Сегодня, как никогда, актуально обеспечение безопасности авиаперевозок. Раньше ощущение, что соответствующие службы делают это исправно, давало прохождение в аэропортах через металлодетекторы. Никто не звенит — опасности нет. Как в очередной раз показали события последних недель, металлодетекторы — не панацея. И, кстати, на Западе это поняли сразу, как только у них «запахло жареным». В американских аэропортах, к примеру, пассажиров и продувают, и «вертикальную воздушную джакузи» им устраивают, и рентгеном просвечивают. И нашим, кстати, рентгеном тоже.

Рентгеном по пластиду

Да, есть одна совместная российско-белорусская разработка, «пашущая» сегодня «на чужого дядю» во всех концах планеты — только не в России. Она обеспечивает безопасность... в некоторых тюрьмах — в США и в Польше, в аэропортах Южной Кореи, Саудовской Аравии, в Турции. Всего за кордон ушло около 20 экземпляров. Россия же не закупила ни одного. Оно и понятно! 140-180 тысяч евро — деньги немалые. Но ведь скупой-то платит дважды. Цену же нашей беспечности вообще сегодня трудно определить. А между тем американцы собираются закупить целую партию этих цифровых рентгенографических сканеров для персонального досмотра для своих аэропортов. Почему? Своих разработок нет? Да просто соотношение цена-качество (читай: эффективность) воспринято ими как оптимальное.

Преимущество этих сканеров перед металлодетекторами неоспоримо хотя бы потому, что позволяет обнаружить под одеждой опасные предметы из органических материалов: пластиковую взрывчатку, наркотики в контейнерах (даже проглоченных), огнестрельное и холодное оружие из керамики.

Сегодня стало «модно» прятать смертоносный, «веселящий» и прочий запрещенный к провозу «багаж» в протезы — они звенят «априори». Не будет же страж нашей безопасности измываться над бедным звенящим калекой! Имея этот сканер, конечно, не будет. Просто попросит несчастного «прокатиться на этой тележке» в течение 15 секунд — и всё как на ладони. Потому что это — рентген. Но рентген, как показали всевозможные авторитетнейшие государственные экспертизы, в дозе абсолютно безвредной — на два порядка меньшей, чем излучение, получаемое в рентгеновском кабинете поликлиники, и в два с половиной раза меньшей, чем естественный фон этого излучения в Москве. Специалисты подсчитали, что «облучаться» таким образом, не превысив допустимой дозы, можно 277 дней в году. Но простой смертный столько не летает.

Впрочем, по сегодняшней жизни место этому цифровому рентгеновскому сканеру для персонального досмотра не только в аэропортах, на рудниках да в тюрьмах. Уберег бы он от многих бед в самых разных местах большого скопления людей: на железнодорожных и автовокзалах, на охраняемых объектах, на Государственной границе, в цехах по обработке алмазов.

Я неспроста упомянула «вертикальную воздушную джакузи». Американцы так ищут вокруг авиапассажиров пары взрывчатых веществ. «Услуга» тоже «комплексная». Но куда дороже, чем наша. 300 тысяч долларов стоит агрегат! Разумеется, аэропорту, а не пассажиру.

Триста тысяч, сто семьдесят тысяч! Такой расход не всякой организации по карману. Но вот портативные рентгено-телевизионные установки — другое дело. Сорок тысяч долларов — английские. Наши — от 6,5 до 14,5 тысячи долларов. Комплект можно подобрать в соответствии со стоящими задачами. А работы сегодня для такого рода приборов много: контроль содержимого упаковок, портфелей, предметов интерьера на наличие оружия, взрывных устройств, тайников, аппаратуры негласного контроля информации и т. п.

Есть подобные аппараты и для офисного применения. И с началом «эпохи почтового терроризма» они оказались очень даже в ходу. Потому что под рентгеном взрыватели и прочие скрытые под почтовой бумагой «плоды цивилизации» становятся видны как на ладони. Иногда в такие приборы монтируют еще и анализаторы гамма-излучений. Практика показывает — не напрасно.

Локализатор взрывов

В позапрошлом году в Москве на Тверской при обезвреживании взрывного устройства погиб сотрудник спецслужб. Возможно, он жил бы и теперь, если бы в его распоряжении оказалась подобная установка. А еще ему помог бы локализатор взрыва. До недавнего времени в ходу были английские локализаторы. Сегодня новейшая из разработок — российская. Она способна защитить от одного килограмма тротила или от гранаты. Локализатор взрыва уменьшает площадь осколочного поля на 80%. Количество жертв — настолько же. Так вот, при подозрении, что бесхозный предмет таит в себе опасность, бывает эффективно накрыть его этим локализатором взрыва (его может поднять один человек — 25 кг) и посмотреть, что там внутри, при помощи мобильной рентгено-телевизионной установки. Если взрывчатка — пустить робота. Или вывезти, упаковав в этот локализатор или контейнер.

Впрочем, есть другие приборы. Для обнаружения с их помощью взрывчатых, а также наркотических веществ достаточно специальной салфеткой взять пробу с поверхности, которой касался вызвавший подозрение (к примеру, с ручки сумки). Пробу помещают в прибор на 5-6 секунд — готово.

И все-таки, как ни трагичны взрывы в воздухе — на земле люди гибнут чаще. Бич нашего времени — подрыв автомобилей. А ведь люди уже научились подавлять радиосигналы, которыми приводятся в действие радиоуправляемые взрывные устройства. И, конечно же, не в этом году. Посетители выставок могли увидеть новые модификации таких блокираторов. Сегодня можно выбрать необходимый исходя из ситуации.

Есть, к примеру, приборы для защиты легковых автомобилей. Небольшой такой кейсик. Его можно закрепить в багажнике любого авто. Пользоваться им просто — не нужно ни настройки, ни регулировки. Управление можно осуществлять из салона автомобиля с помощью пульта дистанционного управления.

Есть подавители радиовзрывателей для VIP-персон. Аккуратненький такой «дипломат». Но между тем встроены в него антенны и аккумуляторные батареи, обеспечивающие 40 минут непрерывной работы. Входит в комплект и зарядное устройство для зарядки аккумуляторной батареи. А для управления служит клавиша, расположенная так, чтобы оказаться аккурат под пальцем того, кто держит кейс за ручку.

Впрочем, есть подавители и универсальные — для защиты и персон, и автомобилей, стационарные и переносные.

Как видим, в борьбе с террором мы не так уж и безоружны. Сегодня главное — чтобы лучшее из того, что представлено на выставках, как можно быстрее было взято на вооружение спецслужбами. И не постоять за ценой — иначе заплатим человеческими жизнями.