Кого сегодня удивишь нападением на инкассаторов? Новости конца прошлого и начала 2009г. постоянно пестрили сообщениями о вооруженных нападениях на инкассаторские бригады. Дошло до того, что народ в разговорах стал спорить и делать ставки – появится сегодня новое сообщение об ограблении, или нет. Спорят обыватели весело. Даже не обращая внимания на тот факт, что после каждого нападения гибнут инкассаторы – чьи-то мужья, братья, отцы. Но таков уж наш страшный век. Народ привык к «телевизионным» смертям еще с 1-ой Чеченской компании. А сколько с того времени показали крупным планом убитых солдат, мирных жителей, инкассаторов? Не сосчитать.

Но кто-то же считать должен! Кто-то же должен пресечь этот бардак, царящий в сфере обеспечения перевозок ценностей. Ведь, в конце концов, есть заинтересованные лица – руководство служб инкассации, руководители банков, владельцы денег,  ЦБ. Если вспомнить, сколько в нашей стране развелось банков, и каково количество всех этих заинтересованных лиц получим толпу народу. Но вот беда - ощутимых результатов нет.      Нападения на инкассаторов в криминальной среде по-прежнему считаются легким и одним из самых безопасных способов получения денег. Вам не страшно дорогие читатели? Мне, честно сказать, немного не по себе.

Так почему же нет результата? Кто виновен в гибели инкассаторов? На эти вопросы рядовой обыватель, не задумываясь, ответит – преступники. Сотрудники МВД, расследующие дела, главной причиной участившихся нападений называют экономический кризис. Так и представляется очередной руководитель службы инкассации в купе с руководством банка, которые стоя у гроба погибшего сотрудника, разводят руками и говорят безутешным родственникам: «Да мы не виноваты в его гибели. Все кризис проклятый!» Вот она удобная формулировочка. Вот она отмазка. Но так ли обстоит дело? Действительно ли все беды от преступников и кризиса? Ан, нет. Все , конечно же, не так.

Экономический кризис – это всего лишь очередной побудительный фактор для преступников. Да у последних финансовые проблемы и они их решают путем организации нападений. Да их ряды пополняются безработными, которым позарез нужны деньги на пропитание, и последние тоже готовы к такой «деятельности». Да их ряды в ближайшем будущем пополняться профессиональными военными, которые будут организовывать нападения более профессионально.

Но как кризис повлиял на инкассаторов? У них что , толщина брони в автомобиле с приходом кризиса уменьшилась? Или количество боеприпасов в табельном оружии сократилось? Нет. Тогда непонятно. Если кризис влияет только на преступников, а не наоборот, то в чем дело?

А дело в том, что, как говаривал профессор Преображенский в романе Булгакова «Собачье сердце», кризис он не в стране, он в головах. А если быть более точным, то в головах вышеупомянутых заинтересованных лиц. Как вы думаете? Если командир подразделения на фронте получит достоверные данные о том, что ровно через неделю на его участке будет наступление противника, он что будет делать? Сидеть, сложа руки? Нет. Он начнет готовиться к обороне. Укрепит позиции; установит минные поля; выдаст средства защиты всем бойцам; по максимуму подтянет боеприпасов и оружия; попросит для усиления помощь других подразделений; доукомплектует личный состав сверх штатной расстановки; будет вести постоянную активную разведку на подходах к месту расположения; и до седьмого пота будет гонять бойцов на тренировках по отражению атаки.

А что же службы инкассации? Информация о начале кризиса пришла задолго до известных нам нападений ноября 2008г. – апреля 2009г.. И что? Где работа командиров? Нет ее и в помине. Поскольку, кризис у них, как мы помним, в головах. И наступил он в этих головах еще задолго до нынешнего, экономического. Так что теперь можно сказать с уверенностью все факторы гибели инкассаторов лежат не в плоскости преступников, а наоборот – в плоскости их руководителей и работодателей. Какие именно факторы? Давайте посмотрим. Это не сложно.

Итак, работодатель. Начнем с него, потому что рыба, как известно, гниет с головы.

Факторы, влияющие на качество обеспечения безопасности ценностей, в этой целевой группе следующие:

      1.Жадность.

Этот фактор главенствующий, поскольку отражается на всех остальных составляющих безопасности. Жалко работодателю денег на организацию нормальной инкассации – и все. С самого начала все пошло наперекосяк. На должности руководства службы назначаются не те люди, т.к. «те» на такую зарплату не идут. Отобранные горе-руководители не так организуют службу, а в купе с жадностью работодателей оснащают эту службу не теми бронеавтомобилями, не теми средствами защиты, не теми людьми. Принцип работы один – сделать, что получиться, по дешевке. Вот и начинаются чудеса. В Москве в ряде банков инкассаторы несут службу не с оружием, а с пневматическими пистолетами! В других организациях практикуется «скрытая инкассация». Это когда пара безоружных охранников в «гражданке» возят крупные суммы денег в метро или на небронированном транспорте. Отнять их можно голыми руками, что преступники исправно и делают. Только об этом в прессе обычно не пишут. Зачем фирме светиться? Тем более, что в большинстве случаев таскают они «черный нал». Тут уж лучше деньги потерять, чем потом к тебе заявятся контролирующие органы.

Про оснащение и экипировку инкассаторов говорить вообще смешно. Тут есть все. И отходившие свои сроки при царе Горохе бронежилеты, неудобные, и низкого класса защиты. И отсутствие средств связи. Либо их наличие, но без учета особенностей несения службы, поэтому охранники в случае нападения не могут ими воспользоваться. И медицинские аптечки, а-ля юный автомобилист. Носимые комплекты – редкость. И патроны к ружьям с гильзой из дешевого пластика, что не позволяет охраннику при всем желании даже дослать патрон в патронник в случае нападения. И броневики без кругового сектора обзора, кондиционеров, переговорных устройств, и прочего необходимого оборудования. Да еще в придачу 2-го класса защиты, читай картонные. Перечислять можно до бесконечности. Но даже с этим можно было бы воевать, если бы все не рушилось полным отсутствием профессиональной подготовки инкассаторских бригад. На это денег просто катастрофически жалко! И что толку, что вы закупите все самое лучшее оборудование для неподготовленных охранников? Точно. Никакого! Потому что все знают, что техника в руках дикаря – груда металла.

      2. Отсутствие необходимых знаний в области инкассации.

Этот фактор приводит к непониманию всего спектра задач стоящих перед инкассацией. Большинство руководителей банков при слове инкассация вспоминают только об инкассаторских бригадах. Спроси их о группах негласного контроля точек инкассации, о группах тактической поддержки инкассаторских бригад, о службе адвокатской поддержки применивших оружие инкассаторов и других вспомогательных подразделениях работающих в интересах бригад, на вас посмотрят с непониманием. А раз сам хозяин не понимает, что он хочет сделать, то как он может это делать правильно? В итоге и получается, что вместо того, чтобы вложить деньги в кадры, в их подбор, обучение, в зарплату, деньги тратятся на технику. Но в ней хозяин тоже не разбирается поэтому сплошь и рядом покупает дорогостоящее барахло. Кто-то скажет сейчас, мол, это не его дело. Для этого в банке есть СБ и ЧОП. Верно. Но мы помним, что в силу первого фактора там работают не специалисты, которые вносят свой негатив в работу. Что ж давайте теперь поговорим о них.

      Руководство службы инкассации (СБ, ЧОП).

      1-й фактор, вытекающий из сказанного выше, здесь – непрофессионализм.

На должностях руководителей служб инкассации работает кто угодно – милиционеры, военные, бывшие банковские работники всех рангов, друзья и знакомые руководства банка. То есть, в большинстве своем люди, сами инкассаторами не работавшие, а потому нюансов работы не знающие. Бывают исключения из правил. Даже среди них встречаются фанаты, которые болеют за дело, и делают все по максимуму. Но таких в стране даже не единицы, а сотые единиц, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Большинство же руководителей, как и их хозяин, не знают как организовать службу грамотно. Поэтому в начале карьеры кидаются из крайности в крайность. То закупают ненужное дорогостоящее оборудование и снаряжение, за что получают нагоняи от своих боссов. То разрабатывают бестолковые инструкции по службе, от чего начинает разбегаться личный состав, и поступает новый нагоняй руководства. Этих «то» настолько много, что, получив от руководства по башке по максимуму, такие горе-руководители приходят к одному и тому же выводу – не надо дергаться, пусть все идет, как идет. И оно идет. Может идти даже очень долго, пока гром не грянет. Причем хозяин тоже доволен. Его, наконец, перестали расстраивать идиотскими идеями, и перерасходом денег. Ну, думает, он наконец-то все «устаканилось». На самом же деле все просто затихло, как болото. И даже появление в этом болоте профессионалов не вносит существенных изменений. Потому что профессионал, взглянув на эту «службу», приходит в ужас. И идет к хозяину. Требовать денег на перевооружение, переоснащение, переподготовку. Но не тут-то было. Включается фактор жадность. У нас все давно есть, так говорит хозяин. И если вы профессионал вы должны уметь с этим работать, а если нет, то зачем вы мне нужны. Чувствуете угол наклона? Правильно. Профи плюет и уходит. А кто остается? Точно. «Преданные делу» лохи. И так продолжается, пока не случится нападение. Вот тогда все начинают думать. Нет, не за дело. Это редкость. Все больше о том, кто виноват. Хотя и то недолго. Например, когда в декабре 2008г. напали на инкассаторов на Таганке, их начальник бегал первые дни с трясущимися руками и массой прожектов. Мол, теперь все будет по-другому – обучение, оснащение, подбор кадров. Но прошла неделя. Извиняюсь, от попы отлегло и все. Банчок не заметил потери бойца. Все по старому. То есть, жди новых нападений. Это снаряд в одну воронку не попадает дважды. А преступники к лохам приходят и дважды, и трижды. Сколько надо, пока лох не поумнеет, или не разорится. Как пели кот с лисой в фильме «Приключения Буратино»? Покуда живы жадины вокруг – удачу мы не выпустим из рук.

      2-й фактор – плавно вытекает из предыдущего – люди не знающие что делать, бояться спорить с руководством, т.к. сомневаются в своих предложениях.

Получается, что должность он занимает номинально. Все вопросы от зарплаты до вооружения решает не он, а босс. Он не имеет своей точки зрения, он лишь проводник идей хозяина. К чему это приводит, мы видели выше.

      3-й фактор – жадность.

Да, она присуща таким вот «начальничкам». А что вы хотите? Дали человеку деньги на бронежилеты 2-го класса. Есть крутой за 45 тысяч рублей и плохонький за десять. Но по документам-то оба 2-го класса. Профи бы выбрал дорогой. Он знает, что в таком броннике гасится запреградное действие пули, то есть динамический удар. Но лоху-то все равно, кроме цены. С отчетными документами можно решить. Откаты никто не отменял. И вот уже все инкассаторы облачились в барахло, которое по документам числится последним писком моды. Хозяин доволен – все и у нас как у людей. А уж руководитель службы тем паче, его кошелек заметно потолстел на энную сумму. Сэкономил. На жизни своих подчиненных сэкономил.

Или другой расклад. Надо охранников учить. Чем отчитаться? Конечно, дипломом. Обучение , особенно грамотное, а не тот лохотрон, который процветает в известных на всю страну школах, стоит дорого. Так зачем на него тратиться, когда за десятую часть суммы можно сразу купить диплом? В итоге снова все довольны. Школа  охраны получила клиента лоха, которому все равно, что впаривать. Кстати, в медиа-журнале «Хранитель» рассказывали о московских школах охраны. Так вот выяснилось что подготовки по профилю не в одной по сути нет. В центре спецподготовки «Витязь» инкассаторы бегают спецназовскую полосу препятствий, в «Баярде» стреляют по десятку патронов за курс, в «Альфа-престиж» изучают полицейские развороты на броневиках. Но рассказавшие об этом люди , отмечают что нормальной подготовки в этих организациях нет. Значит что? А что и обычно. Школа инкассации получила деньги. Некоторые даже и не готовят, а просто, как уже было сказано, диплом продают. Пусть деньги меньшие, но не напрягаясь. Да плюс еще кучу одобрительных отзывов о своей работе, что и делает школу известной. А руководитель инкассаторов получил необходимые отчетные документы, дипломы и деньги. Люди-то так и остались необучены. То есть их командир их снова продал. В очередной раз.

      4-й фактор – неправильные акценты при подборе кадров.

Этот фактор вытекает из всех выше перечисленных, там, где руководители воруют и жадничают - специалисты не нужны. Там нужны послушные исполнители, готовые работать за гроши и не разевающие рта. Вот такие и работают. Это не инкассаторы. Это батраки. А вы помните из истории хоть один случай, когда батраки защищали имущество хозяина. И я не помню. Они либо разбегаются и ничего не делают, либо помогают грабить. Что нам исправно и демонстрируют все последние ограбления, когда охрана либо «мяу» сказать вовремя не может, либо принимает участи в ограблении, либо сама его организует. Я думаю, всем еще памятны события весны 2008г. в Нижнем Новгороде, и лета того же года в Москве, когда инкассаторы Сбербанка грабили себя сами.

И какой же вывод, дорогие читатели, мы должны сделать, оценив эти факторы? Правильно. В том, что нападения на инкассаторов стали происходить чаще, и в конечном итоге в гибели инкассаторов виноваты не преступники, и уж тем более не кризис. Виновны в этом владельцы банков и руководство служб, а с их подачи в ряде случаев, хоть и косвенно, сами инкассаторы. Вот такой неутешительный итог.

Вспоминается американский фильм «Цельно металлическая оболочка». Там сержант морской пехоты обнаружил у рядового не запертым на замок личный сундучок. Заставил нерадивого солдата проверить все ли на месте. А пока тот все осматривал орал на него и раздавал подзатыльники. Смысл сказанного был прост и уж очень применим к нашим службам инкассации: «Урод! Почему ты не закрыл свой сундучок?! Почему ты сделал все, чтобы тебя смогли обворовать?! Если бы не такие уроды -  как ты, в этой стране не было бы воров!»

      Понимаете теперь, как надо бороться с разбойными нападениями? Надеюсь, что и те, кому положено, наконец-то поймут.

Козлов Сергей Николаевич.