Общероссийскому Профсоюзу негосударственной сферы безопасности – 5 лет. Возраст можно сказать «детский», есть организации и с более весомым стажем, но это не мешает нам серьезно всматриваться в проблемы отрасли и совместно искать пути ее развития. Развернувшаяся в последнее время дискуссия о путях и формах развития профессионального объединения заставляет более внимательно относиться к разным сторонам нашей деятельности.

Негосударственная сфера безопасности, как любая форма организованной деятельности, невозможна без применения человеческого труда. Человек – центральная фигура в любой правоохранительной организации. Это аксиома, однако приходится констатировать, что, увлекаясь чисто экономическими категориями, современные российские политики и предприниматели нередко об этом забывают. На первое место выходят проблемы собственности, организационно-правовых форм предпринимательства, инвестиций, прибыли, налогов. Безусловно, все это очень важные элементы, но рынок (в широком экономическом понятии) не может существовать без рынка труда, на котором «продается» и «покупается» такой специфический «товар», как рабочая сила, способности человека к тому или иному виду профессиональной деятельности. Все остальное производно. Непонимание этой достаточно простой вещи создает базу для социальных конфликтов в основной сфере человеческой деятельности.

Обратиться к этим заметкам меня побудили итоги слушаний в Общественной палате «Правовые проблемы защиты прав наемных рабочих», о которых журнал «Хранитель» уже рассказывал на своих страницах http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=59518 .

За общими фразами отчета не всегда можно рассмотреть частности, на которых в основном и строятся социальные отношения в такой важнейшей сфере как труд. Не хотелось в кратком материале вступать в схоластическую дискуссию на темы: «Могут ли работники быть не наемными» или «Что означает термин «защита прав работника вне профсоюза», пусть этим занимаются теоретики-юристы. Важным представляются отношения по вопросам труда и занятости, складывающиеся в российском обществе. Интересную информацию представил заместитель директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Министерства здравоохранения и социального развития России Сергей Курбатов. Сегодня приоритетами министерства являются формирование здорового образа жизни, развитие рынка труда и рост человеческого капитала. Минздравсоцразвития стремится учитывать опыт коммерческого и некоммерческого секторов. «При анализе этого опыта мы могли бы формировать общефедеральные программы, то есть искать новые форматы социального развития», - подчеркнул С.Курбатов. В адрес Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства в прошлом году поступило более 22 тысяч обращений граждан, а за первый квартал этого года - 51 тысяча, что является свидетельством роста проблем в трудовых отношениях в стране. 60% всех обращений и жалоб подтверждаются и являются обоснованными, по результатам более 27 тысяч проверок за выявленные нарушения наложено штрафных санкций на работодателей на сумму более 460 миллионов рублей.

Основными причинами жалоб и обращений граждан в 80% случаев являются нарушения в оплате труда

Но неужели заработная плата является краеугольным камнем в трудовых отношениях? Неужели во время кризиса вопросы безработицы, нарушения норм трудового законодательства, охраны труда отступили на вторые позиции? 

Попробуем разобраться на примерах  

За прошедший год зарплата по стране в целом упала у почти половины работающих граждан. Однако в 2010-м, по данным экспертов, ее сокращение ожидает только 9 процентов. Почти треть опрошенных уверены, что зарплата в ближайшие месяцы у них вырастет. Причем значительно. Однако надежды и тех, и других, по мнению экспертов, вряд ли оправдаются. Напротив, реальные заработки (с учетом инфляции) в 2010 году могут сократиться на несколько процентов (примерно так же, как и в 2009 году, когда они упали на 4-5%). Индексации зарплат работникам бюджетной сферы в наступившем году правительство не планирует. Хотя не раз подчеркивалось: если экономическая ситуация улучшится, то тогда… Но когда наступит это время, не знает никто.

Между тем есть данные о том, что в отдельных регионах произойдет рост заработной платы, впрочем, эксперты предостерегают: этот рост будет ниже инфляции по итогам года.

Посмотрим, как обстоят дела в нашей столице, одной из благополучных региональных зон (по оценкам экспертов). Индекс средней заработной платы в сфере бизнеса Москвы, рассчитанный специалистами кадрового центра «Фаворит» в марте 2010 года составил 29 045 рублей, что на 137 рублей ниже февральского, и на 337 рублей – январского показателя. Фактически можно говорить о том, что зарплаты в бизнес-сфере Москвы с начала года практически не изменились.

В России за чертой бедности 6-7% численности населения. Наше государство обладает таким «уникальным феноменом» как «работающие бедные», которых нет почти не в одной развитой стране мира. Четверть всех пенсионеров работают в связи с рекордно низкими пенсиями. Каждый третий работающий в нашей отрасли планирует продолжать трудовую деятельность на пенсии (34%), а прекратить работать намерены только 23%. Россияне, не достигшие пенсионного возраста, все реже рассчитывают на дополнительные источники дохода. Не исключено, что этим объясняются те сложности, которые испытывает пенсионная реформа, в том числе в вопросах софинасирования. Только треть опрошенных пенсионного возраста имеет дополнительные финансовые источники (помощь детей и заработная плата от работы по профессии) - 27 и 26% соответственно.


Не лучше обстоят дела и у молодежи. Например, пособие на ребенка от 1,5 лет составляет 4-7% величины прожиточного минимума. Кроме того, согласно официальным данным, около 40% фонда оплаты труда скрыто от статистики. Еще одна характеристика российской модели трудовых отношений – задержки заработной платы. В нашей отрасли в прошлом году к мерам прокурорского воздействия за несвоевременную выплату заработной платы привлечено более 30 руководителей, в отношении 2-х директоров возбуждены уголовные дела. Если говорить об уровне заработной платы в нашей отрасли, то ее среднерыночное значение поддерживается в основном за счет больших переработок и нарушений условий оплаты труда (неоплата социальных льгот).

Как известно, в 2010 году вновь предполагается пересмотреть минимальный размер оплаты труда. Его планируют сравнять с прожиточным минимумом. К этому власть давно стремится. И это радует. Но проблемы кроются в том, что с одной стороны, если не изменить сложившиеся подходы, то МРОТ будет соответствовать прожиточному минимуму в IV квартале... 2008 года. На наш взгляд, при формировании бюджета необходимо рассчитывать прогнозный прожиточный уровень и на его основе устанавливать «минималку». Тогда размеры зарплат можно будет определять «в режиме реального времени». С другой стороны, изменение МРОТ ведет к переоценке трудозатрат и как результат - к росту розничных цен.

Для оценки покупательской способности населения используют показатель «ценовая доступность жилья» - отношение рыночной цены некой условной квартиры к среднему годовому доходу домохозяйства. Он показывает, сколько лет средняя семья должна откладывать весь (условно) денежный доход, что бы купить квартиру. Для примера, в странах Азии эта цифра 8,4, Африки – 6,9, в промышленно развитых странах – 4,3. В России же этот показатель равен 15! И низкий уровень заработных плат это еще не самое страшное.

Министр финансов Алексей Кудрин, выступая на конференции в Высшей школе экономики, заявил, что нынешняя рабочая сила является избыточной, и этот фактор будет тормозить развитие экономики в ближайшие год-два. «Мы, защищая население, уменьшили некоторые стимулы и факторы роста на ближайшие год-два, поэтому после такой бурной поддержки все-таки остается задача увольнения избыточной рабочей силы..» - сказал Кудрин. 

Сейчас, по информации Росстата, общий уровень безработицы в России составляет 6,1 миллиона человек, или 8,1 процента от экономически активного населения. Максимальный показатель был зафиксирован в феврале прошлого года - 7,1 миллиона человек. Официально зарегистрированных безработных в настоящее время насчитывается порядка 2,7 миллиона человек. Пусть медленно, но безработица растет.

Проблемы, которые нас сейчас затронули, связаны не только с кризисом. Это системные проблемы, связанные с приоритетами развития отдельных секторов экономики, прежде всего сырьевой, от которой мы не можем отказаться. Так что сначала надо изменить экономическую политику. Перевести ее, как отметил Президент страны Дмитрий Медведев, на рельсы модернизации. Без этого в социальной сфере мы не сдвинемся с мертвой точки, поскольку здесь нужен совсем другой подход к формированию заработной платы.

С начала кризиса (октябрь 2008 года) общая численность уволенных работников достигла 1 121 943 человек, из них было трудоустроено 339 539 человек, в том числе 194 588 человек – в прежних организациях. Суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 972 147 человек. Это говорит еще об одном феномене отечественного рынка труда – скрытой безработице. К скрытой безработице относится и занятость специалистов высокой квалификации неквалифицированным трудом. На данный момент скрытая безработица уже коснулась 7 млн. человек и к концу первого полугодия может удвоиться.

Все эти перегибы ведут к росту протестных настроений в рабочей среде. За последний месяц протесты против падения уровня жизни стали казаться россиянам более реальными: доля тех, кто полагает, что они вполне возможны, возросла с 21 до 24% и вернулась, таким образом, к показателям марта этого года. В возможность возникновения протестов в своем населенном пункте уверены, главным образом, жители крупных и средних городов, а также малообеспеченные слои населения. Что касается личной готовности к участию в протестных выступлениях, то она в течение последних восьми месяцев остается стабильной: поддержать такие акции готов не более, чем каждый пятый россиянин. Вопрос как не дать протестным настроениям расшатать общество, был одним из обсуждаемых в Общественной палате. В этой связи особый интерес представляет выступление Д.Галочкина – заместителя председателя Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности, который несмотря на неодобрительные взгляды некоторых участников, повел разговор о необходимости формирования объединения работодателей, как одной из сторон социального партнерства.

Прошедший 2009 год с его кризисными тенденциями стал своеобразным экстремальным испытанием и для Общероссийского профсоюза НСБ, представляющего и защищающего интересы работников в сфере социально-трудовых отношений. И для большинства организаций детективной и охранной деятельности. Начало реализации нового законодательства, правовая неразбериха и некоторые коллизии не способствовали росту объединительных тенденций. Однако организация, содействующая развитию социального партнерства в негосударственной безопасности, сумела приспособиться к стремительным переменам в стране и даже извлечь из кризисного 2009 года пользу. Непростой, но бесценный опыт позволил выработать еще более эффективную стратегию развития социально-трудовых отношений и предоставить организациям – членам и партнерам объединения необходимую поддержку.  

С некоторой эмоциональностью, но достаточно убедительно Дмитрий Евгеньевич показал, что одной из причин отсутствия объединения работодателей (несмотря на существующее законодательство) является, прежде всего, нежелание предпринимателей отрасли к объединению, их корпоративная настороженность и закрытость. Для отрасли, как и для многих других «молодых» сегментов российской экономики, свойственно присутствие «серых схем» расчетов с потребителями и оплаты труда, нарушение норм социальной защиты работников (отпуска, больничные, переработки), высокий уровень эксплуатации. В условиях множественных нарушений трудового законодательства работодатели боятся профсоюза, стараются под различными предлогами уклониться от разработки и подписания трехсторонних соглашений. В этой связи создается нормативный вакуум в трудовых отношениях, так как действующее законодательство о труде в основе своей направлено на формирование рыночных договорных отношений.

В этой связи особое значение для регулирования трудовых отношений приобретает триада нормативно-правовых регуляторов: со стороны государства – структуры государственного (муниципального) контроля и надзора; со стороны работника – профессиональные союзы и объединения; со стороны общественности – система трудового арбитража как механизм урегулирования трудовых споров.

Основная слабость этой системы заключена в ее раздробленности, и отсутствии правовой основы для взаимодействия. Государственные структуры малочисленны, и оторваны от «земных» нужд и чаяний работников и работодателей. Профессиональные союзы, слаборазвиты и не имеют финансовой самостоятельности и авторитета среди чиновников и работодателей. Трудовой арбитраж находится на зачаточном уровне, и его решения не являются обязательными ни для одной из сторон трудовых отношений. Выход видится в расширении прав и обязанностей общественного контроля, приданию его решениям требований к обязательному исполнению.