Предложения, внесенные Профсоюзом НСБ на рассмотрение охранного сообщества, содержат три отдельных информационных повода, а следовательно, и вопроса:

а) нужна ли отрасли организация, которая защитит ее интересы перед властью;

б) как должны работать профсоюзы в новых условиях;

в) каким должен быть лидер отрасли, чтобы ему было можно доверить полномочия по ведению диалога с властью.

Попытка №5

На моем веку это уже пятая попытка создать профессиональный союз работников негосударственной сферы безопасности. В 1993 году братьями Косяковыми (учредителями Охранной группы «Алекс») был создан профсоюз охранных предприятий отрасли. Через год (или два) после мощной внеплановой выездной проверки налоговой службы мы уже больше ничего не слышали ни о профсоюзе братьев Косяковых, ни о самом «Алексе».

Первый Общероссийский профсоюз работников негосударственных организаций безопасности возник в 1995 году и был принят в ФНПР на правах отраслевого профсоюза. Как пишет С.Шевченко в одной из своих статей: «В его рамках были созданы информационно-аналитический центр; техническая комиссия, объединяющая производителей технических средств безопасности; юридическая служба, на основе которой совместно с Общероссийским профсоюзом создавалась правовая комиссия. Готовились создать и Академию негосударственной безопасности, призванную стать не только учебным центром, но и методическим, научно-исследовательским подразделением РСПБ по проблемам негосударственной безопасности. Но не сложилось...

В 2006 году в Москве участники V Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России в 2006 году. Перспективы, тенденции, проблемы» подняли вопрос о создании отраслевого объединения субъектов сферы безопасности России. Эта идея также не была реализована».

В 1998г. был создан питерский профсоюз работников НСБ, который существует до сих, являясь, таким образом, самым «старым» на сегодня.

Были еще попытки объединения в профессиональные союзы, но состоялись они… лишь на бумаге. В 2005 году был организован Профессиональный союз негосударственной сферы безопасности, который в 2008 году получил статус Общероссийского профсоюза НСБ.

Да, отрасли нужна организация, которая сможет наладить диалог со всеми ветвями власти. Период, предшествовавший принятию Закона, показал, что такой организации у сообщества нет. Поэтому и эффективность от коллективных усилий, прилагаемых к ослаблению негативного влияния на развитие отрасли вследствие принятия новых норм, оказалась близка к нулю. Судьба как бы предоставила всем возможность проявить зрелость и конструктивный подход, встав на защиту отраслевых интересов. Одни не захотели «связываться», портить отношении, другие взялись, но… не сумели. Поэтому сегодня нам затруднительно указать организацию, которой можно доверить судьбу отрасли. Это первый урок, извлеченный из опыта прошедших лет.

Урок второй. Создать новую организацию невозможно. Охранный народ, особенно в регионах, обоснованно разуверился в московских создателях и вершителях и, лишившись веры, связывает любые попытки созидания «союзов» и «партнерств» с образом кормушки для тех, кто пока не насытился. Для тех, кто считает себя самыми умными, объясняю: новая организация и новые поборы в любом виде не встретят понимания у большинства наших коллег, именуемых «вся Россия». А на городском уровне невозможно решить общеотраслевые экономические задачи. Нужна «старая» организация, которая, во-первых, не ассоциируется только с собиранием взносов, а во-вторых, не проповедующая конформизм и не проявившая уже свою несостоятельность неудачным выступлением на ниве «совместного с МВД» принятия норм, регламентирующих нашу жизнь. Нет желания вручать свою судьбу тем, кто уже упустил свой шанс повлиять на судьбу. Начинать, так с чистого листа.

Общие интересы отрасли: что это такое?

Сегодня мы наблюдаем углубление расслоения среди предприятий отрасли. Крупные и крупнейшие объединения-холдинги обособились и сосредоточились на прагматической коммерциализации. Им уже не интересен «диалог с властью», они стремятся к сращиванию с властью для получения административного ресурса. Для крупного бизнеса создание общеотраслевой организации не дает никаких выгод. Проблемы передачи служебного оружия, «десятина» и другие вопросы чисто охранной деятельности постепенно отходят на задний план, т.к. практически не влияют на экономическое положение организаций. «Выступления» и «борьба» повредят достигнутому положению «крупняка» и не рассматриваются как возможная политика.

Организацией, нацеленной на позитивное сотрудничество с МВД, стал КЦ РОСС. Но он не представляет интересов широких слоев российского силового предпринимательства. Крупнейших – да, но и то далеко не всех, не средних, не крупных, и тем более не малых, которых в отрасли насчитывается более 80%, уже намеченных к вырубанию, как сухостой на делянке. Интересы крупного и малого бизнеса отрасли не только не совпадают, но и расходятся.

Развивающийся последние 8 лет многотысячный малый бизнес по природе своей неуправляем. Разношерстая среда силовиков ежедневно рождает все новых «малых предпринимателей», которые так же быстро и легко теряют бизнес, переходят в охранники или в другие отрасли экономики. При возникновении благоприятных обстоятельств (как это случилось с введением «упрощенки» в 2002 году) они вновь пытаются создать ЧОП для охраны подвернувшихся по случаю 1-2 объектов, и так до бесконечности. Сегодня основа, база для дальнейшего благоприятного развития малого бизнеса отрасли утрачивается. Возможно, навсегда. На бумаге создать ЧОП по-прежнему легко. Но легкость его дальнейшей жизни на рынке эфемерна, объединить «мелкого буржуа» можно только как рядового труженика (наряду с охранником и только по линии профсоюза) по принципу его социальной близости к массам. Общеотраслевые цели для малого бизнеса далеки и не актуальны. Но частнособственнические экономические интересы имеются. Профсоюз может сделать их осязаемыми, т.е. сбыточными. За мелкого собственника стоит побороться.

Наиболее предрасположен к объединению средний бизнес. Тандем с властью до уровня совместного делового партнерства для него недоступен. Ему важно удержать то, что уже имеется. Средний предприниматель все заработанное вложил в свое предприятие и по большому счету ничего еще не скопил. И отдачи не получил. Путь законодательного укрепления его положения, развитие охранных технологий, т.е. стабилизация всей отрасли и положения в отрасли для среднего предпринимательства наиболее предпочтителен.

Такие предприниматели выбирают, как правило, наиболее активную и эффективную общественную организацию. Уровень среднего предпринимателя соответствует «негенеральскому», среднему чиновничьему уровню, а близость к охраняемому коммерсанту позволяет вникать в насущные вопросы возрастающих объемов коррупционных притязаний контролирующих органов.

Сегодня средний бизнес, выживающий на рынке без «генеральских надбавок» наиболее рационален. Ликвидация упрощенной системы подкосит его, как и малый, угрожая выбросить из «белого» поля в криминальное болото, заставляет задуматься, искать выход. Все экономические и бюрократические трудности нового Закона для средних предприятий - чрезмерная и ненужная нагрузка и неудобства, выводящие с 2011г. за уровень рентабельности. Именно поэтому профсоюз сегодня, как наиболее мобильная и способная к трансформации организация, наиболее пригоден для защиты интересов малого и среднего предпринимательства отрасли, тем более что в эпопее с поправками профсоюз не участвовал.

Профсоюз как форма экономической защиты

Что такое профсоюз сегодня? Уже по определению профсоюз обязан защищать права каждого работника в отдельности и всей отрасли в целом. Профсоюз – не местечковый элитарный, пусть и столичный клуб по интересам (во что превратились многие ранее созданные московские организации), это официальный орган, с которым государство на равных обязано вести диалог и который государство поддерживает на государственном же уровне. Профсоюз – массовая организация, защищающая экономические профессиональные интересы политическими методами (самостоятельно содержит свой аппарат, что немаловажно).

В советские времена профсоюз предполагался же частью государства. Лев Давидович Бронштейн, которого мы знаем как Троцкого, ставил профсоюз превыше государства, чем в дальнейшем ослабил его роль, поскольку приучил все последующие поколения руководителей страны побаиваться профсоюзного движения. Но уважение оказывали, что чувствовалось и на Ленинском проспекте, и в Крыму, и в Сочи… И специальные социальные фонды отдали!

Поэтому раскрученный профсоюз как организация наиболее пригоден для диалога не только с исполнительной властью, но и с Государственной Думой, и с Правительством России, и с самим президентом страны. Лучшей по форме организации для защиты экономических интересов не найти. А наши интересы – все исключительно социально-экономические. Какое еще нужно партнерство?! Это и есть готовый отраслевой Союз, за создание которого ратуют многие «не поучаствовавшие» в создании РСПБ и всех прочих союзов. А раз отраслевой союз есть, второго не нужно. Да и не создать никому второго КЦ РОСС, т.к. «объединение предпринимателей» уже работает 5 лет.

Цели экономической защиты в новых условиях

Стало быть, профсоюз, но уже без некоммерческого партнерства. У Координационных советов свои задачи. Если они и затрагивают экономические институты отрасли, то лишь в результате бездеятельности и вялости самого отраслевого профсоюза.

Предложенную схему некоторые заслуженные коллеги (особенно из числа тех, кто уже давно является приверженцем других организаций), возможно в меру благоприобретенного опыта, воспримут как «слияние методом поглощения». У каждой состоявшейся организации (профсоюза, работодателей и т.п.) - свои цели. Одни цели декларируются. Другие – не очень. А иногда истинные цели известны двум-трем избранным. Привлечь сегодня в России в силовой отрасли тех, кто уже остановил свой выбор на определенных целях и решает свои задачи, для работы на общее дело – утопия. Схемы «с привлечением в партнерство» отпугивают народ от идеи так же, как денежные взносы или иные материальные формы «участия» без дивидендов.

Профсоюз - широкая, открытая, самодостаточная организация, цели которой не могут стать лишь достоянием даже самой «могучей кучки». Сегодня перед нами стоит общая экономическая задача - оздоровление отрасли, которая совпадает с задачами и целями профсоюза. И решать ее надо собственными силами, без партнерства с организациями, у которых другие цели.

Значение традиций в профсоюзном движении трудно переоценить. С момента начала движения в 1792 году и по сей день во всех развитых странах (и у нас в том числе) считается, что профсоюз служит защите прав работника перед работодателем. Сегодня это не совсем так. Заметна перемена во взглядах на предназначение, задачи и цели профсоюза уже и в материалах VII конференции Профсоюза НСБ. Но в обращении Галочкина новые взгляды присутствуют в более полном объеме. А кто из нас, знатоков, рискнет назвать страну, профессию или отрасль экономики, где государство в такой степени притесняет предпринимателя? Где предпринимателя лишают права собственности, где призывают бесплатно выгонять персонал для патрулирования улиц, где вопреки заявлениям государственных гарантов Конституции ведут дело к уничтожению малого бизнеса, где в муниципальном заказе платят гроши, вынуждающие бизнес искать «соответствие» за пределами правового поля, а потом о так называемой охране пишут в газетах и снимают репортажи, формируя негативный образ охранника в сознании обывателей?

Не один раз автор перечитывал Федеральный закон от 12 января 1996г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» со всеми последующими изменениями и дополнениями. Нет в нем принципиального разделения граждан на «работодателей» и «работников по найму». «Конституционное право на объединение», «добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов» - это есть. Общественные отношения, регулируемые профсоюзами, - это не только отношения между работодателем и наемным работником, но и представительство интересов всей отрасли.

У малого и среднего предпринимателя (а чаще он и есть руководитель ЧОПа) с охранниками много общих интересов. И трудятся эти руководители не меньше, а порой и больше, чем иные «трудящиеся». А вот между малым и крупным охранным бизнесом нашей отрасли расстояние огромного размера. Не уживаются они на рынке. И в треугольнике «государство - крупный бизнес - малый бизнес» первые двое давят третьего. До исчезновения за ненадобностью двум первым. Это диктует профсоюзу определенные задачи: выделять и защищать общие для всех трудящихся отрасли интересы.

Не думаю, что кто-то сегодня может считать, что заработная плата и соблюдение норм трудового законодательства в отношении каждого работника не зависят от общих экономических условий состояния отрасли: от расценок на муниципальный заказ, от вида собственности на «орудия и средства производства», от условий страхования и бытовых условий, предоставляемых пользователем услуг, от тяжести бремени налогообложения, которое в 2011 году превысит 60% поступающих доходов, от количества безвозмездных добровольно-принудительных привлечений на патрулирование улиц. Защита интересов работника сегодня – это защита интересов малого и среднего предпринимателя.

Вслед за лидерами Профсоюза НСБ давайте укажем первоочередные экономические задачи профсоюза и пути их решения.

  • Сохранение налоговых льгот для малого бизнеса отрасли, позволяющих ЧОПам с применением упрощенной системы налогообложения работать «в белом поле», не нарушая законодательства.
  • Введение оплаты из муниципальных средств выхода сотрудников ЧОПов для патрулирования; разработка системы материальных льгот для активных участников взаимодействия в охране общественного порядка, профилактике преступности.
  • Признание и юридическое оформление предпринимательства, лежащего за пределами правового поля ФЗ-272 (присутствие на предприятиях вахтеров, контролеров, консьержей, смотрителей, сторожей, администраторов и т.д.).
  • Возвращение льгот для работников милиции, уволенных по положительным мотивам, в виде освобождения от очного обучения в учреждениях дополнительного профессионального образования и прохождения периодических проверок.
  • Изучение правоприменительной практики приостановления действия лицензий на охранную деятельность во внесудебном порядке для ответа на вопрос о возможности существования подобной недемократической нормы в законодательстве.
  • Отмена для отрасли (исключение из действия) поправок к Закону №94-ФЗ, тормозящих развитие отрасли. Введение порога низких цен, не позволяющих заключать договоры на охрану ниже предела, установленного для ФГУП «Охрана».
  • Введение для членов Профсоюза предпринимателей правил СРО с распространением действия Кодексов профессиональной и корпоративной этики и профессионального поведения охранника.
  • Введение тарифной шкалы оплаты труда охранников для каждого субъекта Федерации в зависимости от видов охраны.

Разве решение предложенных вопросов не есть программа борьбы за экономические права работника и предпринимателя?

Скажите, какая организация ставила перед законодательной властью предлагаемые вопросы? Значит, профсоюз как организация, созданная для защиты, в том числе и экономических интересов всей отрасли, должен их ставить.

О взносах и конференциях

Общественная работа – занятие всегда неблагодарное. Полководцы без армии не требуются. Нет организации и массового членства - нет и вопросов о лидерстве и признании.

Вопрос о созыве Всероссийской конференции должен решать сам профсоюз. Выступать ее инициатором и организатором, а не нахлебником других организаций с другими задачами. Рассчитывать на свои силы, как это делает КЦ РОСС. Насколько известно охранному сообществу из специального информационного выпуска журнала «ОД» от 26 сентября 2008 года, подобный опыт у Профсоюза есть. На VII конференцию съехались 129 делегатов, представляющих 25 000 членов организаций из 56 регионов страны. Задачи организации Д.Галочкин на Конференции обозначил правильно. Но внятной программы действий по экономической защите предложено не было… Если удастся профсоюзу провести еще один такой съезд, подготовить и утвердить программу на ближайшие несколько лет, то сообщество увидит, что профсоюз выполняет свое предназначение, скорректировав задачи в соответствии с запросами времени. Пока это не очень заметно… Такая конференция может стать ежегодной общеотраслевой, взамен той, от которой отказалась в 2010 году «московская тусовка», перестав верить в успех этого безнадежного дела…

Средства же могут поступать путем распространения среди членов профсоюза журнала «ОД»* как печатного органа профсоюза. В журнале «Охранная деятельность» освещаются и будут освещаться все перипетии в движении к обозначенным в программе экономическим целям. Подписка на журнал и будет материальным членским взносом в организацию, она же и определит количество участников.

Лидеры «по поведению» и лидеры «по форме»

О лидере, о требованиях к его личности стоит сказать особо. Кто такой лидер? Как правило, человек, имеющий высокий авторитет среди коллег, друзей, товарищей в силу своих личностных, духовных, организационных, профессиональных и иных качеств, выделяющих его среди остальных людей.

Можно сказать, что до сих пор многие известные сообществу заметные фигуры, не объявляя себя лидерами, активно работали и, проводя определенную политику, как бы обретали соответствующий статус без официального выдвижения и начинали играть определенную общественную роль. Что их отличало? Наличие цели в жизни и достойных методов ее достижения, умение работать с людьми, с коллективом, с отдельными лицами, умение привлечь и повести за собой людей.

Самовыдвиженец, т.е. лидер «по поведению», де-юре заранее освобождает себя от не прописанных, но подразумевающихся обязанностей по отношению к коллегам, которые его де-факто признают, соглашаясь с предложенным поведением. На первый взгляд преимущества очевидны: если ты не являешься официально провозглашенным лидером, то это гарантирует тебе определенную свободу маневра и освобождает от некоторой толики ответственности. Можно промолчать, когда требуется сделать заявление, или поменять точку зрения – кто посмеет тебя упрекнуть в отступничестве? Ведь публичных обязательств такой лидер не давал, со своей программой не знакомил, свои намерения озвучивал, только апеллируя ко всему обществу, заранее снимая с себя личную ответственность: «Нам необходимо создать!», «Должны выступить единым фронтом!..» и т.д. Психологи говорят, что там, где отсутствует личное «я» и личная ответственность перед коллективом и обществом, в том числе и юридическая, отсутствует и лидер. Он сдувается, как только личное местоимение заменяется аморфным «некто» либо коллективно-безликим «мы».

Используя предложенную формулу оценки поведения лидера по отношению к коллективу и общественным обязанностям, очень легко выяснить коэффициент фактической полезности личности для отрасли: какие сделал заявления о действиях в общественных интересах, какие шаги предпринял для достижения сформулированных полезных идей. Максимальная эффективность в деятельности лидера достигается тогда, когда активному поведению соответствует официальный статус. Общественная роль приобретает легитимный характер и соответственно воспринимается должностными лицами, поддерживая авторитет лидера перед обществом.

Совместительство исключается

Если из официального статуса лидера не вытекают прямые обязанности по защите интересов профессионального коллектива, речь может идти лишь об условном статусе. Действия такого лидера в интересах определенной группы (коллектива, отрасли) в глазах всего остального общества всегда будут носить характер лоббирования, что отнюдь не приветствуется гражданским обществом, хотя и положительно оценивается профессиональным. Лидер-лоббист всегда останется совместителем. Интересы ведомой группы будут им вольно или невольно восприниматься как второстепенные, защищать их он будет не в полную силу, с оглядкой на его основное положение. Принцип «своей рубашки» возобладает. Никакое совместительство в лидерстве для отрасли неприемлемо. Отрасль огромна. Она требует абсолютного внимания и полного приложения сил. Немыслимо лидерство в отрасли и одновременная борьба с коррупцией (например) или еще «с чем-то вредным».

Между тем, внимательно прочитав и доктрину «О некоммерческом партнерстве», и выступление Галочкина в журнале, я нигде не нашел его ярко выраженного стремления выдвинуться в лидеры (как это поняли посетители портала «Хранитель», участвовавшие в дискуссии и, видимо, умеющие читать между строк). Зато посмотрите, как показывает Д.Галочкин в своем отчетном докладе на VII конференции представительскую роль возглавляемого им профсоюза:

«…Профсоюз НСБ подготовил и направил в Администрацию Президента России и Государственную Думу Федерального Собрания свои конкретные предложения по внесению изменений в рассматриваемый законопроект, выразил готовность направить своих представителей в рабочую группу Комитета по безопасности Государственной Думы для реализации вышеупомянутых предложений…»

«…Стоимость охранных услуг такова, что при налоговой нагрузке еще ни одно частное охранное предприятие декларируемые обещания выполнить не может, не нарушая законодательства, и, как следствие, возникают финансовые нарушения, «черные зарплаты» в конвертах. Отсюда – неудовлетворенность, высокая текучесть кадров, практика организации службы вахтовым методом, привлечение иногородних и другие издержки бизнеса…»

«…В борьбе за выживание негосударственные охранные предприятия сталкиваются с оказанием услуг за рамками закона. Это не может не волновать нас, профсоюзный актив. Часто руководители охранных структур нарушают закон, используют неквалифицированную рабочую силу, недоплачивают иногородним сотрудникам, применяют различные штрафные схемы и санкции…» Наверное, впервые за 18 лет читаем мы не декларации, а анализ ситуации, зачатки Программы.

Программа как опора лидера

У всех прежних отраслевых лидеров отсутствовали известные сообществу и одобренные коллективно программы деятельности по укреплению положения негосударственных структур безопасности, по защите интересов охранного сообщества. Отсутствовала сама постановка системной деятельности. Выступления и действия носили иногда активный, но всегда эпизодический характер. За последние 10 лет при консолидации сил государства по укреплению положения крупнейшего государственного охранного предприятия, производителя платных услуг, и усилении давления на частную охрану ни один лидер не сумел эффективно отстоять интересы охранного бизнеса и отрасли в целом. Это результат «условности» и «совместительства», а также отсутствия программы. Программы лидеров ни разу не публиковались, не обсуждались в СМИ, и автор о них не слышал. Программа – это определение целей, изложение концепции и стратегии действий. С ответственностью лидера перед электоратом (отраслью).

Действия лидера складываются из публичных выступлений его самого и ближайшего окружения, личных встреч с влиятельными руководителями государства, доведения до их сознания объективной картины состояния отрасли, и, как следствие, достижения позитивного влияния на отношение государственного аппарата к отрасли, на положительные сдвиги, облегчающие положение как предпринимателя, так и рядового охранника. Положительные изменения в отношении власти к профессиональной деятельности частной охраны заключаются в отмене мешающих и нежизнеспособных норм и выработке новых, помогающих прогрессу отрасли. Сегодня законодательство закрепощает частную охрану и выдавливает малый бизнес из отрасли.

Лидер должен быть неуязвим

Очевидна уязвимость тех лидеров, что имеют в отрасли свои собственные коммерческие организации любого профильного направления: охранные, учебные, технические. В сфере негосударственной охраны, где главным конкурентом является коммерческая государственная структура, а создавшее ее ведомство контролирует, разрешает или запрещает деятельность всех иных прочих частных образований, государством же с подачи контролирующего ведомства создаются все законодательные и организационные предпосылки для закрепления явной разницы в условиях работы на рынке, искусственные преимущества для одних и препоны для других, проявление активности лидера воспринимается как нежелательное появление конкурентов. И в первую очередь со стороны зависимых предприятий лидера-собственника, а во вторую – всего частного сектора. Вот и получается, что наличие у лидера профильной собственности – главный тормоз активности лидера.

В частных охранных предприятиях, насчитывающих сотни охранников, обычно возникают рабочие моменты, не являющиеся грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, но при желании проверяющей стороны могут быть причиной вынесения предупреждений (например, нарушения, указанные в статье 11.5 Закона от 11.03.1992г. №2487 с изменениями от 22.12.2008г.). А при повторном выявлении привести к административному приостановлению действия лицензии сроком до одного месяца. Над любым активистом-лидером, руководителем ЧОПа висит дамоклов меч, готовый обрушиться на него в случае… неправильного поведения. Ведь это же конкурентная борьба, где все козыри (при моем глубоком уважении) на руках у сильного (т.е. контролирующей и разрешающей стороны). А у сильного, как известно, всегда бессильный виноват.

Первопричина нерешительной, нетвердой позиции лидеров-собственников делает простительной ограниченность их общественно-полезной деятельности и очевидное отсутствие позитивных для отрасли результатов. Очевидна уязвимость любого, самого лучшего предприятия отрасли. И чем крупнее оно, тем быстрее и легче отыщутся неоднократные негрубые нарушения. Как говорится, «ничего личного, работа такая»…

И еще одна важная особенность: крупный предприниматель, будучи лидером, не станет поддерживать малого. Его цель - поглощение малого и ликвидация льгот и преференций, мешающих развитию крупного предприятия. А 80% отрасли - это малый бизнес… Отсутствие профильной собственности (а ЧОПы – это собственность) развязывает лидеру руки в общественно-полезной деятельности. Не обремененный профильной собственностью авторитетный специалист отрасли спокоен за свои тылы и равноценно относится ко всем слоям охранного сообщества, отстаивает интересы всех и каждого.

У большинства из прежних лидеров два отмеченных недостатка имели место: отсутствие понятных сообществу программ на какой-то обозримый период и наличие крупной собственности. Увы.

Отсутствие собственных идей – это не безыдейность!

Не является недостатком для лидера отсутствие собственных идей. Можно всегда воспользоваться чужими. К.Х.Ипполитов и В.В.Иванов (мир их праху) не являлись лидерами, но их идеями и наработками не стеснялись пользовались другие. Идеи можно одолжить (не забывая упомянуть авторов). Главными и необходимыми свойствами характера для лидера, востребованного сегодня в отрасли, являются неукротимая энергия, уверенность в правоте, отсутствие страха, личная ответственность и… молодость. Все повидавшие и познавшие пусть помогают. Если захотят. Без вознаграждения, на общественных началах.

Дмитрий Галочкин впервые за все времена изложил в №4 «ОД» какое-то подобие программы. Примитивное, но правильное понимание общеотраслевых целей, близких каждому чоповцу, без способов их достижения. Чем сразу превзошел всех предыдущих лидеров. Его преимущества: молодость, личный опыт (начинал с охранника), наличие под рукой самой удобной для деятельности лидера организации, отсутствие собственности и совместительства. Способы достижения выработает все сообщество коллективно, если поверит в лидера.


К слову: Всероссийские конференции автор не посещает с 2002 года, с тех пор, как осознал их однообразие и недееспособность. Возможно, в 2010 году подобное чувство посетило и самих организаторов. Пора вливать свежую струю. Думаю, что пора собраться и обсудить эти положения, выслушать все аргументы "за" и "против". Слышал, что Профсоюз НСБ собирается проводить "круглый стол" по предложенным проблемам. Что ж, видимо придется на сей раз изменить своим принципам и прийти.



* Удачное совпадение: в пятой книге о Гарри Поттере дети, намеревавшиеся бороться с темными силами, хотели назвать свой кружок «ОД» («оборонное движение»).