Рынок труда является «становым хребтом» экономики, что во многом обусловлено тем, какую роль в современном обществе играет человеческий фактор. Сегодня ни разработка новых идей, ни широкое внедрение их в производство невозможны без творческой активности человека.
Особая роль человеческого фактора во вступлении России на инновационный путь развития предполагает, в свою очередь, создание условий для развития творческих способностей человека и возможность их реализации. Выполнению этой задачи способствуют институты трипартизма, регулирующие трудовые отношения на всех их уровнях. В основе их функционирования лежит принцип социального партнерства государства, работодателей и профсоюзов как законных представителей наемных работников. Говоря о роли государственной власти во взаимодействии с профсоюзами на съезде ФНПР, В.В. Путин отметил, что государственная власть с огромным уважением относится к профсоюзному движению и считает его одним из базовых институтов гражданского общества. Вместе с тем со стороны В.В. Путина прозвучали жесткие и критические замечания в адрес нынешнего состояния и содержания деятельности российских профсоюзов. С точки зрения В.В. Путина, их характеризуют чрезмерное стремление проводить большое количество различных акций без определенного смысла и определенной задачи, удаленность от реальных интересов людей. Глава исполнительной власти высказал предположение, что именно в этом кроется основная причина того, что «большая часть наемных работников уже не видят в профсоюзах своего реального защитника…», и назвал это тревожным знаком. Действительно, по данным ВЦИОМа, 79% россиян считают все профсоюзы бесполезными. Количество членов профсоюза профсоюзов сократилось за 17 лет со 100 до 30%, причем 43% из них составляют люди старше 60 лет.
Не останавливаясь подробно на всех трудностях и особенностях формирования социального партнерства в России, рассмотрим некоторые проблемы, осложняющие осуществление профсоюзами представительства интересов работников в их взаимодействии с государством и работодателями. Затронем также вопрос о той роли, которую выполняют государственные институты в этом процессе.
Часть современных российских работодателей в условиях экономического роста и острой конкурентной борьбы самостоятельно, без помощи государства строит стабильные партнерские отношения с трудовым коллективом, обеспечивая работникам достойную оплату труда и «соцпакет», которые зачастую гораздо солиднее гарантированных государством. В течение нескольких лет коллективные договоры, составленные «в пользу работников», действуют на АвтоВАЗе, в «Балтике», на предприятиях РЖД, в Газпроме и других крупных российских компаниях. Профсоюзные деятели в этом отношении признают, что персонал этих компаний социально защищен значительно лучше, чем работники многих госпредприятий или предприятий малого и среднего бизнеса
Однако положительный опыт – это скорее исключение для сферы трудовых отношений в РФ. Так, малое и среднее предпринимательство, которое уже сегодня в России способствует насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению работой десятков миллионов россиян, реализации их личностного потенциала, пополнению государственного бюджета, формированию социальной опоры рыночной капиталистической экономики, которую принято именовать средним классом, тем не менее не является полем взаимовыгодного партнерства работника и работодателя. Трудовые отношения в сфере малого и среднего бизнеса носят крайне неупорядоченный характер. В действиях предпринимателей имеет место произвол по отношению к работникам, проявляющийся в вопросах найма и увольнения, оплаты труда, продолжительности рабочего дня, техники безопасности, соблюдения права на отпуск, оплаты больничных листов и т.п.
В частности, опыт Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности, где более 80% организаций – предприятия малого и среднего бизнеса, свидетельствует, что в вопросе организации отношений между работниками и работодателями еще много нерешенных проблем и острых вопросов. Отрасли, как и многим другим «молодым» сегментам российской экономики, свойственно присутствие «серых» схем оплаты труда, нарушение норм социальной защиты работников, высокий уровень эксплуатации. В условиях множественных нарушений трудового законодательства работодатели боятся профсоюза, стараются под различными предлогами уклониться от разработки и подписания трехсторонних соглашений. В этой связи создается нормативный вакуум в трудовых отношениях, т.к. действующее законодательство о труде в основе своей направлено на формирование рыночных договорных отношений. Справедливости ради следует отметить, что профсоюзы, как и органы государственного управления, в большинстве случаев фактически самоустраняются от защиты прав трудящихся. Работники оказываются один на один с работодателями.
Показательно, что число судебных исков работников к работодателям по вопросам заработной платы за последние десять лет возросло в России почти в 70 раз. Но в большинстве случаев, столкнувшись с произволом работодателей, трудящиеся не обращаются в суд, не имея соответствующей правовой и гражданской компетенции и опасаясь временных и денежных затрат, и не ищут защиты у профсоюзов. Они прибегают к формам протеста. Они прибегают к формам протеста, лежащим вне поля трудовых, административных и подчас уголовных норм. Ситуацию в сфере отношений работников, работодателей, профсоюзов и государства усугубил глобальный экономический кризис. Так, с начала кризиса (с октября 2008 г.) начала расти безработица. Общая численность уволенных (в т.ч. незаконно) работников достигла 1 121 943 чел., из них было трудоустроено лишь 339 539 чел., в т.ч. 194 588 чел. – в прежних организациях. Суммарная численность работников, находившихся «в простое» по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 972 147 чел. Это говорит о наличии и росте еще одного феномена отечественного рынка труда – скрытой безработицы. К ней относится и занятость специалистов высокой квалификации неквалифицированным трудом. На данный момент скрытая безработица уже коснулась 7 млн. чел., и к концу первого полугодия 2010 г. она может удвоиться. Все эти перегибы ведут к росту протестных настроений в рабочей среде.
2009 г. с его кризисными тенденциями стал своеобразным экстремальным испытанием и для всех профсоюзов, представляющих и защищающих интересы работников в сфере социально-трудовых отношений, и для большинства организаций детективной и охранной деятельности. В условиях начала применения нового трудового законодательства, сопутствующей правовой неразберихи, организация, содействующая развитию социального партнерства в негосударственной безопасности, сумела приспособиться к стремительным переменам в стране и даже извлечь из кризисного 2009 г. бесценный опыт. Он позволил выработать еще более эффективную стратегию развития социально-трудовых отношений и предоставить организациям – членам и партнерам объединения необходимую поддержку.
Что касается органов государственной власти, то они имеют дело не столько с профсоюзами, сколько с отдельными работающими гражданами. Так, в адрес Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства в 2009 г. поступило более 22 тыс. обращений граждан, а за первый квартал 2010 г. – 51 тыс., что стало очередным свидетельством роста проблем в сфере трудовых отношений в стране. 60% всех обращений и жалоб подтвердились. По результатам более 27 тыс. проверок за выявленные нарушения на работодателей было наложено штрафных санкций на сумму более 460 млн руб. Органы государственной власти в области защиты прав работников нуждаются в помощи посредников в лице профсоюзов. Они выражают готовность сотрудничать с профсоюзами и использовать их опыт защиты прав трудящихся. Так, заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития России Сергей Курбатов заявляет, что приоритетами министерства являются: формирование здорового образа жизни, развитие рынка труда и рост человеческого капитала.
В этой связи особое значение для регулирования трудовых отношений приобретает триада нормативно-правовых регуляторов: со стороны государства – структуры государственного (муниципального) контроля и надзора; со стороны работника – профессиональные союзы и объединения; со стороны общественности – система трудового арбитража как механизм регулирования трудовых споров. Однако основная слабость этой системы заключена в ее раздробленности, в отсутствии правовой основы для взаимодействия. Государственные структуры малочисленны, оторваны от «земных» нужд и чаяний работников и работодателей. Профессиональные союзы слабо развиты и не имеют финансовой самостоятельности и авторитета среди чиновников и работодателей. Трудовой арбитраж находится на зачаточном уровне, и его решения не являются обязательными ни для одной из сторон трудовых отношений. Трудящиеся не испытывают доверия ни к одному из институтов. Выход видится в расширении прав и обязанностей общественного контроля, приданию его решениям обязательности исполнения всеми сторонами.
Статья опубликована в журнале Власть № 3 2011