Рынок труда является «становым хребтом» экономики, что во многом обусловлено тем, какую роль в современном обще­стве играет человеческий фактор. Сегодня ни разработка но­вых идей, ни широкое внедрение их в производство невозможны без творческой активности человека.

Особая роль человеческого фактора во вступлении России на инновационный путь развития предполагает, в свою очередь, со­здание условий для развития творческих способностей человека и возможность их реализации. Выполнению этой задачи способству­ют институты трипартизма, регулирующие трудовые отношения на всех их уровнях. В основе их функционирования лежит принцип социального партнерства государства, работодателей и профсоюзов как законных представителей наемных работников. Говоря о роли государственной власти во взаимодействии с про­фсоюзами на съезде ФНПР, В.В. Путин отметил, что государствен­ная власть с огромным уважением относится к профсоюзному дви­жению и считает его одним из базовых институтов гражданского об­щества. Вместе с тем со стороны В.В. Путина прозвучали жесткие и критические замечания в адрес нынешнего состояния и содержания деятельности российских профсоюзов. С точки зрения В.В. Путина, их характеризуют чрезмерное стремление проводить большое коли­чество различных акций без определенного смысла и определенной задачи, удаленность от реальных интересов людей. Глава исполни­тельной власти высказал предположение, что именно в этом кроет­ся основная причина того, что «большая часть наемных работников уже не видят в профсоюзах своего реального защитника…», и назвал это тревожным знаком. Действительно, по данным ВЦИОМа, 79% россиян считают все профсоюзы бесполезными. Количество членов  профсоюза профсоюзов сократилось за 17 лет со 100 до 30%, причем 43% из них составляют люди старше 60 лет.

Не останавливаясь подробно на всех трудностях и особенностях формирова­ния социального партнерства в России, рассмотрим некоторые проблемы, ослож­няющие осуществление профсоюзами представительства интересов работников в их взаимодействии с государством и ра­ботодателями. Затронем также вопрос о той роли, которую выполняют государс­твенные институты в этом процессе.

Часть современных российских работо­дателей в условиях экономического роста и острой конкурентной борьбы самосто­ятельно, без помощи государства строит стабильные партнерские отношения с тру­довым коллективом, обеспечивая работ­никам достойную оплату труда и «соцпа­кет», которые зачастую гораздо солиднее гарантированных государством. В течение нескольких лет коллективные договоры, составленные «в пользу работников», дейс­твуют на АвтоВАЗе, в «Балтике», на пред­приятиях РЖД, в Газпроме и других круп­ных российских компаниях. Профсоюзные деятели в этом отношении признают, что персонал этих компаний социально защи­щен значительно лучше, чем работники многих госпредприятий или предприятий малого и среднего бизнеса

Однако положительный опыт – это ско­рее исключение для сферы трудовых отно­шений в РФ. Так, малое и среднее пред­принимательство, которое уже сегодня в России способствует насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению рабо­той десятков миллионов россиян, реали­зации их личностного потенциала, пополнению государственного бюджета, фор­мированию социальной опоры рыночной капиталистической экономики, которую принято именовать средним классом, тем не менее не является полем взаимовыгод­ного партнерства работника и работодате­ля. Трудовые отношения в сфере малого и среднего бизнеса носят крайне неупорядо­ченный характер. В действиях предприни­мателей имеет место произвол по отноше­нию к работникам, проявляющийся в вопросах найма и увольнения, оплаты труда, продолжительности рабочего дня, техники безопасности, соблюдения права на от­пуск, оплаты больничных листов и т.п.

В частности, опыт Общероссийского профсоюза негосударственной сферы бе­зопасности, где более 80% организаций – предприятия малого и среднего бизнеса, свидетельствует, что в вопросе органи­зации отношений между работниками и работодателями еще много нерешенных проблем и острых вопросов. Отрасли, как и многим другим «молодым» сегмен­там российской экономики, свойственно присутствие «серых» схем оплаты труда, нарушение норм социальной защиты ра­ботников, высокий уровень эксплуата­ции. В условиях множественных наруше­ний трудового законодательства работо­датели боятся профсоюза, стараются под различными предлогами уклониться от разработки и подписания трехсторонних соглашений. В этой связи создается нор­мативный вакуум в трудовых отношениях, т.к. действующее законодательство о труде в основе своей направлено на формирова­ние рыночных договорных отношений. Справедливости ради следует отметить, что профсоюзы, как и органы государ­ственного управления, в большинстве случаев фактически самоустраняются от защиты прав трудящихся. Работники ока­зываются один на один с работодателями.

Показательно, что число судебных исков работников к работодателям по вопросам заработной платы за последние десять лет возросло в России почти в 70 раз. Но в большинстве случаев, столкнувшись с произволом работодателей, трудящиеся не обращаются в суд, не имея соответс­твующей правовой и гражданской компе­тенции и опасаясь временных и денежных затрат, и не ищут защиты у профсоюзов. Они прибегают к формам протеста. Они прибегают к формам протеста, лежа­щим вне поля трудовых, административ­ных и подчас уголовных норм. Ситуацию в сфере отношений работни­ков, работодателей, профсоюзов и государ­ства усугубил глобальный экономический кризис. Так, с начала кризиса (с октября 2008 г.) начала расти безработица. Общая численность уволенных (в т.ч. незаконно) работников достигла 1 121 943 чел., из них было трудоустроено лишь 339 539 чел., в т.ч. 194 588 чел. – в прежних организаци­ях. Суммарная численность работников, находившихся «в простое» по вине адми­нистрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым бы­ли предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 972 147 чел. Это говорит о наличии и росте еще одного феномена отечественного рынка труда – скрытой безработицы. К ней относится и занятость специалистов высокой квали­фикации неквалифицированным трудом. На данный момент скрытая безработица уже коснулась 7 млн. чел., и к концу перво­го полугодия 2010 г. она может удвоиться. Все эти перегибы ведут к росту протест­ных настроений в рабочей среде.

2009 г. с его кризисными тенденциями стал своеобразным экстремальным ис­пытанием и для всех профсоюзов, пред­ставляющих и защищающих интересы работников в сфере социально-трудовых отношений, и для большинства организа­ций детективной и охранной деятельнос­ти. В условиях начала применения нового трудового законодательства, сопутствую­щей правовой неразберихи, организация, содействующая развитию социального партнерства в негосударственной безо­пасности, сумела приспособиться к стре­мительным переменам в стране и даже извлечь из кризисного 2009 г. бесценный опыт. Он позволил выработать еще более эффективную стратегию развития соци­ально-трудовых отношений и предоста­вить организациям – членам и партнерам объединения необходимую поддержку.

Что касается органов государственной власти, то они имеют дело не столько с профсоюзами, сколько с отдельными работающими гражданами. Так, в адрес Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства в 2009 г. поступило более 22 тыс. обращений граж­дан, а за первый квартал 2010 г. – 51 тыс., что стало очередным свидетельством рос­та проблем в сфере трудовых отношений в стране. 60% всех обращений и жалоб подтвердились. По результатам более 27 тыс. проверок за выявленные нарушения на работодателей было наложено штраф­ных санкций на сумму более 460 млн руб. Органы государственной власти в облас­ти защиты прав работников нуждаются в помощи посредников в лице профсоюзов. Они выражают готовность сотрудничать с профсоюзами и использовать их опыт защиты прав трудящихся. Так, замести­тель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального пар­тнерства Министерства здравоохранения и социального развития России Сергей Курбатов заявляет, что приоритетами ми­нистерства являются: формирование здо­рового образа жизни, развитие рынка тру­да и рост человеческого капитала.

В этой связи особое значение для ре­гулирования трудовых отношений при­обретает триада нормативно-правовых регуляторов: со стороны государства – структуры государственного (муници­пального) контроля и надзора; со стороны работника – профессиональные союзы и объединения; со стороны общественнос­ти – система трудового арбитража как механизм регулирования трудовых спо­ров. Однако основная слабость этой сис­темы заключена в ее раздробленности, в отсутствии правовой основы для взаимо­действия. Государственные структуры ма­лочисленны, оторваны от «земных» нужд и чаяний работников и работодателей. Профессиональные союзы слабо развиты и не имеют финансовой самостоятельнос­ти и авторитета среди чиновников и рабо­тодателей. Трудовой арбитраж находится на зачаточном уровне, и его решения не являются обязательными ни для одной из сторон трудовых отношений. Трудящиеся не испытывают доверия ни к одному из институтов. Выход видится в расширении прав и обязанностей общественного конт­роля, приданию его решениям обязатель­ности исполнения всеми сторонами.

Статья опубликована в журнале Власть № 3 2011