Приводим текст доклада «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» как инструмент развития частной охранной отрасли заместитель Председателя правления ФКЦ РОС, члена Координационного совета НСБ России Юрия Покидова.
Напомним, что с ним он выступил 14 февраля на расширенном совещании Координационного совета по взаимодействию с частными охранными организациями при ГУ Росгвардии по г. Москве, членов некоммерческого партнерства «Гильдия руководителей охранных структур «ЦЕНТР», руководителей окружных объединений ЧОО, а также представителей ЧОО, осуществляющих охрану объектов ММДЦ «Москва – СИТИ».
ФКЦ РОС зарегистрировано 26 октября 2016 года и является единственным профессиональным объединением руководителей частных охранных организаций федерального уровня, в состав которого в настоящее время уже входят 480 юридических лиц, включая ассоциации, союзы и иные объединения охранных структур из 75 субъектов Российской Федерации.
Основным учредителем объединения выступила крупнейшая в охранном сообществе организация руководителей охранных структур правоохранительной направленности Ассоциация «Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур». Ассоциация «КЦ РОСС» создана в апреле 2004 года.
В настоящее время в ФКЦ РОС зарегистрировано 51 региональное отраслевое объединение, являющихся его структурными подразделениями.
С учетом дочерних и зависимых структур членов Объединения, ФКЦ РОС представляет интересы около 3 тысяч юридических лиц с особыми уставными задачами, общая численность работающих квалифицированных охранников в которых составляет более 250 000 человек.
В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» государство содействует участию объединений работодателей в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, оказывает, в соответствии с федеральными законами, поддержку объединениям работодателей как социально ориентированным некоммерческим организациям, включая предоставление членам объединений работодателей льгот по налогообложению (в части их взносов в объединения работодателей), создает другие условия, стимулирующие вступление работодателей в объединения работодателей.
Объединение работодателей имеет право:
- представлять и защищать права и охраняемые законом интересы членов объединения, а также заключать соглашения и осуществлять контроль за выполнением заключенных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, в том числе региональные соглашения о минимальной заработной плате;
- Подробно о правах и обязанностях Объединения в Законе Об объединениях работодателей. Нет смысла перечислять то, что может каждый прочитать самостоятельно.
ФКЦ РОС является единственной структурированной организацией общероссийского масштаба, которая, на основании требований федерального закона «Об объединениях работодателей», может взаимодействовать с государственным регулятором – Росгвардией в вопросах:
- социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в сфере оказания охранных услуг;
- совместного контроля за деятельностью охранных структур, входящих в состав Объединения;
- участия частных охранных организаций в содействии правоохранительным органам в охране правопорядка;
- разработке и обсуждении законов и иных нормативных правовых актов, связанных с регулированием сферы деятельности охранных структур.
Председатель правления ФКЦ РОС Козлов Александр Михайлович в июне 2017 года избран членом Общественной палаты Российской Федерации (Комиссия по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка), а также приказом Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации от 10.08.2017 г. № 263 назначен исполнительным секретарем Координационного Совета по вопросам частной охранной деятельности при Росгвардии Российской Федерации.
Объединение является членом Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ) и внесено в реестр Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Что же такое ФКЦ РОС и почему так жестко строится его структура, включая безусловную регламентацию деятельности своих региональных подразделений.
Свои позиции необходимо отстаивать как на региональном, так и на федеральном уровнях. Для этих целей, к примеру, на федеральном уровне мы используем возможности Общественной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, поддерживая тесный контакт с Росгвардией. На региональном уровне такую работу призваны вести РООРы – наши региональные подразделения.
Не секрет, что сейчас сильны настроения: посмотрю, что у них получиться, если что-то сделают, то это все-равно для всех и т.п. Рано или поздно это приведет к тому, что такие пассажиры просто отстанут от уходящего вперед поезда.
Не могу многого говорить, но происходящие на сегодняшний день процессы не остановить. Выживет сильнейший, способный в конкурентной борьбе предложить лучшие условия и высокое качество, тот кто идет в ногу со временем, меняется сам и меняет свой подход к делу. Человек идет от профессии и всегда обеспокоен, прежде всего, качеством и имиджем.
Коротко об основных задачах, решаемых ФКЦ РОС на сегодняшний день:
- Оздоровление обстановки на рынке частных охранных услуг.
К сожалению, на сегодняшний день в нашей сфере деятельности получило широкое распространение такое явление как демпинг. Появились организации – профессиональные демпингеры. Им чужды имидж и качество, основная задача – урвать. Остановить их наша задача.
Нельзя мириться с ситуацией, когда участники рынка охранных услуг указывают в конкурсной документации абсурдные цифры, как, например, количество спецсредств более трех миллионов, а теперь уже и более 25 миллионов. По этим фактам ФКЦ РОС подано заявление в прокуратуру г. Москвы.
Мы в полной мере используем возможности Прокуратуры, Росгвардии, налоговой службы и другие, а сейчас еще и опираемся на перечень поручений президента.
На площадке Общественной палаты Российской Федерации создана межведомственная рабочая группа под руководством Александра Михайловича, которая призвана одобрить Методику определения цены на охранные услуги и направить ее в соответствующие министерства и ведомства для использования в работе. Первое заседание рабочей группы прошло 07 февраля, есть понимание важности вопроса, единодушны в том, что можно отталкиваться от цены человеко-часа.
На первоначальном этапе необходимо добиться приемлемых начальных цен контрактов, которые позволят выплачивать охранникам зарплату на уровне не ниже МРОТ, платить налоги и получать прибыль.
С использованием всех механизмов воздействия, включая жалобы, добиться, чтобы и конечная цена контракта отвечала законодательным требованиям.
2. Одной из важнейших задач ФКЦ является законотворческая деятельность.
С этой целью учреждена Автономная Некоммерческая организация Научно-Исследовательский Центр Стратегического Развития Негосударственной Сферы Безопасности «Безопасность». Возглавил ее Климочкин Олег Владимирович.
НИЦ «БЕЗОПАСНОСТЬ» призван прогнозировать развитие отрасли. Обеспечивать, чтобы наши инициативы позволяли идти в ногу со временем и постоянно держаться «на плаву».
Новый законопроект прошел согласование в правовом управлении Государственной думы и, надеемся, что скоро начнется официальная процедура его рассмотрения. Что нового:
1. Предлагается сферу частной охранной деятельности законопроектом жестко не ограничивать, оставив возможность компетентным органам для принятия решений о привлечении частных охранных организаций в порядке субподряда для охраны всех видов объектов.
2. Разрешить охранным организациям осуществлять определенный перечень других сопутствующих видов деятельности при наличии дополнительных лицензий на их осуществление.
3. Снять ограничения на создание филиалов охранной организации в других субъектах страны, а также привлечение охранных организаций в качестве субподрядчиков при оказании охранных услуг.
4. Обозначить два типа взаимодействия: обязательное, которое охранная организация должна осуществлять, как обладатель лицензии на особый вид услуг и добровольное, осуществляемое на договорной основе.
Также предлагаются дополнительные полномочия и социальные гарантии для работников охранных структур, участвующих в оказании такого содействия, а также особые условия для самих охранных организаций.
5. Вводятся новые категории работника частной охранной организации, которые выполняет вспомогательные функции и не обязан обладать полномочиями охранника, но существенно расширят возможности охранной организации - Контролер-наблюдатель и Контролер-распорядитель.
6. Тарифы по оказанию охранных услуг на объектах, безопасность которых обеспечивается за счет средств государственного и муниципального бюджетов устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
7. Частные охранные организации, выполняющие обязанности по договорам по оказанию охранных услуг в порядке субподряда по охране государственных и муниципальных объектов на основании договоров (соглашений) с органами государственной охраны, которые в соответствии с законодательством обязаны обеспечивать их охрану, не подлежат налогообложению в части налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
И другие.
Реализация вводимых положений, будет способствовать улучшению качества предоставляемых охранных услуг, расширению сферы деятельности и организации взаимодействия частных охранных организаций с правоохранительными органами, в том числе в противодействии террористическим проявлениям, расширению сферы деятельности частных охранных организаций.
3. Создание на базе нашего Общероссийского отраслевого объединения работодателей Совета по профессиональным квалификациям в сфере частной охранной деятельности.
Одной коммерческой структурой разработан стандарт «Специалист в сфере охранной деятельности», который по сути является бизнес-проектом и предполагает дополнительный экзамен и платное обучение для всех охранников, если стандарт будет принят в существующей редакции. ФКЦ РОС считает это бизнес-проектом, нацеленным на обогащение небольшой группы лиц, и пользы охранному сообществу не принесет. Поэтому ФКЦ РОС категорически против такой практики, и Объединением была подана заявка на разработку своего профессионального стандарта и формирование Совета по профессиональным квалификациям. Стандарт, предлагаемый ФКЦ РОС, предусматривает дополнительные квалификационные требования только для категорий руководителей коллективов от 100 человек и более, он должен быть единым для частной охраны и ведомственной охраны. Решение о формировании Совета должно быть принято Временной комиссией до 01 мая 2018 года, в состав этой комиссии не включили даже представителей Росгвардии.
Стараниями «коллег» создана постоянно действующая Комиссия по вопросам НСБ при Совете по профессиональным квалификациям финансового рынка. И теперь через эту комиссию пытаются протащить свой стандарт.
Это направление деятельности прямо предусмотрено Законом «Об объединениях работодателей» и мы не позволим создание нового бизнес-проекта в нашей сфере деятельности.
4. Создание национальных стандартов в сфере частной охранной деятельности.
Созданием и утверждением национальных стандартов занимается Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Если профстандарт – это требования к работнику частной охранной организации, то национальный стандарт – это требования к самой частной охранной организации, утверждаемые в соответствии с ГОСТом.
Нами разработан, а Приказом руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02 мая 2017 г. №346 – ст. утверждён национальный стандарт Российской Федерации «Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций». На очереди - разработка национальных стандартов: Пультовой охраны, Личной охраны, Охраны инкассаторов.
При Росстандарте сформирован Технический комитет № 208 по стандартизации «Охранная деятельность». Возглавил комитет Першуткин Николай Иванович, а согласие быть его заместителями дали Козлов Александр Михайлович, Климочкин Олег Владимирович и главный Аванесов Андрей Гарривич, который курирует вопросы взаимодействия с частными охранными организациями в Координационном совете при Росгвардии.
Еще одной задачей ФКЦ РОС стала борьба за объекты, на которых частные охранные организации могут оказывать услуги.
Мы твердо убеждены, что частная охрана не должна пересекаться на одной площадке с охраной государственной. Приложение № 1 к Постановления правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 должно постоянно уменьшаться, а сейчас к сожалению, наоборот. Государственная охрана должна обеспечивать охрану только тех объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, которые строго регламентированы как подлежащие государственной охране, где требуются особые полномочия и автоматическое оружие.
В других случаях, когда такой необходимости нет, в том числе при охране бюджетных объектов, должно быть сферой деятельности частной охраны. К примеру, 300 тысяч рублей за пост при охране одного из учреждений, предложение ФГУП «Охрана» – это прямая бесхозяйственность. Охрана частная значительно дешевле.
Маленькой победой можно считать требование, закрепленное в Постановлении правительства РФ от 07 октября 2017 года № 1235 об охране образовательных организаций 1 и 2 категорий частными охранными организациями.
Таким образом, круг задач, стоящих перед ФКЦ РОС достаточно широк. Опираясь на взаимопонимание и поддержку охранного сообщества России, мы твердо стоим на ногах и с оптимизмом смотрим в будущее.
Одним из основных вопросов сегодняшнего заседания является вопрос о создании Единой дежурной части в интересах охраны Московского международного делового центра «Москва-Сити». Идея не нова. Мы – НП «ГРОС «ЦЕНТР» в свое время вложились в создание Объединенной дежурной части ОДЧ НП «ГРОС «ЦЕНТР». Были потрачены значительные средства на оборудование и программное обеспечение, создана огромная база охраняемых объектов и дежурных частей частных охранных организаций, но, как выяснилось, правоохранительным органам она оказалась не нужна и органы власти не проявили к ней интереса.
Возможно получится перенести ОДЧ НП «ГРОС «ЦЕНТР» в ММДЦ «Москва-Сити и здесь наладить ее работу и реализовать ее потенциал, а затем повторить попытку распространения положительного опыта на всю территорию Центрального округа и Москвы в целом. Силы и средства частных охранных организаций на территории Москвы должны быть реально включены в систему единой дислокации и использоваться в охране правопорядка. Правовым основанием может служить договор или соглашение на охрану имущества муниципалитета.
Солидный опыт такой работы накоплен в Нижнем Новгороде. К примеру, в дежурную часть поступает информация о шумной компании во дворе жилого дома. ГБР частной охранной организации подъезжает и под видеофиксацию призывает к соблюдению правопорядка. Как правило срабатывает. При откровенном хулиганстве вызывается наряд полиции. Кроме того, патрулирование наиболее криминогенных мест способствует нормализации обстановки.
Как результат - обеспечен покой граждан, проведена профилактическая работа, меньше задействована полиция, которая получает возможность больше реагировать на те вызовы, где она действительно необходима. Что и требовалось достичь.
В заключении хотелось бы обратиться к присутствующим здесь руководителям охранных организаций и пригласить их на первый съезд ФКЦ РОС, который пройдет 22 марта в Общественной палате Российской Федерации.
На съезде Вы будете иметь возможность из первых уст от руководителей Росгвардии и представителей Государственной Думы и Совета Федерации услышать о том какую частную охрану хочет видеть в будущем государство, какие задачи планируется на нее возложить, услышать программную речь о развитии частной охранной отрасли Председателя правления ФКЦ РОС Козлова Александра Михайловича.