Профсоюзы инициировали обсуждение проблем такси в Общественной палате РФ

29 ноября в Зале советов Общественной палаты РФ состоялись общественные слушания, посвященные актуальным вопросам деятельности такси. Инициатором мероприятия стали Союз профсоюзов России и его членская организация – Межрегиональный профсоюз «Таксист», тема была поддержана и вынесена на уровень общественных слушаний Комиссией ОП по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов. В повестку дня были поставлены вопросы, имеющие жизненное значение как для развития самой отрасли, так и для общественной безопасности:

1. Несмотря на максимально упрощенную систему выдачи разрешений, далеко не все перевозчики легализовали свою деятельность надлежащим образом.

2. На территории Российской федерации существуют предприятия, объединяющие нелегальных перевозчиков для перевозок граждан, что приводит, помимо прочего, к повышенным рискам для безопасности граждан.

3. Контролирующие органы, вместо тотальных проверок нелегальных перевозчиков, ограничились разовыми мероприятиями.

4. Отсутствие инфраструктуры для работы такси и устаревшие, избыточные требования к легальным перевозчикам приводят к необоснованному удорожанию стоимости поездки, появлению коррупционных факторов и вынужденному нарушению правил перевозки пассажиров.

5. После приравнивания ответственности легальных индивидуальных предпринимателей к юридическим лицам, любое незначительное нарушение индивидуальным предпринимателем существующих требований может привести к его банкротству.

6. В настоящий момент власти субъектов Российской Федерации уже вносят предложения по новому изменению правил работы такси, игнорируя мнения профсоюзов отрасли и общественных организаций, объединяющих перевозчиков. Подобная практика может отрицательно сказаться как на развитии отрасли пассажирских таксомоторных перевозок, так и на безопасности граждан, пользующихся их услугами.

Как заявил президент Союза профсоюзов России, член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин,

- «в аспектах деятельности этой сферы сплелись воедино многие вопросы, имеющие как экономическое и социальное значение, так и оказывающие прямое влияние на уровень безопасности граждан, миграционные процессы и многое другое. Именно поэтому инициатива профсоюзного сообщества, мнение которое должно учитываться при разработке и принятии законодательных решений, является очень важным фактором».

Отрасль таксомоторных перевозок в России переживает нелегкие времена. В частности, в долго идущей войне между легальными таксистами и частными "бомбилами" должен наступить коренной перелом, ведь правительство страны приняло закон об обязательной регистрации таксистов. Но многие ли из тех, кто оказывает услуги в сфере частных перевозок, готовы стать "законопослушными"? Количество "нелегалов" все еще остается очень большим.

Участники слушаний подробно обсудили сложившуюся ситуацию и в связи с приездом большого числа таксистов-нелегалов из других регионов и стран, которые усиливают и без того жесткую конкуренцию на дорогах. Вопрос трудовых мигрантов заострил в своем выступлении Владимир Шапошников.

Погребняк А.Н., Долгих О.В., Шапошников В.П., Федоров Г.В.

- "Мы должны понимать, что безопасность пассажиров - это вопрос первостепенный. Но нельзя забывать, что вывод таксистов-мигрантов из нелегального положения позволит защищать права всех участников этой сферы экономики, - заявил член СПЧ Владимир Шапошников во время слушаний. - Необходимо создать экономические предпосылки для снижения злоупотреблений и коррупции, устранения демпинга со стороны "приезжих бомбил", а следовательно и откровенного враждебного отношения к этим людям. Какие реально действующие тарифы могут ввести частные предприниматели и организации, работающие в сфере пассажирских перевозок, если существует трудовая миграция, фактически сбивающая любые твердые расценки на перевозки? У меня вопрос к Министерству транспорта: какие законодательные инициативы идут в адрес трудовой миграции в области регулирования? Я считаю, что трудовые мигранты-таксисты должны работать только в составе предприятий, а не частным образом. Это позволит установить более строгий контроль над техническим состоянием транспорта, здоровьем водителей (медицинский осмотр внутри предприятий), а также более жестко проверять квалификацию таких водителей".

Говорили участники слушаний и про отсутствие подходящей инфраструктуры для работы такси, а также давно неактуальные, устаревшие требования к легальным перевозчикам, из-за которых их расценки существенно вырастают, и про недостаточную активность контролирующих органов, не слишком охотно вступающих в борьбу с нелегалами. Все эти факторы не способствуют переходу таксистов в легальный статус, хотя сама процедура получения разрешений максимально упрощена.

В слушаниях, которые вел председатель Комиссии ОП по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Анатолий Кучерена, также приняли участие представители органов государственной исполнительной и законодательной власти, общественных объединений.

Модератор слушаний, председатель Комиссии Анатолий Кучерена напомнил, что год назад в России был принят федеральный закон, упорядочивающий деятельность таксистов (прим. № 69 ФЗ):

- «Для того, чтобы оценить правоприменительную практику и предложить дополнительные изменения, выйти на общие рекомендации, нам нужно выслушать мнение профессионального сообщества», — заявил член Общественной палаты. Проект рекомендаций ОП будет в ближайшее время подготовлен Комиссией по проблемам безопасности граждан.

По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по транспорту Александра Старовойтова штрафы за нарушения, связанные с таксомоторными перевозками, должны быть одинаковы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

«Санкции должны быть одинаковы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но так, чтобы дать последним возможность получения разрешительного пакета документов за минимальные деньги для становления в качестве перевозчиков», — сказал Старовойтов.

«Я пообщался с юридическими лицами — они говорят, что им выгоднее перейти в форму физических лиц, что уменьшит их ответственность», — отметил он.

По словам Старовойтова, необходимо также отрегулировать систему медосмотра, чтобы повысить безопасность перевозок. «Мы все скептически относимся к тому, что сейчас медработники выпускают сто машин на рейс за полчаса», — сказал он.

В то же время, опубликованный 8 ноября Минздравом, проект закона о проведении предрейсового контроля депутат считает нежизнеспособным.

- «Сегодня медосмотр опирается на алкотестер, на тонометр. Новый проект требует дополнительного углубленного изучения состояния водителя при выпуске его в рейс. Представьте, в какие деньги перевозчикам это обойдется, если на одного водителя будет тратиться по двадцать минут!», — сказал Старовойтов.

Председатель Межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин, в свою очередь, отметил, что необходимо менять политику в отношении штрафов.

Председатель Межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин

«Несмотря на то, что внесли поправку, и облегчилась легализация таксистов, они все равно не спешат легализоваться. Штраф за нелегальную перевозку для физического лица — 5 тыс. руб.; штраф для таксиста за отсутствие наклейки — от 3 до 10 тыс. руб.; штраф за отсутствие путевого листа — 60 тыс. руб. Кому надо легализовываться при таких штрафах?» — подчеркнул он.

Ряд предложений, высказанных в ходе слушаний, стали предметом жесткой дискуссии. Исполнительный директор Корпоративного отраслевого образования «Национальный совет такси» Станислав Швагерус предложил ввести в региональное законодательство понятие «фирменный стиль», то есть совокупность цветовых гамм, а также создать отдельный коэффициент ОСАГО для перевозчиков.

В свою очередь, член Общественной палаты, сопредседатель Союза потребителей России Владимир Слепак считает, что необходимо создать единый диспетчерский центр и разрешить таксистам использовать выделенные полосы.

«Сегодня антимонопольный орган возражает против создания единого диспетчерского центра. Как правило, жалобы потребителей идут в компанию, которая осуществляет перевозку, и нет никаких ответов. Единый центр мог бы передавать необходимую информацию о нарушениях, либо консолидировать ее в перечень недобросовестных компаний и каждый случай нарушения прав потребителей рассматривать отдельно», — сказал Слепак.

Кроме того, член Общественной палаты подчеркнул, что таксистам необходимо разрешить использование выделенной полосы для общественного транспорта, это послужит перевозчикам стимулом для легализации.

Владимир Слепак также считает, что «в каждом транспортном средстве должен быть счетчик, потребитель должен иметь чек с фамилией владельца транспорта и номером транспортного средства».

«Уместно вспомнить страшный теракт в Домодедово, когда бомбилы и нелегальные перевозчики ломили тарифы, чтобы уехать из Домодедово», — сказал Слепак.

Председатель Ивановского профсоюза таксистов Роман Круглов высказал мнение, что «должно вводиться лицензирование водителя, а не автомобиля». «Чтобы человек имел право садиться за руль такси, он должен пройти обучение и сдать экзамен. На основании сданных экзаменов человек должен иметь право купить патент, который можно рассрочить на полгода, на год», — подчеркнул председатель Ивановского профсоюза.

В продолжение дискуссии Анатолий Кучерена отметил, что, по его мнению, важно рассмотреть вопрос об обязательном подтверждении зарубежных водительских прав для тех людей, которые приезжают в Россию для официальной работы в такси.

«Это нормальная практика, соответствующая интересам безопасности граждан», — подчеркнул он, впоследствии общаясь с журналистами.

Первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Швецов, со своей стороны проинформировал собравшихся о том, что с августа 2012 года и по настоящий момент ведомством выявлено 11 865 правонарушений, связанных с деятельностью легковых перевозчиков.

При этом Швецов подчеркнул, что думать надо не только об ответственности за нарушения, но и о создании условий для легкового такси. В частности, об инфраструктуре. «Специальных остановок такси пока нет. А ведь, если будет такая возможность, сесть к официальному перевозчику рядом с театром, музеем или рестораном, я уверен, что к „бомбилам“ уже никто не пойдет», — отметил он.

По итогам заседания Анатолий Кучерена сообщил о создании рабочей группы, которая займется подготовкой рекомендаций для профильных государственных органов. Возглавит структуру Владимир Слепак. В Комиссии сообщают, что впервые соберется она в начале 2013 года.