24 июля Объединение профсоюзов России СОЦПРОФ проводит общероссийский пикет в защиту лидеров независимых профсоюзов. Сотни членов профсоюза выйдут на улицы, демонстрируя солидарность с теми активистами, кто стоит на острие профсоюзной борьбы. О том, ради чего проводится эта акция, мы беседуем с председателем Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ Сергеем ВОСТРЕЦОВЫМ.

- Сергей Алексеевич, давайте начнем с главного: зачем выводить людей на улицы в период кризиса? И так в стране обстановка довольно напряженная.

- Именно поэтому сейчас надо показать и работодателям, и самим трудящимся, что в стране рождается реальная сила, способная нивелировать противоречия между трудом и капиталом, решать проблемы.

Несмотря на то, что формально профсоюзному движению в России более 100 лет, я считаю, что оно как демократический инструмент очень молодо и крайне несовершенно. Дело в том, что профсоюзное движение в нашей стране оказалась выключено из мировых тенденций на весь период Советской власти. В СССР профсоюз все время выполнял функцию социального отдела. Вполне адекватная роль для той системы управления, которая сложилась в нашей стране. Однако совершенно неподходящая для нынешнего периода развития.

В государстве с рыночной экономикой основная задача профсоюза - продажа труда трудящихся по справедливой цене. То есть, имеется рынок, в рамках которого труд (умение человека, его квалификация и т.д.) является таким же товаром, как и все остальное.

Существуют лишь небольшая прослойка высококвалифицированных специалистов, так называемый штучный товар, которые сами диктуют цены на свои услуги. Они были всегда, сейчас их стало больше, но все равно эта категория не определяет трудовые отношения не только в нашей стране, но и в той же Европе с боле развитым и многофункциональным рынком труда.

Для простых работников подобных подход к своему труду, к сожалению, малопонятен. Они как дети советского периода, как его продукт, привыкли считать, что зарплату, условия труда обеспечит государство. А так как сейчас государство старается не вмешиваться в экономику, то это будут чиновники, бизнесмены – то есть, те, кто предоставляет работу. Действительно, большинство работодателей придерживаются в общих чертах конституционных норм, но играют на нюансах – размер заработной платы, количество отпускных дней, условия труда. И в результате, люди не получают даже того, что положено по закону, не говоря уже о том, чего они могли бы добиться, если бы реально оценивали соотношение трудовых затрат и цену конечного продукта. О каком социальном партнерстве может идти в этом случае речь?

- Действительно. Картина получается удручающая. И что тут можно сделать?

- Существует нормальный путь преобразования трудовых отношений – развитие профсоюзов. Причем как в крупных корпорациях, так и в самых маленьких частных предприятиях. Именно добровольное профессиональное объединение способно выступить выразителем мнения коллектива и по условиям труда, и по оплате, и по социальным вопросам. Реальная работа реальной профсоюзной организации способна преодолеть правовой нигилизм на отдельно взятом предприятии.

Здесь уместно провести параллель с муниципальными выборами. Муниципалитет – это демократический инструмент решения проблем на самом низовом уровне. Если он работает, то и улицы чистые, и с отоплением все в норме, и дома отремонтированы – соответственно люди себя чувствуют нормальными гражданами, а не брошенными детьми. А чтобы муниципалитет работал, надо к выборам подходить не с формальной точки зрения – лишь бы проголосовать, а избирать, действительно, способных, деятельных людей.

Так же и с профсоюзами. Недостаточно просто придти на собрание и поднять руку за первого попавшегося кандидата. Надо, во-первых, выбрать деятельного человека, а не болтуна. Во-вторых, необходимо требовать от него настоящей работы. И, в-третьих, нужно оказывать избранному лидеру поддержку со стороны тех, кто за него голосовал. Именно на активистов идет прессинг со стороны работодателей, которым совсем не хочется ломать сложившуюся систему, когда они являются этакими местными божками, а все остальные бесправной серой массой. Работа на договорных отношениях, совсем иной принцип, иное мировоззрение. Это не управляемая толпа, а собрание индивидуальностей, перед которыми стоит общая цель, например, повысить качество товара, получить большую прибыль, а потом ею поделиться со всеми участниками процесса. История показала, что такой способ хозяйствования гораздо эффективнее, чем связка «я начальник – ты дурак». Но он в нашей стране привычнее, а потому ломать стереотипы не хочется.

Сегодня нам нужно изменить отношение к собственной судьбе. Мы научились считать деньги. Когда поднимаются цены на услуги ЖКХ, на продукты, мы ропщем, но платим, потому что задаром ничего получить нельзя. Но если, не дай Бог, нам услуги не предоставили, то мы начинаем требовать либо возврата денег, либо предоставления услуги. А вот потребовать зарплаты почему-то стесняемся. Потребовать, чтобы нам по закону предоставили оборудованное рабочее место, или соцпакет, робеем. Поймите, ни президент Медведев, ни премьер Путин нам этого не предоставят. Не надо ждать, что дядя придет и все даст на блюдечке. Надо брать свои права самим и защищать их, если потребуется.

К сожалению, имеющееся сейчас в стране система профсоюзов ФНПР, этому людей не учит, так как является прямым продуктом советской системы – удобная для работодателя и власти структура, которая по старинке занимается распределением оставшихся социальных благ и робко просит «не обижайте нас». Увы, реформировать эту систему невозможно. Это все равно как из старых жигулей, попытаться путем замены деталей собрать современный автомобиль. Все равно получатся те же жигули. Необходимо создание реальных профсоюзов, которые рождаются из желания работников улучшить свое положение.

- На словах выглядит хорошо. А как на деле? Я даже не говорю о работодателях, с ними все понятно. Сами-то работники готовы жить и мыслить по-другому?

- Из опыта работы нашего объединения могу сказать, что на разных предприятиях, в разных регионах ситуация складывается по-разному. Есть многочисленные примеры, когда коллектив полностью поддерживает профсоюзных вожаков, и там, несмотря на явное недовольство работодателей, идет заключение коллективных договоров, решаются проблемы по невыплатам зарплат, улучшениям условий труда и т.д.

Однако зачастую простой обыватель воспринимает профсоюз, как нечто навязанное извне. Пока это будет так, ни о каком развитии профсоюзов и речи быть не может. Большинство работников воспринимает профсоюз, как палочку-выручалочку. Это в корне неверно. В кризис – профсоюз это система коллективного выживания, путем поиска компромиссов между работниками и работодателями по сохранению производства, рабочих мест. Во времена роста профсоюз – машина по выбиванию льгот для работников, которые способствуют развитию производства и увеличению прибыли. Эта система в мире выстраивалась веками и доказала свою состоятельность.

Чтобы ее запустить у нас в стране, профсоюзным активистам необходима поддержка со стороны тех, кто, как я уже говорил, голосовал за делегирование им полномочий. Сколько бы ни был харизматичен профсоюзный лидер, он так и останется безответственным крикуном и смешным дон-кихотом, если его не поддержит народ.

Цель нашей акции заявить, что СОЦПРОФ есть, является реальной силой и готов бороться с недобросовестными работодателями, коррумпированными чиновниками, зарвавшимися бизнесменами. Мы хотим показать всей стране, и, прежде всего, рядовым работникам, что в стране есть профсоюз, который действует, и в котором имеются лидеры способные принимать ответственность на себя, порой несмотря на угрозу жизни и свободы.

Надо с сожалением констатировать, что культура солидарных действий у нас в стране пока еще не достаточно развита. А она для профсоюзной работы крайне важна. Иначе любое выступление работников может скатиться до бессмысленного бунта. Вспомните Латвию, когда громили магазины, а начиналось все с экономического протеста. В Корее проходило столкновение полиции с забаррикадировавшимися на заводе рабочими. Во Франции отчаявшиеся работники то захватывают директоров, то грозят взорвать завод.

Никто не хочет таких последствий, поэтому власть с недоверием относится к коллективным выступлениям. Здесь есть единственная возможность: найти силу, которая сможет с одной стороны организовать людей, с другой – донести их проблемы до необходимых субъектов. Силой этой и является профсоюз. В конце концов, для Объединения СОЦПРОФ, забастовка, или любое иное коллективное действие не самоцель, а инструмент давления для реализации наших требований. Если митинг в нерабочий день позволит решить проблемы конкретных работников, то мы обойдемся этим митингом. Если будет достаточно пикета, будет пикет. Важно показать, что мы реальная сила, которая выражает интересы большого количества людей, которых нельзя игнорировать. В конце концов, в Японии вообще обходятся белыми повязками. Просто там уже знают, что если люди их надели, значит, надо выяснять причину и ее устранять, иначе следующим шагом уже будет массовое выступление.

И еще, если вернуться к проблеме профсоюзных лидеров. Яркий пример того, как люди могут упустить свой шанс, ситуация с Валентином Урусовым. Пока он выступал на митингах, вел профсоюзную работу, работники предприятий Удачнинского ГОКа были с ним. Как только на него сфабриковали дело по хранению наркотиков, а мы рассматриваем это как беспрецедентное давление, люди отшатнулись от него. И что? Благодаря деятельности Валентина на предприятии пошли проверки, были найдены нарушения. Но как только его не стало, все вернулось на круги своя. Результаты проверок остались пустыми бумажками, жизнь у людей не улучшилась. В результате, никто ничего не смог добиться – не хватило элементарного понимания, что каждый человек отвечает за свою судьбу сам.

- И как в таком случае быть? Бросать наиболее сознательных людей на амбразуры?

- Культивировать уважение работников к своему труду. Демонстрировать силу профсоюза, грамотно ставит зарвавшихся работодателей на место – короче, вести нормальную профсоюзную работу, чем мы и занимаемся.

Здесь надо отметить, что самостоятельно профсоюз в нынешних условиях подобную работу проделать не сможет. Только в связке с надзорными органами: трудовыми инспекциями, прокуратурами, судами мы сможем реально решать структурные проблемы на проблемных предприятиях. Не скажу, что отношения выстраиваются просто, но взаимодействие имеется. И количество малых дел, перетекает в качество. Люди идут в СОЦПРОФ, потому что видят – их проблемы решают. А далее происходит уже второй этап поворота сознания – работники начинают не только пассивно ждать от профсоюза решения проблем, но и сами активно участвуют в этой работе. Московская, Иркутская, Костромская области и еще множество регионов, где работники не по инерции, а вполне осознанно вступают в профсоюз и участвуют в его работе. Да на них идет давление, но они все равно добиваются выполнения своих требований, потому что верят в свои силы. Поэтому, несмотря на множество проблем, профсоюзное движение развивается и ширится. Показать это является еще одной целью нашей акции.