Порой на события, происходящие в нашей богоизбранной стране, невозможно смотреть без слез, и это не преувеличение. Кто за них должен отвечать? Журнал «Частный охранник» обратился к одному из тех, кому народ своим волеизъявлением доверил решать проблемы электората, — Андрею Константиновичу Луговому, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от фракции ЛДПР, члену Комитета Госдумы по безопасности.

- Андрей Константинович, закончились «нулевые», на которые в России пришлось огромное количество терактов. «Десятые», едва успев начаться, вписали в этот трагический список новый объект — аэропорт Домодедово. Насколько в силах государства пресечь повторение подобных событий в грядущем десятилетии? 

- Вы правы, статистика жестока и неумолима — количество терактов огромно, тысячи жертв и пострадавших. Не хочется повторять политические банальности: рассмотрим, углубим, расширим, сплотимся, примем меры, дадим ответ и так далее. Они и без того звучат из кабинетов власти. Невозможно обезопасить от теракта каждое сооружение, перекресток, торговый центр. Если террорист вышел на улицу с бомбой, то остановить его невозможно, он приведет ее в действие в любой момент. Что делать? Пресекать теракт еще «в зародыше», на стадии планирования. Необходимо расширять полномочия спецслужб, расширять агентурную сеть, получать надежную разведывательную информацию. Да и простым гражданам стоит быть более бдительными.

Если говорить о безопасности на транспорте, то необходимо создавать систему требований, инструкций, регламентов контртеррористической безопасности, которая не оставит места для головотяпства, для человеческого фактора.

Во-первых, подготовить перечни объектов повышенной террористической угрозы.

Во-вторых, разработать особые требования по режиму охраны каждого из таких объектов, включая повышенную оснащенность техническими средствами охраны, усиленные технические и организационные мероприятия при несении службы, специальные требования к уровню подготовки персонала охранных предприятий.

Третье. Важно сформировать особые конкурсные требования к ЧОПам, которые участвуют в тендерах на охрану объектов повышенной террористической угрозы. Убрать из этого — особого — сегмента рынка все охранные предприятия, которые принимают на работу пенсионеров, инвалидов, лиц без специальной физической и профессиональной подготовки. Мы уже работаем над внесением соответствующих поправок в закон «О частной детективной и охранной деятельности».

Четвертое. Закрепить за каждым объектом опытного куратора от ФСБ, который бы по-военному, денно и нощно «дрючил» и персонал ЧОПов, и руководство компаний, которым принадлежит объект. Но, главное, сделать то, о чем постоянно говорит ЛДПР, — отменить мораторий на смертную казнь по статьям за терроризм. Месть тоже может быть святой! Общество имеет право мстить за подлые убийства невинных людей. После терактов в московском метро мы также предлагали применять финансовые санкции к членам семей террористов, проверять каждого, изымать в пользу пострадавших незаконно нажитое имущество.

События последнего времени — вспомним Манежную площадь и Кущевскую, и недавнее массовое убийство на Ставрополье — проходят под аккомпанемент разговоров о замене милиции полицией. Это что, такая форма обработки общественного мнения, что, мол, с изжившими себя милиционерами — видите, как все плохо, а вот придут бравые полицейские и сразу наступит порядок? Или этот«ребрендинг» все-таки что-то реально изменит?

В том варианте закона, за который проголосовало думское большинство, ребрендинг ничего не изменит, хотя наша фракция ЛДПР поддержала саму идею вернуть органам внутренних дел исконное название — полиция.

В первом чтении мы голосовали за этот закон, потому что считали, что его принятие позволит совершенно иначе подойти к работе МВД. Мы считали и считаем, что полиция должна заниматься борьбой с преступностью и охраной общественного порядка. Полиция должна быть максимально открытой, необходимы условия для борьбы с коррупцией. Работа была проведена колоссальная, мы участвовали в его подготовке на стадии общественного обсуждения, предварительного обсуждения в Думе и Совете Федерации, вносили свои поправки. В первом чтении мы поддержали законопроект при условии его серьезной доработки. Была создана неформальная рабочая группа, в работе которой приняли участие все фракции. На самом же деле работа по поправкам свелась к техническим моментам. Не обязательно было принимать этот закон, достаточно было внести корректировки в существующий закон о милиции. Фракция ЛДПР внесла более 50 поправок, которые были либо отклонены, либо отредактированы таким образом, что изменился их первоначальный смысл.

В частности, мы настаивали на принятии четырех принципиальных поправок, которые прошли детальное обсуждение и были отклонены.

Во-первых, ЛДПР требовала осуществлять контроль за деятельностью полиции через общественные советы при ГУВД, формируемые законодательными собраниями субъектов РФ, а не органами внутренних дел.

Во-вторых, фракция ЛДПР выступала против сохранения за полицией несвойственных ей функций. В частности, речь идет о коммерческих функциях в сфере оказания охранных услуг гражданам и организациям, что создает дополнительные условия для коррупции. Мы предлагали также ввести переходный вариант работы ЧОПов до 2015 года, прекрасно понимая, что это большая армия офицеров, сержантов. Это более 100 тысяч человек на всю страну, которых нельзя взять и в один момент оставить без работы. Также была отклонена поправка, упраздняющая службу собственной безопасности МВД и передающая эти полномочия Федеральной службе безопасности… Все резонансные дела ведет либо Следственный комитет, либо Федеральная служба безопасности.

Не может ведомство само себя контролировать. Кроме того, не нашла поддержки наша поправка, устанавливающая обязательный отчет полиции о своей деятельности перед государственными и муниципальными органами власти. Мы слишком быстро и оперативно приняли этот закон. Я думаю, после того как закон вступит в силу и начнет реализовываться, всплывут все минусы. Будем вносить поправки, и настаивать на их принятии.

- А кто будет работать в этом правоохранительном органе? Те же сотрудники, которым кутюрье Валентин Юдашкин пошьет новые мундиры? И чем, допустим, полицейский на станции метро будет отличаться от своего предшественника: все так же продолжит спрашивать регистрацию исключительно у лиц, не обладающих славянской внешностью, и гонять бабушек, торгующих квашеной капустой и цветочками? 

- Возможно, многие из нынешних сотрудников МВД останутся, но придут и другие, более квалифицированные. Государство поднимает размер денежного содержания полицейских, но вместе с этим ужесточает требования к уровню подготовки кадров. Это, на мой взгляд, является одним из серьезных плюсов закона «О полиции». Посмотрите, приоритет будет отдаваться людям, прошедшим службу в армии, имеющим высшее образование. Требования будут предъявляться и к внешнему виду сотрудников. Те, кто уже работал в милиции, пройдут обязательную аттестацию. Да и сам ребрендинг, как вы это назвали, должен повлиять на моральный облик сотрудников полиции.

- Не кажется ли вам, что сейчас опасность для нашей страны исходит изнутри, а не извне? Мы имеем в виду коррупцию, преступность, плачевное социальное положение многих категорий граждан и так далее. 

- Вопрос философский. Помните советский плакат «Враг не дремлет»? Внешние противники преследуют только одну цель — ослабить серьезного соперника, сделать все, чтобы укрепить свои позиции и авторитет на мировой арене. Внутренние проблемы государства ему только на руку. Можно долго рассуждать о природе коррупции и преступности: является ли это последствием тех социально-экономических процессов, которые происходили в обществе в последние несколько десятилетий, или это происки внешних врагов и наше исконное стремление к саморазрушению.

Остается надеяться, что наше государство почувствовало ту границу саморазрушения, за которой уже следует неминуемая гибель, и инстинкт самосохранения окажется сильнее. Именно этим можно объяснить все те меры и законы, которые сейчас принимаются для борьбы с коррупцией и преступностью.

Почти каждый день, переходя на кольцевую линию на станции «Комсомольская», я вижу группы организованной молодежи из среднеазиатских республик. Как вы считаете, не ввести ли нам со многими странами СНГ визовый режим? Это ведь наверняка снизит поток полукриминального элемента из бывших братских республик, а также наркотиков.

Вряд ли визовый режим с союзными республиками способен полностью ликвидировать наркотрафик афганского героина через Таджикистан и другие страны Средней Азии, хотя ужесточить контроль на границе, безусловно, нужно. Создан Таможенный союз, в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан. Необходимо совершенствовать техническое оборудование, привлекать российских специалистов к досмотру на границе с Таджикистаном.

Что касается миграционного потока, то необходимо совершенствование миграционного законодательства и сокращение квот на иностранную рабочую силу. За последние два года в Москве уже существенно сокращена выделяемая квота на иностранных рабочих. И нужно ужесточать санкции к тем организациям, бизнесменам, которые нанимают гастарбайтеров.

- Как вы относитесь к тому, что очень часты случаи, когда выходцы уже с нашего — Северного — Кавказа мелькают в криминальных сводках и при этом непременно у них находят травматические пистолеты и ножи. Может быть, после известных трагических событий и здесь стоит внести изменения? 

- Уже внесены! Прежде всего, в закон «Об оружии», а также в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Принятые поправки предусматривают запрет на перевозку и ношение в заряженном состоянии спортивного пневматического оружия, а также его использование вне помещений. Помимо этого, регулируется продажа патронов к гражданскому оружию лицам, которые не имеют его в законном владении. Поправки также устанавливают административную и уголовную ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения. Это позволит снизить количество преступлений с применением такого вида оружия.

- На своем сайте вы высказали идею о проведении референдума об отмене моратория на смертную казнь в отношении бандитов, маньяков и педофилов... Или к этому списку можно добавить, допустим, уж слишком коррумпированных чиновников? 

- Мы предлагали и будем предлагать отменить мораторий на смертную казнь не только в отношении бандитов, маньяков и педофилов, но и террористов, а также их пособников. Это единственная адекватная мера воздаяния за преступления в отношении людей, и особенно детей. В отношении коррумпированных чиновников должны применяться другие санкции, экономического характера. Украл миллион — заплати в десять раз больше, с позором отправляйся в отставку.

- Если верить Википедии, то вы однажды сказали: «Как любой гражданин Российской Федерации я хотел бы быть президентом». Не кажется ли вам, что в современной России все жители могут этого лишь хотеть, а быть им может только один ее гражданин? 

- Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Другое дело, что не всем это удается. Для большинства людей стремление к профессиональному росту является естественным. И в этом нет ничего плохого. Можно сказать по-другому: президентом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. На Президенте лежит большая ответственность за стабильность и процветание государства, за представление интересов страны на международной арене. Может быть, не такая масштабная, но не меньшая гражданская ответственность лежит на каждом из нас.

- Есть ли у нас та самая демократия, за которую так рьяно боролись 20 лет назад? Ведь сейчас у нас фактически однопартийная система, которая, пожалуй, лишь названием отличается от КПСС и за которую, как это было, скажем, в Чечне, голосуют 99,9 процента избирателей. 

- Должен вас поправить, у нас не однопартийная система, а доминирование партии власти. Тот факт, что в северокавказских республиках голосовали даже 102 процента избирателей, наглядно демонстрирует и монополию власти, и желание некоторых чиновников на местах продемонстрировать свою верность и преданность вышестоящим начальникам. Наш лидер В.В. Жириновский всегда подчеркивает, что отсутствие партийной конкуренции, игнорирование мнения оппозиции, подтасовка итогов голосования на выборах приведет к серьезным системным проблемам в государстве. Давайте подведем итоги партийного устройства государства после выборов в Государственную думу шестого созыва.

 

Печатается с сокращениями.

Журнал «Частный охранник», март 2011

Текст: Петр Евграфов