На деревню… гендиректору

Сообщениями о взорванных автомобилях бизнесменов и их офисов по-прежнему пестрят сводки криминальной информации. Однако надо сказать, что подобных известий становится день ото дня меньше. Во-первых, как говорят в определенных кругах, «все уже поделено». Во-вторых, значительно лучше работают службы безопасности компаний. Тем не менее угроза быть взорванным тем или иным способом у предпринимателя даже средней руки весьма велика.

Самый легкий способ достижения цели террористом — отправить взрывное устройство в письме или посылке. Такого рода бомбы могут быть как примитивными, так и содержащими сложные системы с электрическими капсюлями-детонаторами. Бомбы-посылки часто содержат несколько пусковых механизмов: найдя один из них, охрана облегченно вздыхает, открывает посылку, и тут раздается взрыв. Письма, как правило, рассчитаны на то, чтобы взорваться при вскрытии. Поэтому главное — распознать те, которые вскрывать не следует.

Сделать это непросто, поскольку уровень сложности таких посланий растет. Визуально определить, есть ли в конверте пластит, невозможно. Нужно специальное оборудование. Однако есть несколько признаков, позволяющих заподозрить неладное. Во-первых, должны вызвать подозрение неожиданные посылки, особенно поступившие из-за рубежа от незнакомого отправителя. О многом может сказать страна отправления. Особенно если известно, что ее режим поддерживает международных террористов.

Во-вторых, из практики известно, что террористы предпочитают срочную и авиапочту, а также специальную доставку. Считается, что такая корреспонденция, особенно с пометками «Лично», несет в себе важные конфиденциальные сведения от респектабельной фирмы, и человек, которому она адресована, захочет вскрыт ее сам. Кстати, некоторые руководители запрещают кому-либо вскрывать такую корреспонденцию.

Следует опасаться писем, весящих больше, чем обычные, и имеющих множество наклеенных на них почтовых марок. Подозрителен пакет с написанным от руки или плохо напечатанным адресом, адресованный без указания фамилии «генеральному директору» или «главному менеджеру». Или если фамилия адресата написана с ошибками. Обратите внимание на соответствие обратного адреса штемпелю на почтовой марке. Опасаясь, что в случае обнаружения взрывчатого вещества следствие «зацепиться» за адрес, террорист укажет неверный.

Обычный пакет, даже потрепанный длительным хождением по почтовым отделениям, в отличие от «заряженного», не будет кривобоким, с неровной поверхностью или обмотанным клейкой лентой. Многие взрывчатые вещества издают специфические запах (например, серы), маслянисты, пропитывают собой конверт. И надо быть крайне беспечным человеком, чтобы пройти мимо такого послания. Особенно если из него еще и сыпется нечто вроде мелкого порошка. Это могут быть и споры сибирской язвы. Подарки и сувениры в коробках, особенно неожиданные, книги, могущие быть внутри полыми, обязательно следует просветить.

Тест на пластит

Взрывное устройство, часто упрятываемое террористами в какие-либо предметы, легче всего обнаружить с помощью специального оборудования. Рентгеновские аппараты и флуороскопы позволяют просканировать письмо или пакет без его вскрытия. При этом следует позаботиться о безопасности работника вашей компании. Надежны и металлоискатели, но только при обнаружении взрывных устройств, содержащих металл. Итальянские пластиковые мины, например, ему не по зубам.

Взрывное устройство содержит, как правило, от нескольких десятков граммов до нескольких килограммов взрывчатых веществ. Как химическое вещество, они неизбежно разлагается или испаряется, что можно зарегистрировать с помощью специальных приборов. К примеру, аэрозольный тест позволяет обнаружить все виды ВВ — тротил, тетрил, динамит, нитроглицерин. Проведение полного теста прибором занимает не более минуты. Однако эти приборы зависимы от окружающей среды и типа взрывчатки. ВВ, издающие запах, неплохо обнаруживают собаки. Но самым эффективным способом обнаружения «бомбы» признан все же визуальный поиск. Им было обнаружено больше бомб, чем всеми механическими детекторами, вместе взятыми.

Фирмы, не стесненные в средствах, имеют специальную комнату для проверки корреспонденции. Этим занимается обученный сотрудник, вооруженный техническими устройствами проверки. Комната, как правило, изолирована и находится подальше от остальных сотрудников и носителей информации — компьютеров, например.

При обнаружении подозрительной корреспонденции подключатся служба безопасности, которая изолирует подозрительный предмет в специальный контейнер — подобные «бочки» можно видеть в московском метро. После этого вызвать специалистов по разминированию и обезвреживанию взрывных устройств. Службе безопасности следует выяснить, знаком ли адресату обратный адрес, ожидал ли он подобной корреспонденции.

Разговор с взрывником

Взрывное устройство может быть заложено в здании, где находится ваш офис. Статистика утверждает, что более 90% звонков о грозящем взрыве — чистой воды блеф. Нередко этим грешат конкуренты. Однако никогда нет гарантии, что вы не попадете в оставшиеся трагические 10%, поэтому каждый звонок требует реакции на него. Возможно, позвонил подельник террориста, который не хочет смерти людей. А бывает и наоборот: звонят затем, чтобы бегущие от опасности люди собрались кучно, где и произвести «эффективный» взрыв.

Подавляющее большинство угроз поступает по телефону. Поэтому все, кто регулярно отвечает по телефону, номер которого дан в рекламе предприятия и в его исходных данных, должны уметь вести разговор с позвонившим. Вот несколько первых вопросов, которые ему нужно задать (неплохо, если этот перечень будет у телефонистки всегда под рукой).

Через какое время бомба должна взорваться? Где находится взрывное устройство? (Если на том конце провода указывают действительно существующее в вашем офисе место, к звонку следует отнестись серьезно). Как выглядит бомба? (Это поможет идентифицировать взрывное устройство и облегчит работу саперов). Кто вы? (Конечно, звонящий не назовет себя, но может в порыве сказать нечто, что даст дополнительную информацию. Например, «Вы разорили меня! (моего друга)». Безусловно, скороговоркой проговоренная угроза типа: «У вас заложена бомба, сейчас взорвется!», после чего с треском вешается трубка, менее вероятна, нежели предупреждение с указанием на какие-то конкретные детали.

Замечательно, если разговор будет записан на пленку. Не лишним будет согласовать с правоохранительными органами возможность такой записи. Голос на пленке (мужской или женский), акцент, заикание, грассирование, манера излагать мысли, так называемые фоновые звуки — работа двигателя, музыка, бой часов, звук дрели за стеной — все это может явиться решающим при расследовании. Не следует сбрасывать со счетов то обстоятельство, что террорист наверняка взволнован, часто горд своей неуязвимостью, поэтому в порыве может сболтнуть лишнее.

Бомба в цветочном горшке

На случаи угроз фирма должна иметь план действий. Да, компания должна защищать своих служащих. Однако если при эвакуации кто-то из них  получит травму, он праве подать в суд на своих работодателей. Если фирма при всех угрозах взрыва непременно проводит эвакуацию, будьте уверены, что число пугающих звонков возрастет. Кроме того, спешная эвакуация — прекрасное время для промышленного шпионажа. В любом случае решение, эвакуировать сотрудников или нет, должно быть принято руководством компании по рекомендации службы безопасности. О решении следует спокойно объявить сотрудникам во избежание паники и стихийного бегства, что чревато последствиями.

Создайте небольшие эвакуационные команды из сотрудников, выделив их на этот случай опознавательными знаками — повязкой на рукаве, специальной шапочкой и так далее. Выработайте маршруты эвакуации и познакомьте с ними сотрудников. Шкафы, шкафчики, ящики столов и так далее должны оставаться открытыми, чтобы облегчить поиск взрывного устройства.

Бомба может быть замаскирована под какой-то безобидный на вид предмет. Например, под сумку или кейс. Они взрываются при попытке открыть их, поднять, сдвинуть с места. Врыв происходит и от срабатывания устройства замедленного действия, с помощью радиовзрывателя, по проводам электровзрывной цепи. Причем замкнуться она может при включении хозяином комнаты телевизора,  приемника или бытовой техники.

Поиск бомбы обычно начинается с наружной территории и с нижнего уровня здания вверх, поскольку диверсанту эти районы более доступны. Но если позвонивший указал конкретное место, поиск начинается с него. Часто приоритет отдается помещениям, где работают люди, которым уже угрожали, или где хранится важное оборудование, опасные вещества.

Опытные поисковики, входя в комнату, обращают внимание на подозрительные предметы, явную перестановку мебели, царапины на стенах или полу. Они стараются некоторое время соблюдать тишину, чтобы обнаружить не свойственные обстановке звуки, не торопятся включать свет, поскольку исполнительное устройство мины-ловушки может быть установлено на выключатель. Вообще есть смысл отключить в здании электричество, так как бомбы могут запитываться от внутренней электросети. Поиск при этом осуществляется  при свете фонариков. На случай бомбы с радиовзрывателем не лишней будет постановка помех в эфире в широком диапазоне частот. Обнаружение радиоуправляемых взрывных устройств осуществляется приборами нелинейной радиолокации, которые сегодня в достатке выпускаются и в России.

Бомбы с часовым механизмом достаточно легко обнаруживаются фонендоскопом. Эти приборы позволяют снимать акустическую информацию (тиканье часов) через стены, потолки и другие ограждающие конструкции. Используются при поиске и металлоискатели. Бомба может быть расположена под ковром, в вентиляционных отверстиях, в обогревательных приборах, стенных шкафах, за картинами, в цветочных горшках, висячих светильниках, на подвесном потолке. Местом закладки взрывного устройства может быть шахта лифта с множеством ниш и панелей либо ее дно. Террорист может всунуть бомбу в кресло, свидетельством чего служит надрез в обшивке сидения или спинки, спрятать под сцену в актовом зале.

В поиске очень помогают собаки, рентгеновские аппараты, флуороскопы, детекторы испарений, металлоискатели, стетоскопы, счетчик Гейгера (в бомбах нередко применяют особо прочные сердечники из обедненного урана). Даже если бомба найдена, поиск все же следует продолжить: возможно, она подброшена для отвода глаз, а где-то заложено более мощное устройство.

Скорая помощь от ФСБ

Что делать, если подозрительный предмет, в конце концов, найден? О месте его нахождения и внешнем виде надо как можно скорее сообщить в структуры МЧС или ФСБ, занимающиеся обезвреживанием боеприпасов. Параллельно известить милицию, пожарных и «скорую помощь». До их приезда опасный район огородить цветной яркой лентой. Открыть окна и двери, чтобы уменьшить ущерб от возможной взрывной волны. Где возможно, разместить противобомбовые одеяла или мешки с песком.

Иногда служба безопасности компании сама пытается обезвредить бомбу. Приблизившись к подозрительному предмету, охранник осторожно укрепляет на предмете веревку и, уйдя, например, за колонну, пытается с сдвинуть предмет с места. В этом случае срабатывают, если они есть, натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, инициирующие взрыв. В устройстве могут находиться и взрыватели, срабатывающие от изменения магнитного поля, акустического сигнала в определенном диапазоне частот, характерного запаха человека или животного.

Угроза может прийти и письмом. В этом случае важно сохранить отпечатки пальцев на конверте. Ценную информацию специалист почерпнет из особенностей почерка, машинописи или принтера, на котором было отпечатано письмо.

Предусмотрительность, осторожность, обученные сотрудники и закупленные приборы, о которым мы говорили выше, сделают бомбу практически безопасной для вас.