовым разрядам и ее периферийная часть была работоспособна при минимальных температурах до минус 50°С.

Среди значительного многообразия присутствующих на рынке технических средств охраны, данным требованиям в наибольшей степени отвечает интегрированная система управления доступом и охранной сигнализации «Цирконий-С2000».

Последняя представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ), выполненных на базе персональных компьютеров со специализированным программным обеспечением, и периферийной аппаратуры, объединенных в локальную вычислительную сеть по линиям связи.

Ядром системы является станционная аппаратура, в качестве которой выступает центральная ПЭВМ (сервер) администратора комплекса технических средств охраны (начальника службы безопасности). При необходимости ее функции полностью или частично могут дублироваться на ПЭВМ (АРМ операторов) других уполномоченных должностных лиц аэропорта.

Контроль состояния и управление периферийной аппаратурой (СО, запирающими устройствами, датчиками положения створок ворот, устройствами программированного допуска, кнопками сигнализации, внешними устройствами) осуществляется с помощью микропроцессорных устройств — контроллеров, размещаемых на рубежах охраны. В системе используются специализированные контроллеры, которые обеспечивают передачу информации о состоянии подключенных к ним средств на расстояние до 12 км по витой паре кабеля ТПП, или с аналогичными характеристиками. Передача информации на большие расстояния осуществляется с помощью специальных повторителей. Для организации канала передачи информации используется оригинальный интерфейс. Могут использоваться контроллеры двух типов: с функциями охранной сигнализации и функциями контроля доступа и охранной сигнализации.

Вместо любого контроллера к магистрали могут подключаться локальные устройства сбора и отображения информации, к которым, в свою очередь, подключаются СО. Это позволяет организовать автономную охрану удаленных объектов (складов ГСМ, ремонтных баз и т.п.) с представлением информации о состоянии объекта находящемуся на нем сотруднику охраны, и в то же время передачу ее на центральный пульт охраны.

Принцип действия системы основан на мониторинге режимов работы СО, подключенных к контроллерам, дистанционном управлении их работой, формировании сигнала «Тревога» по срабатыванию средств обнаружения и других датчиков на периметре объекта или при попытке вторжения нарушителя в локальную зону (помещение), которая установлена системой под охрану.

Вся информация с контроллеров в режиме реального времени передаётся на сервер системы. На мониторах АРМ администратора (операторов) системы информация отображается в текстовом и графическом виде в общей и развернутой формах с несколькими уровнями вложенности. Вывод тревожных сообщений сопровождается звуковыми сигналами до их сброса оператором.

Сервер осуществляет надёжное хранение всей поступившей информации, и при поступлении соответствующих запросов производит подготовку индивидуальных и интегральных отчётов о событиях, происходивших в системе технических средств охраны объекта.

В программном обеспечении системы «Цирконий-С2000» реализована защита от несанкционированного доступа к работе и ее информационной базе. Уровень доступа операторов персонифицирован. Доступ к процедуре подачи управляющих команд, ввод и редактирование разрешительных данных осуществляется при помощи электронного ключа (пароля).

Конструктивное исполнение контроллеров, в зависимости от их модификации,

позволяет подключать к ним до десяти СО, две кнопки тревожной сигнализации, одно электромеханическое запирающее устройство (или турникет), два устройства программированного доступа, два внешних устройства и, следовательно, позволяет реализовать функции контроля доступа в охраняемые помещения (на территорию) и управления электромеханическими запирающими устройствами.

В целях сокращения периферийной части к одному контроллеру предлагается подключать три средства обнаружения «Газон-21», установленные на соседних участках охраны, а также размещенные в районе ворот технические средства (СО, запирающие устройства, датчики положения створок ворот и пр.), находящиеся на расстояниях до 500 м от контроллера.

Для защиты от воздействия природных климатических условий и проявлений вандализма контроллеры следует устанавливать в металлических шкафах. Применяемые периферийные средства оснащены контрольными контактами на вскрытие. Грозозащита входных и выходных цепей от электрических наводок в протяженных кабельных линиях осуществляется с помощью блоков и устройств защиты, входящих в комплект аппаратуры.

Реализация принципов интеграции, заложенных при создании системы «Цирконий-С2000», обеспечивает возможность дальнейшего наращивания СФЗ за счет расширения аппаратурной и программной части без нарушения работоспособности ранее смонтированной аппаратуры.

В частности, при расширении перечня задач, решаемых службой безопасности, система позволяет:

  • организовать контроль и управление доступом на охраняемые территории и режимные помещения объекта, в т.ч. с реализацией различных алгоритмов и принципов идентификации;
  • осуществлять управление турникетами в согласованном режиме с техническими средствами контроля (обнаружения) металлических предметов, взрывчатых и радиоактивных веществ;
  • выдавать управляющие сигналы на систему охранного освещения;
  • осуществлять персонифицированный табельный учет и устанавливать разрешённое время пребывания сотрудников на объекте (для обеспечения «скользящего» графика работы),
  • формировать по каждому помещению список уполномоченных лиц, имеющих право на его санкционированное вскрытие,
  • автоматизировать процесс подготовки пропусков на режимные территории и др.

3. Система электропитания.

Учитывая значительную протяженность периметра, наличие множества локальных зон, которые раньше или позже придется оборудовать системами охраны, важным моментом проектирования системы охраны аэропорта является организация системы электропитания. Подача на периметр напряжения 220 В крайне нежелательна, с точки зрения электробезопасности обслуживающего персонала, а передача постоянного напряжения 20-30 В для питания средств обнаружения требует прокладки кабельных линий значительного сечения.

В свое время данная проблема стояла при разработке комплексов охранной сигнализации для государственной границы СССР и была решена следующим образом. Напряжение 220 В на станционной части комплекса преобразуется в постоянное напряжение 110В, которое и подается на рубеж, где уже преобразуется на каждом участке участковым блоком питания в напряжение питания периметровой аппаратуры (контроллеров, СО, запирающих устройств) номиналом 24 В. Такое сложное, на первый взгляд, преобразование, по критерию «стоимость-электробезопасность» явилось оптимальным. В настоящее время данный принцип электропитания реализован в системе электропитания «Линия» и предлагается к применению при защите аэропортов. Система имеет элементы грозозащиты со стороны соединительной линии по цепи 110В, обеспечивающие ее работоспособность при воздействии наведенных грозовых импульсов. Имеется автоматический контроль состояния изоляции линии дистанционного электропитания при возникновении утечки тока величиной более 5 мА.

В случае пропадания сетевого напряжения 220 В наиболее целесообразным представляется применение автономных источников бесперебойного или резервного питания относительно небольшой мощности. Длительность резервирования электропитания для особо важных объектов составляет 24 часа, однако для многих случаев это время может быть снижено до 2.5 часа, т.к. по нормам, для большинства объектов перебои в электроснабжении от центральных электрических сетей не должны превышать 2 часов.

В заключение отметим, что одной из составных частей современных комплексов охраны стали системы видеонаблюдения, которые являются хорошим дополнением к средствам обнаружения, так как позволяют оперативно контролировать обстановку в удаленных или особо важных зонах. Видеокамеры должны быть направлены на просмотр выделенных зон и передавать изображение с участков, на которых сработали установленные на них СО. Видеокамеры эффективны для контроля за выездом-въездом транспорта на территорию аэропорта, за отдельными локальными зонами, поскольку позволяют документировать весь процесс. В то же время системы видеонаблюдения не могут заменить средства обнаружения хотя бы по таким причинам, как утомляемость оператора при постоянном просмотре экранов мониторов и снижение его внимания, необходимость освещения участков ночью, неудовлетворительная работоспособность в тумане, дожде и снегопаде.

Статья подготовлена совместно с редакцией журнала «Охрана»