Владимир Белоус, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, профессор Академии военных наук, генерал-майор в отставке.

Развертывание системы ПРО территории США, как предполагают, призвано создать принципиально новую ситуацию, когда можно нанести первый внезапный удар по противнику и укрыться противоракетным «зонтиком» от ответного удара его ослабленных стратегических наступательных вооружений (СНВ). Развертывание ПРО предусматривалось еще программой СОИ, провозглашенной президентом Рейганом в марте 1983 года. С тех пор был сделан серьезный прорыв в области высоких технологий, повышающих боевые возможности будущей ПРО. (Подробнее об этой проблеме в публикации «Интеллигента» «Ожидание неожиданного и подготовка к внезапному»).

Это обстоятельство наряду с позицией американского ВПК подтолкнуло президента Буша в мае 2002 года принять решение о выходе из Договора по ПРО и приступить к ее развертыванию.

В этих условиях перед руководством России встал вопрос: что противопоставить в будущем американской ПРО, если она действительно будет угрожать безопасности России? Исследования показали, что по критерию «стоимость — эффективность» предпочтительными оказываются «асимметричные» меры. В общем виде комплекс возможных мер противодействия ПРО условно можно разделить на три направления.

Первое направление предусматривает совершенствование СНВ с тем, чтобы они смогли преодолеть ПРО. Поскольку США делают основную ставку на уничтожение атакующих ракет на участке их разгона, где они наиболее уязвимы, то это требует, прежде всего, значительного сокращения этого участка, примерно до одной минуты вместо нынешних трех минут у твердотопливных ракет (и пяти — у жидкостных). Поэтому уже сейчас необходимо постепенно производить замену жидкотопливных ракет на модернизированные твердотопливные. Малое время разгона «съедается» средствами дальнего обнаружения ПРО и загоняет в цейтнот систему сопровождения и перехвата ракет. Значительно затруднит процесс перехвата придание ракете способности совершать маневр на активном участке траектории. По заявлению генерального конструктора ракеты «Тополь-М» Юрия Соломонова, эта ракета в период разгона может совершать маневр в различных плоскостях, что делает ее неуязвимой.

Весьма эффективным и экономичным методом борьбы с системой ПРО является оснащение ракет комплектом средств преодоления обороны (КСП). Разработки КСП проводятся в глубокой тайне. Лишь иногда они становятся достоянием гласности. Так, на американской ракете МХ наряду с 10 ядерными боеголовками размещается такой КСП: 10 тяжелых ложных боеголовок со сходными характеристиками; более сотни надувных тонкостенных синтетических оболочек с алюминиевым покрытием; сотни тысяч дипольных отражателей в виде небольших отрезков тонкой проволоки; станции активных помех (малогабаритные радиопередатчики, настроенные на волну РЛС системы ПРО). Все эти средства предназначены для отражения и рассеяния излучений РЛС. Они выбрасываются на траекторию вместе с ядерными боеголовками, образуя «облака» целей. И выделить на их фоне ядерные боеголовки почти невозможно.

Второе направление борьбы с ПРО предусматривает новые способы боевого применения СНВ. С этой целью могут быть использованы сравнительно дешевые ложные ракеты, которые должны будут принять на себя первый удар средств ПРО. Может также применяться комбинированный запуск боевых и ложных ракет, использование пологих траекторий полета ракет, не выходящих за пределы плотных слоев атмосферы, что значительно затрудняет их обнаружение и перехват. В качестве одного из примеров борьбы с ПРО можно привести успешный запуск ракет с атомной подводной лодки из-подо льда Северного Ледовитого океана, где их трудно обнаружить, еще в 1981 году.

Весьма впечатляющей была разработка и создание орбитальной ракеты Р-36орб, имеющей неограниченную дальность полета и способной наносить удары по США с любого направления, в том числе и с Южного, где даже не предполагается иметь систему ПРО.

К третьему направлению относятся боевые средства и способы нанесения ударов по объектам противоракетной системы противника (разумеется, как нынче у нас говорят, сугубо гипотетического). Особенно уязвимы в этом отношении космические и наземные объекты информационно-разведывательной системы, без чего система ПРО окажется «слепой». В период кризисной ситуации в космос могут быть выведены «космические» мины, которые располагаются на орбите около объектов противника и, взрываясь по команде с Земли, в нужный момент выводят их из строя. Возможно и «ослепление» территории противника путем вывода из строя его электронной и энергетической сети. Американские специалисты определили, что в случае взрыва крупного ядерного заряда на высоте в сотни километров над географическим центром США — штатом Небраска — мощный электромагнитный импульс на определенное время выведет из строя электронные и энергетические системы на территории всей страны.

Но исследовательская мысль на этом не останавливается — задача противодействия системе ПРО открывает для российских конструкторов широкий творческий простор.