Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (Документ опубликован: Российская газета. 2010. 7 июля.).

Закон был принят Государственной Думой 18 июня 2010 года и одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года. Федеральный закон принят в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации, предметом рассмотрения которого были пункты 1 и 3 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", устанавливающие особые трудовые гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобождённым от основной работы.

Конституционным Судом Российской Федерации пункт 1 статьи 25 признан недействующим и не подлежащим применению, а пункт 3 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, в которой выборный профсоюзный работник, допустивший неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей и имеющий дисциплинарное взыскание, не мог быть уволен без предварительного согласия выборного профсоюзного органа. Пункт 1 статьи 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предлагается признать утратившим силу, а пункт 3 изложить в новой редакции, которой, по сути, устанавливается отсылка к нормам Трудового кодекса РФ. Кроме того, учитывая положения Кодекса, касающиеся перевода работника на другую работу, утратившим силу признается также пункт 2 статьи 25 названного Федерального закона (им не допускается перевод работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобождённых от основной работы, на другую работу по инициативе работодателя без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются).

О положительных и отрицательных моментах и вопросах в реализации данного закона мы поговорим с нашими профсоюзными активистами в ближайшее время. Сегодня публикуем текст подписанного Федерального закона.

О положительных и отрицательных моментах и вопросах в реализации данного закона мы поговорим с нашими профсоюзными активистами в ближайшее время. Сегодня публикуем текст подписанного Федерального закона.

 

 

1 июля 2010 года 

N 146-ФЗ 


 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ 

В СТАТЬЮ 25 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ, 

ИХ ПРАВАХ И ГАРАНТИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" 

 

Принят

Государственной Думой

18 июня 2010 года

 

Одобрен

Советом Федерации

23 июня 2010 года

 

Внести в статью 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 148) следующие изменения:

1) пункты 1 и 2 признать утратившими силу;

2) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Увольнение по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.".

 

Президент

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

1 июля 2010 года

N 146-ФЗ

При проведении обсуждений изменений в законодательстве, профосоюзные активисты учитывают, что на данный момент конвенция МОТ №135 подготовлена к ратификации, согласована с заинтересованными федеральными органами, получены заключения Министерства юстиции и Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Принятие этой Конвенции позволит принципиально иначе толковать нормы Конституции РФ, на которые ссылался Конституционный суд РФ в своих постановлениях. В соответствии со ст.5  Конвенции МОТ №111 О дискриминации в области труда и занятий «Особые мероприятия по защите и помощи, предусмотренные в других принятых Международной Конференцией Труда конвенциях и рекомендациях, не считаются дискриминацией». 

Согласно Конвенции МОТ №135 О представителях трудящихся представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством или коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями (ст.1). 

Пп. 1 п. 6 Рекомендации №143, принятой для разъяснения Конвенции №135, предусматривает, что там, где нет достаточных соответствующих мер по защите, применимых к работникам вообще, должны быть приняты конкретные меры для обеспечения эффективной защиты представителей работников.  

Эти меры, согласно Рекомендации 143, могут включать (п.6 рекомендации) (но не исчерпываются):
a)      подробное и точное определение причин, оправдывающих прекращение трудовых отношений представителей работников;
b)      требование о консультации с независимым органом, государственным или частным, или с объединенным органом, или о получении его мнения или согласия, прежде чем решение об увольнении представителя работников станет окончательным;
c)      специальную процедуру обжалования для представителей работников, которые считают, что их трудовые отношения прекращены без основания или что их условия работы неблагоприятно изменены, или что к ним применены несправедливые меры;
d)      установление действенного порядка исправления положения в отношении несправедливого прекращения трудовых отношений представителей работников, включающего, если это не противоречит основным правовым принципам соответствующей страны, восстановление таких представителей на их прежней работе с выплатой им потерянной заработной платы и с сохранением за ними приобретенных прав;
e)      возложение на работодателя бремени доказательства обоснованности его действий, в случае жалобы на дискриминационное увольнение или неблагоприятное изменение в условиях работы представителя работников;
f)        признание приоритета представителей работников на сохранение за ними работы в случае сокращения штатов.  

Таким образом, те нормы ТК РФ и ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», которые были признаны не соответствующими Конституции РФ, в свете принципов, изложенных в Конвенции МОТ №135, не только не будут являться противоречащими положениям статьи 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом и о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина, но и будут прямо направлены на реализацию положений статьи 1 Конвенции МОТ №135.
 Наша справка:  

Статья 25. Гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы 

Пункт 1 статьи 25 признан не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 N 1060-О-П)

1. Работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций – без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы – органы соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов. 

2. Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются. 

Пункт 3 статьи 25 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.01.2002 N 3-П в части, в которой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя. 

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.