Минтруд России представил подготовленный им Проект приказа от 20.07.2012 ''Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы)'' (далее - Проект). С текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-сайте Минздрава России (http://www.minzdravsoc.ru/) [1]. Проект содержит положения о новом порядке проведения госэкспертизы условий труда. Помимо этого предлагается утвердить перечень документов, которые представляются на такую экспертизу. Обратим внимание, что до настоящего времени этот перечень на федеральном уровне не определен.

Предполагается, что в случае принятия рассматриваемого документа новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда заменит ныне действующий, установленный Правительством РФ в 2003 г.

На сегодняшний день государственная экспертиза условий труда (далее - экспертиза) проводится в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 216.1), а также положением о ее проведении (далее - Положение) [2]. Необходимость принятия нового порядка проведения экспертизы обусловлена тем, что в соответствии с п. 5.2.14 Положения о Минтруде России [3] определение такого порядка отнесено к полномочиям министерства.

Основания проведения экспертизы

В соответствии с Проектом экспертиза проводится на основании обращений работодателей (их объединений) и работников (уполномоченных ими представительных органов). Если заявителем является работник, то экспертиза осуществляется в отношении условий труда на его рабочем месте.

Помимо перечисленных субъектов с требованием о проведении экспертизы вправе обратиться органы исполнительной власти, профсоюзы (их объединения), органы ФСС России, судебные органы.

Объекты, в отношении которых проводится экспертиза

Проект предполагает установление определенных требований к проведению экспертизы. Как и в настоящее время, она будет осуществляться органами госэкспертизы (далее также - уполномоченные органы): в отношении организаций, подведомственных органам исполнительной власти РФ, - Федеральной службой по труду и занятости (Роструд), а в отношении иных работодателей (за исключением физлиц, не являющихся ИП) - органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Объектами экспертизы являются:

- качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

- правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

- фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

В сферу действия Проекта не попадает экспертиза, проводимая в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда. Она будет осуществляться в порядке, установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности. Экспертиза с целью оценки соответствия проектов производства и внедрения новой техники, новых технологий требованиям безопасности будет производиться в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании. Отметим, что действующее Положение такого деления не предусматривает.

Представляемые на экспертизу документы

Согласно Проекту для проведения экспертизы следует направить в уполномоченный орган соответствующее заявление с указанием сведений, перечисленных в п. 15 Проекта. К нему необходимо приложить документацию и материалы, состав которых зависит от объекта экспертизы. Так, если будет оцениваться качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то заявитель обязан представить документы, перечисленные в разделе I Перечня (приказ о создании аттестационной комиссии, перечень рабочих мест, подлежащих аттестации и др.). В отношении иных объектов экспертизы список необходимых документов определен в разделах II и III Перечня.

Если документация и материалы, предусмотренные Перечнем, не были представлены заявителем, то орган госэкспертизы запрашивает их у работодателя, в отношении рабочих мест которого проводится экспертиза. Исключение составляют случаи, когда сам работодатель является заявителем. Если необходимые документы находятся у компетентных органов, орган госэкспертизы может получить их по межведомственным запросам.

Как уже было отмечено, перечень документов, представляемых на экспертизу, на федеральном уровне до сих пор не определен, хотя требование об этом установлено действующим Положением. На данный момент отдельные перечни утверждены в субъектах РФ [4]. Представляется, что в сложившейся ситуации региональные органы исполнительной власти обладают широкими полномочиями по составлению таких документов, ведь на более высоком уровне требования к их содержанию не определены. В связи с этим предлагаемый Проектом единый государственный перечень представляемых на экспертизу документов позволит унифицировать процедуру их подачи во всех регионах РФ, а также минимизирует возможные риски.

Порядок проведения экспертизы

Экспертиза проводится либо госэкспертом, либо экспертной комиссией, причем право первого на участие в ней ограничено. Он не может осуществлять указанный вид деятельности, если ее результаты представляют для него имущественный или иной личный интерес. Например, если в подготовке документации, представленной на экспертизу, участвовали члены его семьи.

Порядок действий при проведении экспертизы определен в п. 20 Проекта. Так, по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов госэксперт (экспертная комиссия) принимает решение о проведении экспертизы либо об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в п. 22 Проекта. Заявитель после устранения нарушений, в связи с которыми ему было отказано в проведении экспертизы, вправе повторно обратиться с соответствующим заявлением.

Экспертиза не ограничивается проверкой и оценкой предоставленных материалов и документации. При необходимости могут проводиться измерения, наблюдения и расчеты с привлечением аккредитованных исследовательских лабораторий.

Срок экспертных работ обусловлен их трудоемкостью (с учетом объема предоставленных документов), однако не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления. При запросе дополнительных документов и материалов или необходимости проведения дополнительных измерений он может быть продлен, но не более чем на 30 календарных дней.

По окончании экспертизы составляется экспертное заключение, требования к которому определены п. п. 37 - 40 Проекта в зависимости от объекта экспертизы. В настоящее время форма экспертного заключения приведена в Приложении N 1 к Рекомендациям [5].

Заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Оно составляется в двух экземплярах, подписывается госэкспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем органа госэкспертизы.

Далее один экземпляр экспертного заключения вместе с прошедшими экспертизу документацией и материалами направляется заявителю. Также руководитель органа госэкспертизы направляет копии заключения работодателю (если он не являлся заявителем) и аттестующей организации, а при наличии запроса - органам исполнительной власти, в профессиональные союзы и их объединения, организации, оказывающие услуги в области охраны труда, саморегулируемые организации, объединяющие организации, оказывающие услуги в области охраны труда.

Заявитель, работодатель (если он не являлся заявителем), аттестующая организация в случае несогласия с заключением вправе обжаловать его в судебном порядке.

Экспертиза будет проводиться без взимания платы.

Реестр заключений экспертизы

Проектом предлагается создание реестра выданных заключений, который будет вести орган госэкспертизы. Информация, содержащаяся в таком реестре, будет передаваться на электронном носителе в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. Сведения из реестра по отдельным запросам будут предоставляться органам исполнительной власти, профессиональным союзам и их объединениям, организациям, оказывающим услуги в области охраны труда, саморегулируемым организациям, объединяющим организации, оказывающие услуги в области охраны труда.

 

[1] Обращаем внимание, что в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Минздравсоцразвития России преобразовано в Минздрав России и Минтруд России. Однако интернет-сайт пока не переименован.

[2] Положение о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 N 244).

[3] Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610).

[4] См., например, Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 20.06.2011 N 178 "Об утверждении Административного регламента Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по организации и осуществлению государственной экспертизы условий труда" (Приложение N 3);

Приказ комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 25.07.2011 N 37 "Об утверждении Административного регламента предоставления комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области государственной услуги по проведению государственной экспертизы условий труда" (Приложение N 2);

Приказ Департамента труда и занятости населения Томской области от 30.06.2011 N 98 ''Об утверждении Административного регламента Департамента труда и занятости населения Томской области предоставления государственной услуги осуществления государственной экспертизы условий труда'' (Приложение N 3).

[5] Рекомендации по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации (утв. Постановлением Минтруда РФ от 30.11.2000 N 86).

 


     Проект приказа Минтруда России от 20 июля 2012 г.

 

Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации и перечня документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы)

 

В соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, 
№ 1 (ч.1), ст. 3; № 30, ст. 3014, 3033; 2003, № 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, 
№ 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 27; № 13, ст. 1209; 
№ 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 41, ст. 4285; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844; 
№ 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 812; № 30 (ч.1), ст. 3613; 
№ 30 (ч. 2),  ст. 3616; № 52 (ч. 1), ст. 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17, 21; № 19, ст. 2270; № 29, ст. 3604; № 30, ст. 3732, 3739; № 46, ст. 5419; № 48, ст. 5717; № 50, ст. 6146; 2010, № 31, ст. 4196; № 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49; № 25, ст. 3539; № 27, ст. 3880; №30 (ч. 1), ст. 4586, 4590, 4591, 4596; № 45, ст. 6333, 6335; № 48, ст. 6730, 6735) и подпунктом 5.2.14 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного  Постановлением   Правительства  Российской  Федерации  от  19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528),    п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить:

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации согласно приложению № 1;

перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы), согласно приложению № 2.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 18, ст. 1716; 2005, № 7, ст. 560).

Министр
М.А. Топилин

 

 Приложение № 1

к приказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации

от «____» _________ 2012 г. № _______

 

 

Порядок

проведения государственной экспертизы условий труда

в Российской Федерации

I. Общие положения

 

                  1.                        Порядок проведения государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации (далее - Порядок) устанавливает требования к проведению в Российской Федерации государственной экспертизы условий труда, проводимой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (далее - органы государственной экспертизы).

                  2.                        Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводит государственную экспертизу условий труда в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

                  3.                        Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда проводят государственную экспертизу условий труда у работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), не подведомственных федеральным органам исполнительной власти, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

                  4.                        Объектами государственной экспертизы условий труда являются:

качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

правильность предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

фактические условия труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

                  5.                        Государственная экспертиза условий труда, проводимая в целях оценки соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов государственным нормативным требованиям охраны труда, проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

             6.     Государственная экспертиза условий труда, проводимая в целях оценки соответствия проектов производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий требованиям безопасности, в том числе содержащимся в государственных нормативных требованиях охраны труда, проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

                  7.                        Основанием для проведения государственной экспертизы условий труда являются определения судебных органов, обращения органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работников, органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – заявитель).

В случае, если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).

                  8.                        Заявитель имеет право:

получать от должностного лица органа государственной экспертизы условий труда, в должностные обязанности которого входит ее проведение (далее – государственный эксперт), и органа государственной экспертизы условий труда разъяснения по порядку проведения государственной экспертизы условий труда;

обращаться к государственному эксперту и органу государственной экспертизы с требованием устранения нарушений Порядка;

представлять пояснения, замечания, предложения по вопросам, связанным с проведением государственной экспертизы.

                       9.                   Плата за проведение государственной экспертизы не взимается.

 

II. Права, обязанности и ответственность органа государственной экспертизы и государственного эксперта

 

                       10.              Органы государственной экспертизы обязаны:

бесплатно разъяснять по запросам заинтересованных лиц порядок проведения государственной экспертизы условий труда;

поручать проведение государственной экспертизы условий труда  государственным экспертам;

организовывать в установленном порядке подготовку, повышение квалификации и обучение государственных экспертов.

                    11.                 При проведении государственной экспертизы условий труда  органы государственной экспертизы вправе запрашивать у работодателя, государственных и муниципальных органов документацию и материалы, необходимые для ее проведения.

                    12.                 Государственный эксперт обязан:

руководствоваться в своей работе требованиями законодательства Российской Федерации;

осуществлять всесторонний, объективный и комплексный анализ документации и материалов, представляемых для проведения государственной экспертизы условий труда, определять их соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда;

составлять по результатам проведения государственной экспертизы условий труда заключения о соответствии (несоответствии) сведений в документации и материалах государственной экспертизы условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – заключение);

соблюдать установленные Порядком правила и сроки проведения государственной экспертизы условий труда;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для проведения государственной экспертизы условий труда, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Государственный эксперт не вправе участвовать в проведении  государственной экспертизы условий труда, если ее результаты представляют для него имущественный или иной личный интерес, в том числе, если в подготовке документации, представленной для проведения государственной экспертизы условий труда, участвовали члены его семьи.

13.  Государственный эксперт имеет право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[1], беспрепятственно, при наличии удостоверения установленного образца, посещать для проведения государственной экспертизы условий труда любых работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

   запрашивать и безвозмездно получать необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда документы и другие материалы;

   проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчёты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

   формулировать особое мнение по результатам государственной экспертизы условий труда, которое прилагается к заключению.

 

III. Порядок подачи и регистрации заявлений о проведении

государственной экспертизы условий труда

 

14.              Для проведения государственной экспертизы условий труда заявитель направляет в орган государственной экспертизы заявление о проведении государственной экспертизы условий труда (далее – заявление).

15.                 В заявлении  указывается:

полное наименование заявителя в соответствии с записью в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), его организационно-правовая форма (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, являющегося работником;

почтовый адрес заявителя, телефон, факс, адрес электронной почты (при наличии);

наименование работодателя (обособленного подразделения), его почтовый адрес;

объект государственной экспертизы условий труда, предусмотренный пунктом 4 Порядка;

наименование рабочих мест работодателя, профессии (должности) работников, занятых на данных рабочих местах, с указанием структурного подразделения работодателя (при наличии), в отношении которых должна проводиться государственная экспертиза условий труда;

сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда (при их наличии).

При проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в заявлении дополнительно должны быть указаны сведения об аттестующей организации (аттестующих организациях), привлеченных работодателем для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В случае если заявителем является работодатель, в заявлении дополнительно указываются:

основной государственный регистрационный номер юридического лица;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

код по ОКПО, код по ОКОГУ, код по ОКВЭД, код по ОКАТО.

Заявитель вправе указать в заявлении иные сведения, относящиеся к объекту проводимой государственной экспертизы условий труда.

В случае если заявителем является юридическое лицо, заявление подписывается руководителем юридического лица (его уполномоченным представителем) с указанием должности, фамилии и инициалов лица, подписавшего заявление.

Работник подписывает заявление личной росписью с указанием даты.

16.              При проведении государственной экспертизы условий труда у работодателя, не подведомственного федеральным органам исполнительной власти, осуществляющего деятельность на территории субъекта Российской Федерации, заявитель направляет заявление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда по месту нахождения указанного работодателя, в отношении рабочих мест которого проводится государственная экспертиза условий труда.

При проведении государственной экспертизы условий труда в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, заявление направляется заявителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

17.              В случае если заявителем является работодатель, то к заявлению в зависимости от объекта государственной экспертизы прилагаются документация и материалы согласно перечнюдокументации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы), предусмотренному приложением № 2 (далее – Перечень). Документация и материалы представляются работодателем на бумажном носителе или в электронном виде.

18. Заявление подлежит регистрации органом государственной экспертизы условий труда.

 

IV. Проведение государственной экспертизы условий труда

и оформление ее результатов

 

19.            После регистрации заявление и прилагаемые к нему документация и материалы передаются для проведения государственной экспертизы  условий труда государственному эксперту. Назначение государственного эксперта для проведения государственной экспертизы условий труда осуществляется руководителем органа государственной экспертизы.

Руководитель органа государственной экспертизы вправе создать для проведения государственной экспертизы условий труда экспертную комиссию, в состав которой включаются государственные эксперты.

20.            Государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит государственную экспертизу условий труда путем последовательной реализации следующих процедур:

рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документации и материалов в целях определения полноты представленных сведений и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда;

экспертиза документации и материалов;

проведение (при необходимости) наблюдений, измерений и расчетов с привлечением аккредитованных в установленном порядке исследовательских (измерительных) лабораторий;

составление заключения;

направление заключения заявителю;

внесение сведений о результатах проведенной государственной экспертизы условий труда в реестр выданных заключений, предусмотренный пунктом 54 Порядка;

передача сведений  о проведенной государственной экспертизе условий труда в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

21.            Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документации и материалов в целях определения полноты представленных сведений и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда осуществляется государственным экспертом (экспертной комиссией) в течение пяти рабочих дней с даты его регистрации органом государственной экспертизы условий труда. По результатам рассмотрения государственный эксперт (экспертная комиссия) принимает решение о проведении государственной экспертизы условий труда либо об отказе в ее проведении.

22.            Основаниями для отказа в проведении государственной экспертизы условий труда являются:

а) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 15 Порядка;

б) непредставление документации и материалов, предусмотренных Перечнем (в случае, если заявителем является работодатель);

в) отсутствие у органа государственной экспертизы, в который представлено заявление, полномочий по проведению государственной экспертизы условий труда у работодателя или в его обособленном подразделении, в отношении рабочих мест которого поступило заявление.

Отказ в проведении государственной экспертизы условий труда по другим основаниям не допускается.

23.            Мотивированный письменный отказ в проведении государственной экспертизы условий труда (далее – отказ) по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 22 Порядка, направляется заявителю  не позднее семи рабочих дней с даты регистрации заявления.

Заявитель после устранения нарушений, указанных в отказе, вправе повторно представить заявление с учетом требований пункта 15 Порядка.

В случае если недостатки в представленных заявителем документах, послужившие основанием для отказа, можно устранить без возврата заявления и прилагаемых к нему документации и материалов  и заявитель не настаивает на их возврате, орган государственной экспертизы устанавливает срок для устранения таких недостатков, который не должен превышать 30 календарных дней.

24.                В случае  если  основанием отказа явилось отсутствие у органа государственной экспертизы полномочий по проведению государственной экспертизы, то заявление вместе с прилагаемыми к нему документацией и материалами направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган государственной экспертизы, в компетенцию которого входит проведение государственной экспертизы условий труда с уведомлением заявителя о переадресации заявления.

25.            Если документация и материалы, необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда и предусмотренные Перечнем, не были представлены заявителем (за исключением случая, когда заявителем является работодатель), орган государственной экспертизы условий труда  запрашивает указанные документацию и материалы у работодателя, в отношении рабочих мест которого проводится государственная экспертиза условий труда.

Запрашивать документацию и материалы, не указанные в Перечне, запрещается.

26.            Работодатель в срок не позднее 10 дней с даты поступления запроса органа государственной экспертизы условий труда о предоставлении документации и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, направляет запрашиваемые документацию и материалы в указанный орган, либо письменно уведомляет о невозможности их представления с указанием причин.

27.            Если указанные в пункте 26 Порядка документация и материалы находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, в подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, орган государственной экспертизы условий труда запрашивает документацию и материалы, необходимые для проведения государственной экспертизы условий труда, по межведомственным запросам.

28.            В случае соответствия заявления требованиям, установленным пунктом 15 Порядка, государственный эксперт (экспертная комиссия) проводит экспертизу прилагаемых к заявлению документации и материалов.

29.            Предметом государственной экспертизы условий труда является анализ соответствия документации и материалов, представленных заявителем и (или) работодателем для проведения государственной экспертизы условий труда, государственным нормативным требованиям охраны труда[2] в целях обоснования:

качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

соответствия предоставляемых работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

30.            При государственной экспертизе условий труда, проводимой в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда подлежат оформленные в установленном порядке[3] материалы и документация по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

31.            При государственной экспертизе условий труда, проводимой в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оценке соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда подлежат документация и материалы, обосновывающие и устанавливающие следующие виды компенсаций:

сокращенная продолжительность рабочего времени;

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

повышенный размер оплаты труда.

32.            При государственной экспертизе условий труда, проводимой в целях определения фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве, оценке соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда подлежат документация и материалы, подтверждающие соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда следующих объектов:

здания, сооружения, оборудование, технологические процессы, а также применяемые в производстве инструменты, сырье и материалы;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников;

фактические уровни факторов производственной среды и трудового процесса;

материалы аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки профессиональных рисков;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживания работников;

режимы труда и отдыха работников;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказание первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знания требований охраны труда;

предоставление компенсаций работникам за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

меры по обеспечению предотвращения аварийных ситуаций и травмирования работников;

обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим;

подтверждение ознакомления работников с требованиями охраны труда;

локальные нормативные акты и инструкции по охране труда (при наличии).

33.            В зависимости от объекта государственной экспертизы условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) анализирует и оценивает:

качество аттестации рабочих мест по условиям труда, включая соответствие проведения и оформления результатов аттестации рабочих мест установленному порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда[4], и подтверждение материалами аттестации рабочих мест по условиям труда гигиенической оценки условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, оценки травмоопасности рабочих мест по классу условий труда, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, комплексной оценки условий труда на рабочих местах;

правильность предоставления компенсаций, установленных работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда[5], в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда[6];

соответствие фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве, государственным нормативным требованиям охраны труда.

34.            В случаях несогласия заявителя с результатами инструментальных оценок фактических уровней производственных факторов в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда или необходимости оценки фактических условий труда в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве, для проведения измерений производственных факторов при проведении государственной экспертизы условий труда государственный эксперт (экспертная комиссия) привлекает аккредитованную в установленном порядке лабораторию. Финансирование услуг аккредитованной лаборатории осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

35.           Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных для проведения государственной экспертизы условий труда документации и материалов, но не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации заявления. В случае необходимости запроса дополнительной документации и материалов, проведения дополнительных измерений руководитель органа государственной экспертизы либо должностное лицо, уполномоченное таким руководителем, вправе продлить срок проведения государственной экспертизы условий труда не более чем на 30 календарных дней, уведомив о продлении срока заявителя. Если завершить государственную экспертизу условий труда в установленные сроки не представляется возможным в связи с проведением (при необходимости) наблюдений, измерений и расчетов с привлечением аккредитованных в установленном порядке исследовательских (измерительных) лабораторий, сроки государственной экспертизы условий труда устанавливаются по согласованию с привлекаемыми организациями.

36.            По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется заключение.

37.           В заключении указывается:

наименование органа государственной экспертизы с указанием адреса, ИНН, кода по ОКПО, кода по ОКОГУ, кода по ОКВЭД, кода по ОКАТО, фамилии, имени, отчества руководителя, телефона, адреса электронной почты, а также должности, фамилии, имени, отчества, телефона, адреса электронной почты государственного эксперта (председателя экспертной комиссии);

номер и дата утверждения заключения;

основание для проведения государственной экспертизы условий труда  с указанием даты регистрации заявления (определения судебного органа);

фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, почтовый адрес заявителя, место работы, должность (профессия) – в случае, если заявителем является работник;

полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица в соответствии с записью в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), его организационно-правовая форма; индекс, почтовый адрес места нахождения организации; фамилия, имя, отчество руководителя; телефон, факс, адрес электронной почты;

сведения о ранее проведенных государственных экспертизах условий труда с указанием периодов их проведения;

период проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты начала и окончания проведения данной экспертизы;

объект государственной экспертизы условий труда;

наименование работодателя или его обособленного подразделения, его почтовый адрес места нахождения, индекс, фамилия, имя, отчество руководителя, телефон, факс, адрес электронной почты, ИНН, код по ОКПО, код по ОКОГУ, код по ОКВЭД, код по ОКАТО;

сведения о конкретных рабочих местах, структурных подразделениях или организации в целом, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда;

перечень документации и материалов, представленных (полученных по запросу) на государственную экспертизу условий труда.

38.            В заключении, составленном по результатам проведения государственной экспертизы условий труда, проводимой в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, дополнительно указываются сведения об аттестующей организации (аттестующих организациях), привлеченной работодателем для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, включающие:

 полное наименование аттестующей организации, ее почтовый адрес телефон, факс, адрес электронной почты;

номер в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

дату внесения аттестующей организации в реестр аккредитованных организаций на оказание услуг в области охраны труда;

фамилию, имя, отчество руководителя аттестующей организации, ИНН, код по ОКПО, код по ОКОГУ, код по ОКВЭД, код по ОКАТО аттестующей организации;

данные об аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации, включающие регистрационный номер аттестата аккредитации, наименование органа, выдавшего аттестат аккредитации, дату получения аттестата аккредитации испытательной лабораторией, дату окончания аттестата аккредитации испытательной лаборатории;

оценку соответствия выполненных аттестующей организацией при аттестации рабочих мест измерений и оценок, использованных приборов, протоколов измерений установленным требованиям и области аккредитации испытательной лаборатории.

39.            При государственной экспертизе условий труда, проводимой в целях оценки фактических условий труда работников в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве, в заключении дополнительно указываются:

сведения о работнике, пострадавшем в результате несчастного случая;

обстоятельства несчастного случая;

причины несчастного случая;

состав и характеристика фактически выполняемых работ пострадавшим;

заключения государственных инспекторов труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии, а также поступлении иной информации о нарушении установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве  (при наличии).

40.            В зависимости от объекта государственной экспертизы условий труда в заключении также указываются сведения о:

качестве аттестации рабочих мест по условиям труда, включая соответствие (несоответствие) проведения и оформления результатов аттестации рабочих мест установленному порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и подтверждение (неподтверждение) материалами аттестации рабочих мест по условиям труда гигиенической оценки условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, оценке травмоопасности рабочих мест по классу условий труда, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, комплексной оценке условий труда на рабочих местах, полноте перечня всех рабочих мест работодателя, правильности проведения оценки возможности использования труда отдельных категорий работающих (женщин, лиц моложе 18 лет), полноте и достаточности разработанного по итогам аттестации рабочих мест плана мероприятий по улучшению условий труда для приведения рабочих мест в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

соответствии или несоответствии трудовому законодательству предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

соответствии фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве, государственным нормативным требованиям охраны труда[7].

41.            Во всех случаях выявления несоответствия документации и материалов, представленных на государственную экспертизу условий труда, государственным нормативным требованиям охраны труда в заключении указывается, какое именно несоответствие выявлено с указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, раздела, статьи, пункта, подпункта, абзаца указанного нормативного правового акта.

42.            По результатам проведенной государственной экспертизы условий труда в заключении излагаются обоснованные выводы о соответствии либо несоответствии условий труда на рабочих местах, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда, государственным нормативным требованиям охраны труда.

43.            Заключение должно быть объективным и аргументированным. Результаты государственной экспертизы условий труда и выводы государственного эксперта (экспертной комиссии) должны излагаться подробно и сопровождаться ссылками на конкретные требования действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

44.            Заключение составляется в двух экземплярах, подписывается государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утверждается руководителем органа государственной экспертизы (уполномоченным им должностным лицом).

45.            Если члены экспертной комиссии не пришли к единому мнению, то каждый из них имеет право изложить в письменной форме особое мнение для рассмотрения руководителем органа государственной экспертизы.

46.            Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения руководителем органа государственной экспертизы один экземпляр заключения выдаётся на руки заявителю (его полномочному представителю) или отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

47.            Руководитель органа государственной экспертизы направляет копии заключения работодателю (в случае, если работодатель не являлся заявителем) и аттестующей организации, а также при наличии запроса направляет копии заключений органам исполнительной власти, в профессиональные союзы и их объединения, организации, оказывающие услуги в области охраны труда, саморегулируемые организации, объединяющие организации, оказывающие услуги в области охраны труда.

48.            Заявитель, работодатель (если работодатель не являлся заявителем), аттестующая организация в случае несогласия с заключением вправе обжаловать его в судебном порядке.

49.            Документация и материалы, представленные для проведения государственной экспертизы условий труда, могут быть направлены на государственную экспертизу повторно после устранения недостатков, указанных в заключении, или при внесении изменений в документацию и материалы. Повторная государственная экспертиза условий труда по вопросу, ранее являвшемуся объектом проведения указанной экспертизы, проводится не более одного раза в соответствии с Порядком при условии полноты и соответствия приложению №2 представленных заявителем на экспертизу документации и материалов.

50.            Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы условий труда подлежат документация и материалы, в отношении которых по результатам ранее проведенной государственной экспертизы  были сделаны выводы об их несоответствии государственным нормативным требованиям охраны труда.

51.            В случае если недостатки, указанные в заключении, можно устранить без возврата документации и материалов и заявитель не настаивает на их возврате, орган государственной экспертизы устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документация и материалы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки заявитель представляет в орган государственной экспертизы часть документации с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.

V. Заключительные положения

52.            Документация и материалы (копии документов), представленные для проведения государственной экспертизы, хранятся в органе государственной экспертизы в течение сроков и в порядке, установленном действующим законодательством.

53.            В случае утраты заключения заявитель вправе получить в органе государственной экспертизы условий труда дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется в течение десяти рабочих дней с даты получения органом государственной экспертизы условий труда письменного обращения.

54.            Орган государственной экспертизы условий труда ведет реестр выданных заключений, в котором указываются следующие сведения, приведенные в заключении:

наименование органа государственной экспертизы;

должность, фамилия, имя, отчество, телефон, адрес электронной почты государственного эксперта (председателя экспертной комиссии);

номер и дата составления заключения;

основание для проведения государственной экспертизы условий труда с указанием даты обращения и сведений об определении судебных органов или заявителе;

сведения о проведении государственной экспертизы условий труда (впервые или повторно);

сроки проведения государственной экспертизы условий труда;

объект государственной экспертизы условий труда;

наименование работодателя, в отношении которого проводилась государственная экспертиза условий труда;

сведения о результатах государственной экспертизы условий труда.

По результатам проведения государственной экспертизы условий труда, проводимой в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в заключении и реестре выданных заключений дополнительно указываются:

сведения об аттестующей организации (организациях);

сведения об аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации (организациях).

55.            Информация, содержащаяся в реестре выданных заключений, на электронном носителе передается в установленном порядке органом государственной экспертизы условий труда в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

56.            Информация, содержащаяся в реестре выданных заключений, по отдельным запросам передается запросившим ее органам исполнительной власти, профессиональным союзам и их объединениям, организациям, оказывающим услуги в области охраны труда, саморегулируемым организациям, объединяющим организации, оказывающие услуги в области охраны труда.


Приложение № 2

к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

от «____» _________ 2012 г. № _______

 

Перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы)

 

I. Государственная экспертиза условий труда, проводимая в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

 

1. Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации.

2. График проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

3. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда.

4. Карты аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами инструментальных и лабораторных измерений и оценок.

5. Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

6. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам.

7. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

8. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый).

9. Сведения об аттестующей организации (сведения обо всех аттестующих организациях, привлеченных работодателем) с приложением копии уведомления о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, документов об аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории).

10. Протоколы заседаний аттестационной комиссии (при наличии).

11. Приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

12. Предписания должностных лиц органов государственного надзора о выявленных нарушениях установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (при наличии).

13. Копия сопроводительного письма к материалам аттестации, направленным в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, согласно требованию пункта 45 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда[8].

 

II. Государственная экспертиза условий труда, проводимая в целях оценки правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

 

1. Коллективный договор (при наличии), соглашение по охране труда (при наличии), трудовые договоры, локальные нормативные акты, отражающие обязательства работодателя  по  соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление компенсаций.

2. Положение о системе оплаты труда работников (при наличии).

3. Локальный акт работодателя, устанавливающий размеры следующих компенсаций работникам за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда:

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

сокращенная продолжительность рабочего времени;

повышенный размер оплаты труда (при наличии).

4. Карты аттестации рабочих мест по условиям труда.

5. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам.

6. Протоколы заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

7. Приказ о завершении аттестации рабочих мест по условиям труда  и утверждении отчета о ней.

 

III. Государственная экспертиза условий труда, проводимая в целях определения фактических условий труда на рабочих местах работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве

 

1.                  Копия акта о несчастном случае на производстве (форма  Н-1[9]) для каждого пострадавшего (при наличии).

2.                  Эскизы, планы, схемы, фото- или видеоматериалы места происшествия.

3.                 Выписки из уставных, организационно-распорядительных документов, штатного расписания, содержащие сведения о направлениях производственной деятельности, структуре и общей численности объекта, подлежащего государственной экспертизе условий труда.

4.                 Коллективный договор, соглашение по охране труда (при наличии).

5.                 Локальный нормативный акт по организации работы по охране труда (при наличии).

6.                 Приказ о создании службы охраны труда, о назначении специалиста по охране труда, договор на проведение работ по охране труда с привлекаемыми специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда (при наличии).

7.                 Локальный нормативный акт о создании в организации комитета (комиссии) по охране труда (при наличии).

8.                 Материалы, подтверждающие квалификацию обслуживающего персонала (при наличии).

9.                 Материалы об укомплектованности штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями[10].

10.             Документы, подтверждающие подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности (при наличии).

11.             Сведения о наличии на опасном производственном объекте нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте10 (при наличии).

12.             Сведения о наличии и функционировании необходимых приборов и системе контроля за производственными процессами в соответствии  с установленными требованиями10,[11] (при наличии).

13.             Сведения о выполнении предписаний федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемых ими в соответствии с полномочиями10 (при наличии).

14.             Данные анализа аварий на опасных производственных объектах10 (при наличии).

15.             Выписки из протоколов избрания уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии).

16.             Утвержденные работодателями перечни (при наличии):

работ повышенной опасности, на которые необходимо выдавать наряд-допуск;

профессий, должностей работников и видов работ, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда;

профессий и работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

17.             Трудовые договоры с работниками, отражающие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда на конкретном рабочем месте, а также обязанности работника по соблюдению требований охраны труда.

18.             Локальный акт работодателя, устанавливающий размеры следующих компенсаций работникам за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда:

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

сокращенная продолжительность рабочего времени;

повышенный размер оплаты труда.

19.             Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной  защиты, сертификаты соответствия средств индивидуальной защиты.

20.             Документация по организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников:

программа вводного и первичного инструктажей;

инструкции по охране труда работников;

программы обучения безопасным приемам и методам работы, в том числе на опасных производственных объектах.

21.             Документы и сведения о профессиональной подготовке и об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ, в том числе: журналы вводного инструктажа по охране труда, инструктажа на рабочем месте, учета инструкций, учета выдачи инструкций, протоколы проверки знаний руководителей, специалистов и работников требований охраны труда и (или) промышленной безопасности, квалификационные удостоверения и удостоверения о проверке знаний требований безопасности  и охраны труда, в том числе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, членов комитетов (комиссий) по охране труда.

22.             Должностные инструкции (для руководителей, специалистов и служащих), должностные обязанности, характеристики работ (для рабочих профессий).

23.             Сведения о состоянии условий труда на анализируемых рабочих местах (карты аттестации рабочих мест по условиям труда; протоколы измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса на данных рабочих местах) (при наличии).

24.             Материалы и документы, свидетельствующие о материально-технической оснащенности производства работ, технологическая и эксплуатационная документация (технологические карты и регламенты, паспорта и сертификаты безопасности используемых веществ, материалов и т.п.) (при наличии).

25.             Сертификаты соответствия, акты испытаний, акты приемки в эксплуатацию и другие документы, свидетельствующие о техническом состоянии находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении машин, механизмов и оборудования и их соответствии требованиям охраны труда (при наличии).

26.             Сведения о проводящихся у работодателя (на его территории) работах, выполняемых на основе заключенных гражданско-правовых договоров, с указанием реквизитов подрядных организаций (при наличии).

27.             Сведения о результатах проверок работодателя, ранее проведенных уполномоченными органами государственного надзора и контроля по вопросам охраны и условий труда (при наличии).

28.             Данные о состоянии производственного травматизма, включая количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, в том числе в результате групповых несчастных случаев, несчастных случаев с тяжелым и (или) смертельным исходом, происшедших в течение трех лет, предшествовавших дате проведения государственной экспертизы условий труда, с указанием структурных подразделений; копии отчетных форм государственной статистической отчетности о производственном травматизме и об условиях труда (при наличии).

29.             Копии журналов регистрации несчастных случаев на производстве, происшедших в течение трех лет, предшествовавших государственной экспертизе условий труда (при наличии).

30.             Изданные работодателем приказы (распоряжения) по результатам расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями (при наличии).

31.             Сведения о результатах выполнения мероприятий по устранению причин несчастных случаев с тяжелыми последствиями, выработанных и предложенных в ходе расследования несчастных случаев на производстве (при наличии).



[1] Статья 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации

[2] Статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации.

[3] Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2011 г. № 20963).

[4] Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2011 г. № 20963).

[5] Статья 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации

[6] Статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации

[7] Статьи 209 и 211 Трудового кодекса Российской Федерации

[8] Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2011 г. № 20963).

[9] Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2002 г. № 3999)

10 Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации 1996, № 26, ст. 3033; 2000, № 33, ст. 3348; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 25, ст. 2647; 2007, № 31, ст. 4010; 2008, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 31, ст. 4155; 2011, № 19, ст. 2707; 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4596)

11 Приказ Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 г. № 1034н "Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности" (Зарегистрировано в Минюсте России 13 октября 2011 г. № 22039)