В этом году отмечается 70-летие начала Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года стало рубежной датой в жизни миллионов советских людей. Великая Отечественная война перечеркнула мирную жизнь нашей страны, и поставило ее на военные рельсы. С первых ее дней началась перестройка работы профсоюзных организаций. Возникшие трудности поставили перед профсоюзами новые задачи, требовавшие изменения форм и методов профсоюзной работы.

Руководители «третьего рейха» пытались скрыть истинные цели «восточного похода» и убедить народ своей страны и мировое общественное мнение в том, что война на Востоке преследует единственную цель — «спасти всю мировую цивилизацию от смертельной опасности большевизма и проложить путь к действительному социальному подъему в Европе».

В заявлении, переданном Советскому правительству германским послом: Ф. Шуленбургом через полтора часа после вторжения немецких войск на советскую землю, нацистские руководители утверждали, что они были вынуждены встать на путь превентивной войны против СССР, поскольку он якобы не выполнял своих обязательств по советско-германскому договору и готовился к нападению на Германию, к нанесению удара ей с тыла.

Немецкие солдаты у стен Брестской крепости

      

Маршируют по улицам городов и сел…              Первые жертвы немецкой аккупации

             

              Враг у ворот, наших городов, поселков, сел…

В том же духе был составлен меморандум, врученный И. Риббентропом 22 июня советскому послу в Берлине. В нем утверждалось, что Советское правительство стремится взорвать Германию изнутри и готово в любое время осуществить агрессию против нее. Столь «опасное положение» будто бы и вынудило нацистское правительство начать войну. В тот же день Риббентроп устроил пресс-конференцию для представителей иностранной и немецкой печати, на которой заявил, что Германия была вынуждена предпринять это наступление на Советский Союз, чтобы опередить советское наступление.

С первых дней войны главнейшей задачей профсоюзных комитетов стала всесторонняя помощь действующей армии, лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал лейтмотивом работы профсоюзных организаций. В первый день войны, 22 июня , Председатель ВЦСПС Н.М. Шверник собрал экстренное совещание ответственных работников ВЦСПС, председателей и секретарей центральных комитетов профсоюзов, на котором обсуждались неотложные меры по перестройке работы профсоюзов в условиях войны, определялись формы и методы работы, позволяющие повысить ответственность за порученное дело, мобилизовать трудящихся, работающих в тылу, на успешное выполнение задач поддержки фронта.

   

Профсоюзы должны были принять участие в перестройке народного хозяйства на военный лад, оказывать всемерную помощь армии и фронту, укреплять тыл.

Изменился состав профсоюзных кадров и всего профсоюзного актива на предприятиях и в учреждениях. Свыше 29% руководящих работников ЦК профсоюза ушли на фронт, во многих Центральных комитетах профсоюзов осталось по 1-3 члена Президиума. На смену тем, кто ушел на фронт или был выдвинут на руководящую работу, в профсоюзные организации пришли новые люди, преимущественно женщины и молодежь. Им предстояло овладеть опытом профсоюзной работы в условиях военного времени.

В едином порыве со всем советским народом в строй вооруженных защитников Родины встали многие члены профсоюзов. В этих условиях, профсоюзные организации оказывали помощь семьям работников призванных в армию, организовали круглосуточное дежурство в комитетах, местных профорганизациях. Они содействовали проведению мобилизации трудящихся в армию, формированию частей народного ополчения.

 

Ополченцы Московского инструментального завода уходят на фронт

 

Уменьшение персонала на предприятиях началось со второй половины 1941 г. и с каждым днем становилось катастрофическим. В станкоинструментальной промышленности в первый год войны в связи со сложностью процесса перестройки, организационным включением всей системы станкоинструментальной промышленности в Наркомат танковой промышленности сокращение числа работников было наиболее заметным: численность промышленно-производственного персонала уменьшилась по сравнению с 1940 г. на 31,8%, [25] рабо чих - на 30,7%, т. е. на 17,1% больше, чем в промышленности страны, и было самым низким за весь период войны.

Таблица дефицита трудовых ресурсов в оборонных отраслях промышленности

На место ушедших на фронт вставали их жены и дети. Вместо воевавших на фронте мужей на Красноярскую железную дорогу пришло более 7000 женщин, быстро освоивших считавшиеся ранее мужскими специальности машинистов, помощников машинистов, кочегаров. Женщины-домохозяйки принимали обращения и резолюции, в которых объявляли себя мобилизованными на трудовой фронт.

    

К 29 июля 1941 года 2017 женщин изъявили желание работать на Красноярской железной дороге (840 женщин было устроено на работу). Из 1600 заявлений с просьбой помочь приобрести транспортную специальность было положительно рассмотрено 941 заявление. В большинстве это жены путейцев, активистки, которые и раньше помогали мужьям в период напряженной работы (уборка снега и водоборьба, текущий ремонт пути).

Учитывая большой некомплект профсоюзного актива секретариат ВЦСПС постановлением от 20 июня 1942 года разрешил центральным комитетам профсоюзов провести выборы и довыборы фабрично-заводских и местных комитетов на тех предприятиях и в учреждениях, где большинство членов комитетов выбыло. Потери профорганизаций в 1941 году составляли: среди обкомов – 42,1%, среди райкомов – 63,4%, среди ФЗМК – 49,5%.

Массовый приток в промышленность новых рабочих и работниц, особенно молодежи и подростков, поставил перед профсоюзами задачи организационно-массовой и политико-воспитательной работы, необходимо было пополнить ряды профессиональных союзов. В связи с этим 10 декабря 1942 года Президиум ВЦСПС принял специальное постановление «О работе профсоюзных организаций по вовлечению рабочих и служащих в члены профсоюза».

       

Перестраивая работу на военный лад, советские профсоюзы вносили серьезные изменения и в структуру своих руководящих органов. Введение должности председателя ВЦСПС, создание новых отделов и секторов ВЦСПС и ЦК профсоюзов, укрупнение отраслевых ЦК профсоюзов, организация новых профсоюзов (профсоюза рабочих строительства предприятий тяжелой индустрии и других), эти мероприятия военного времени усилили роль профсоюзов в хозяйственной деятельности.

От своевременной и умелой перестройки промышленности на военный лад, увеличении выпуска оборонной продукции, зависели успехи Советской Армии, ход и исход Отечественной войны. Деятельность профсоюзов целиком была подчинена единому закону военного времени.

В первые дни войны при Совете Народных Комиссаров СССР был создан Совет по эвакуации во главе с секретарем ВЦСПС Н.М. Шверником. Этому Совету подчинялось специальное управление по эвакуации населения, которое имело на местах своих уполномоченных. К концу 1941 года аппарат уполномоченных насчитывал около 3 тысяч человек. Управление осуществляло перемещение людей, заботилось об обслуживании их в пути, обеспечивало жильем и работой на новом месте.

Основные усилия сосредоточивались на крупносерийном выпуске танков, самолетов, орудий, минометов и массовом производстве боеприпасов. В соответствии с мобилизационными планами, предусматривавшими в случае войны развертывание танковой промышленности на базе предприятий транспортного машиностроения, 1 июля ГКО постановил перевести завод «Красное Сормово» на выпуск танков Т-34, кооперировав его с Горьковским автозаводом и рядом других предприятий Горьковской и Ярославской областей, а также утвердил план производства на оставшиеся месяцы 1941 г. и на 1942 г. Таким образом, была создана комплексная база танкостроительной промышленности почти в самом центре европейской части СССР.

Рабочие Уральского завода тяжелого машиностроения за сборкой самоходно-артиллерийских установок –СУ-85

В течение четырех последних месяцев 1941 г. в Поволжье и особенно на Урале на основе перемещенных и некоторых вновь созданных предприятий были развернуты 8 танковых, 6 корпусных и 3 дизельных завода. На базе Челябинского тракторного завода вырос мощный танкостроительный комбинат, заслуженно получивший в народе название «Танко-град».

 

На «заводе заводов» — «Уралмаше», где раньше создавались главным образом уникальные крупногабаритные машины, началось серийное производство корпусов и башен для тяжелых танков КВ. Группа заводов во главе со Сталинградским тракторным образовала важную комплексную базу танкостроения в Поволжье. Одновременно было решено создать на Урале новую производственную базу для дизелестроения.

Оставление важных промышленных районов и перебазирование предприятий тяжело отразились на производстве авиационной техники. За относительно быстрым ростом выпуска самолетов в первые месяцы войны последовало резкое снижение уровня производства к концу года. Если в III квартале их было произведено 6600, то в IV — лишь 3177.

В сентябре 1941 г. было выпущено 2329 машин, в ноябре их производство уменьшилось в 3,8 раза (до 627 машин). В декабре план выпуска самолетов был выполнен только на 38,8 процента, а авиамоторов — на 23,6 процента. Осенью, когда немецко-фашистские полчища рвались к Москве, оборудование многих эвакуируемых авиационных заводов, дававших до войны более трех четвертей всей продукции, находилось еще в пути. На действовавших заводах не хватало квалифицированных рабочих. Огромная напряженность на транспорте мешала своевременному снабжению авиационных предприятий топливом, материалами. На снижении темпов выпуска авиационной техники сказалось и то, что в это время шло освоение производства новых типов самолетов и авиамоторов.

В короткие сроки перешли на выполнение военных заказов заводы сельскохозяйственного машиностроения. На их базе была создана минометная промышленность.

Серийный выпуск батальонных минометов осуществлялся еще до войны. К 22 июня 1941 г. в войсках их имелось свыше 14 тыс. Значительно меньше было выпущено 107 — 120-мм минометов. 20 августа ГКО постановил изготовить в течение сентября — декабря 15,5 тыс. ротных минометов (50-мм), 8445 батальонных (82-мм), 400 горно-вьючных (107-мм). Свердловский, Челябинский, Сталинградский и Новосибирский обкомы партии должны были к 1 ноября выявить новые базы для производства минометов и представить свои предложения на утверждение правительства.

Благодаря усилиям профсоюзных организаций, инициативе хозяйственников и специалистов необходимые резервы были найдены. Это позволило еще более увеличить выпуск минометов. За второе полугодие 1941 г. их было произведено 42,3 тыс., или в среднем 7 тыс. в месяц, тогда как в течение первого полугодия их среднемесячный выпуск составил только 1,7 тыс. Было освоено серийное производство реактивных минометных установок.

Во второй половине 1941 г. среднемесячный выпуск пистолетов-пулеметов (ППШ,ППД,) по сравнению с первым полугодием увеличился почти в 8 раз. С октября развернулось производство противотанковых ружей, которых в IV квартале было выпущено 17,7 тыс.

Сборка пистолетов-пулеметов на Ленинградском предприятии

 

Наибольшие трудности с первых дней войны испытывала промышленность боеприпасов, тесно связанная с оказавшейся под ударами врага химической промышленностью Донбасса и Ленинграда.

Последние месяцы 1941 г. в экономике страны, как и во всей жизни Советского Союза, были исключительно трудными. Оккупация немецко-фашистскими войсками части советской территории, массовая эвакуация предприятий, нехватка промышленного оборудования, сырья, электроэнергии, топлива — все это отрицательно сказалось на общем состоянии индустрии, в том числе оборонной промышленности СССР.

 

За 1941-1942 годы удалось перебазировать 2,5 тысячи промышленных предприятий и эвакуировать 17 миллионов человек. Успех перебазирования промышленности во многом зависел от работы профсоюзов. Профсоюзы взяли на себя одну из главных задач – организацию работы тыла, мобилизацию миллионных масс рабочих и служащих на выполнение заказов фронта, для всесторонней помощи армии.

 

Продолжение следует