Современные системы управления должны создаваться не только опираясь на современные знания в области управления, но и использовать технические возможности, которые появились с развитием информационных технологий. В этой связи заслуживает интереса создание и использование сетевых профессиональных сообществ для разработки направлений государственной политики.
Модель таких сетевых сообществ можно рассмотреть на примере сетевых молодежных структур в профсоюзном движении.
Известно, что российское профсоюзное движение переживает не лучшие времена, что характеризуется неуклонным падением членства. Во многом это связано с устаревшей системой управления, которая на данный момент не обеспечивает приток «свежей крови», новых идей, способных сделать профсоюзное движение эффективным.
В качестве стартовой площадки для рекрутирования новых руководящих кадров в профсоюзах могут рассматриваться молодежные советы.
Формирование молодежных советов при отраслевых профсоюзах обычно происходит посредством направления делегатов в возрасте до 35 лет по ходатайству руководителей территориальных организаций профсоюза. Интересы многих руководителей, к сожалению, часто расходятся с задачами модернизации систем управления профсоюзами, которая связана с оперативным реагированием на ситуацию и способностью предлагать неординарные решения. В кадрах, способных, производить такие решения, руководители видят, прежде всего, своих будущих конкурентов. Поэтому в молодежные советы направляются обычно максимально лояльные и малоинициативные молодые люди, чтобы обеспечить на будущее контроль над ситуацией.
В итоге львиная доля молодежных советов в профсоюзных структурах не дееспособна, поскольку наполнены они в своей массе людьми безынициативными, ждущими распоряжений сверху. Они, перефразируя фразу любимого всеми персонажа Вини-Пуха, сказанную про мед, «вроде, как есть и вроде, как их нет». По сути, происходит выхолащивание идей, декларируемых в официальных документах, посвященных молодежной политике.
Следовательно, мнение огромного большинства молодежи, являющейся членами того или иного отраслевого профсоюза по многим вопросам недостаточно представлено в структурах профсоюзной власти. Активная часть этой молодежи, имеющая конструктивные идеи, также является не представленной в структурах управления профсоюзов. Именно из-за этих факторов процесс модернизации профсоюзного движения становится крайне затрудненным.
Решение этой проблемы видится в формировании сетевых молодежных советов, встроенных в иерархическую существующую систему управления, работа которых осуществлялась бы на форумах отраслевых профсоюзных интернет-сайтах. Только конструктивная работа на форуме давала бы тому или иному молодому человеку, девушке возможность заявить о своей позиции и готовности участвовать в разработке тех или иных направлений профсоюзной политики. В будущем, молодые люди, не умеющие работать в сети интернет, не способные формулировать мысли не должны обладать правом включения в руководящие молодежные структуры профсоюзов. Этот «фильтр» даст возможность противодействовать коррупционным схемам назначения и наконец-то откроет пути модернизации системы управления. Работа в сетевом режиме позволила бы оперативно, мобильно обсуждать текущие вопросы, формировать предложения для руководства, что не позволяют делать существующие иерархические структуры, которым для принятия решений необходимо на порядки больше времени. И как часто бывает, такие решения бывают не достаточно сбалансированными, не учитывают многие моменты. Кроме того, работа в сетевых сообществах, по сути, выделяла бы как более продуктивные идеи, так и их носителей, подлинных лидеров, хорошо разбирающихся в той или иной теме и умеющих формировать эффективные решения. Регламентация такой работы в сетевом сообществе и встраивание этих сетевых сообществ в существующую иерархическую систему управления, их структуризация позволили бы значительно повысить эффективность принимаемых решений, мобильность их реализации, дало бы возможность выявить людей искусных и продуктивных на идеи, подлинных лидеров.
Описанную выше модель можно реализовать, в том числе, и на базе министерств и ведомств государственной власти РФ. Создание таких специализированных сетевых сообществ при государственных органах способствовало бы оперативному выявлению всего спектра мнений специалистов, экспертов по тем или иным направлениям работы данного министерства, ведомства. Кроме того, участие в работе таких сообществ рядовых сотрудников этих структур федерального, регионального уровня, позволило бы руководству министерства, ведомства выявлять проблемы в работе самих этих структур. Такие сетевые сообщества могли бы стать официальными площадками для работы тех или иных лоббистских структур, которым придется под пристальным взором экспертного сообщества доказывать правоту своих позиций, вместо того, чтобы заносить чемоданы с деньгами в кабинеты ответственных чиновников. Для работы таких профессиональных сетевых сообществ при государственных органах необходима, прежде всего, их регламентация и структуризация. Кроме того, при каждом министерстве, ведомстве, необходимо создать аналитические структуры, которые бы занимались мониторингом позиций, мнений, представленных в сетевом сообществе, и доносили бы эти мнения до руководства. Например, за неделю до принятия решения руководство министерств, ведомств выставляло бы проект того или иного документа на обсуждение экспертного сообщества, что позволило бы в итоге принять основательное и весьма проработанное окончательное решение.
Сетевые профессиональные сообщества обеспечат равные возможности для конкурирования идей, позиций, которые бы со вниманием отслеживались бы ответственными специалистами и руководством министерств и ведомств в отличие от устаревших форм и методов работы, когда для обкатки решений проводятся различного рода совещания с привлечением только ограниченного личными связями круга экспертов.
Более того, необходимо сформировать круг экспертов с возможностью постоянной ротации, которым можно было бы поручать работу по профилю деятельности министерства, ведомства и выплачивать за это жалование. По сути, сетевые профессиональные сообщества могут стать распределенными интеллектуальными ресурсами министерств и ведомств и кузницей государственных кадров новой формации.
Таким образом, создание и функционирование профессиональных сетевых сообществ при министерствах и ведомствах позволит их руководству оперативно и с учетом широкого мнения специалистов принимать максимально эффективные, взвешенные решения. Интервал времени между постановкой задачи высшим политическим руководством страны и их подготовкой соответствующим государственным органом сократится на порядки. Кроме того, такая форма работы позволит выявлять наиболее компетентных специалистов в той или иной отрасли знания, выявлять подлинных лидеров, способных производить инновационные идеи.
И, что не менее важно, сетевые профессиональные сообщества станут еще одним примером институализации гражданского общества России, рука об руку идущего вместе с государством к новым свершением ради блага нашей страны, наших граждан.
Эти предложения можно рассматривать в развитие проекта Электронного правительства.
Николай Бондаренко,
Первый заместитель главного редактора журнала «Человек и Закон»