Попытки организовать охранное сообщество начались сразу же после принятия Закона «О частной охранной и детективной деятельности в РФ» в 1992 году. В основном это были спонтанные выступления наиболее активных директоров ЧОПов и СБ (детективов) объединиться по принципу личных знакомств и общего прошлого по работе в различных силовых ведомствах. Так сформировались первые общественные ассоциации и ветеранские организации, такие как «Девятичи», «Вымпел», «Ветераны военной службы», «Спецназ».

В последнее время наблюдается тенденция объединения охранных структур «сверху» и обязательно с предложением отделить «хорошие» охранно-сыскные организации от «плохих». Приказом ДООП МВД России от 15 мая 2008г. при Департаменте создан совещательно-консультативный орган - Координационный совет по взаимодействию с охранно-сыскными структурами. Другим приказом от 27 июня 2008г. утверждены Положение и план основных мероприятий на 2008 г.  В преддверии первого организационного заседания КС, запланированного на с 3 по 6 сентября в г.Кемерово в субъектах РФ начинает разворачиваться обсуждение планов и перспектив деятельности координационного совета. Поводом к началу работы послужило указание (№12/3161 от 9.07.08г.) заместителя начальника ДООП МВД России - начальника ЛРУ ДООП Л.Веденова, направленное во все региональные отделы ЛРР. Предлагается следующий план работы: подготовить предложения по организационным вопросам практической деятельности КС при ДООП  (создание комиссий и рабочих групп, мероприятий для включения в перспективный план работы на 2009-2010 годы и т.п.), определить кандидатуры из числа членов координационных советов, которые могут войти в КС при ДООП МВД России, а также рассмотреть кандидатуры руководителей и работников частных охранно-сыскных структур, внесших значительный вклад в обеспечение правопорядка и безопасности, для представлению к поощрению памятными наградами.

Вроде все прекрасно, но откуда-то появляется ощущение, что работа Координационного совета на самом деле направлена не на объединение негосударственной сферы безопасности, а на то, чтобы сделать подконтрольным процессы, происходящие в отрасли, усилить управленческое давление, навязывая мнение МВД сообществу, чтобы в последствии представить его в качестве общественного.

Сегодня уже все понимают, что дальнейшее развитие негосударственной сферы безопасности без консолидации сил общественности, решения вопросов ценообразования, стандартизации услуг, развития профсоюзного движения осуществлять будет сложно.  

Почему государство не видит и не хочет видеть в негосударственных структурах охраны и сыска надежных партнеров в обеспечении безопасности общества и личности? Может потому, что потенциал, накопленный сотрудниками негосударственных структур безопасности, ныне составляет серьезную конкуренцию правоохранительным органам? Или потому, что отдельные чиновники сделали государственную службу личным бизнесом?

Как бы то ни было, чтобы формировать союзнические отношения, необходимо структурное объединение всех участников процесса. Создание, прежде всего, объединений работодателей и власти, открытых к сотрудничеству и контактам с профессиональными союзами. Да и сами профсоюзы должны претерпеть существенные качественные изменения для того, чтобы поддерживать интересы и инициировать новые подходы в развитии бизнеса негосударственных структур безопасности.

Имеются ли они сегодня в России?  Скорее нет, чем да. На основании чего делается этот вывод?  

В стране созданы и достаточно успешно работают около 27 тысяч ЧОПов, 4 тысячи служб безопасности, 168 объединений частных детективов, в которых трудятся 1164 частных детектива. Общее количество негосударственных образовательных учреждений (НОУ) по подготовке сотрудников охранно-сыскных структур – 374; появились академии и ассоциации, союзы и советы. По оценкам экспертов, в структурах негосударственной безопасности сегодня занято свыше 6 миллионов человек (с учетом сотрудников, работающих на предприятиях и в организациях, осуществляющих изготовление, проектирование и монтаж технических средств безопасности). Оборот отечественного рынка охранных услуг достигает 5 млрд. долларов в год. Какая общественная организация сегодня реально представляет интересы руководителей и владельцев бизнеса этих структур?

Вот с такими вопросами подходит Межрегиональный профессиональный союз негосударственной сферы безопасности к своей очередной конференции, которая, по решению президиума, состоится 26 сентября 2008 года в Москве.

Делегатам из регионов предстоит подвести итоги развития профсоюзного движения, определить пути дальнейшего развития общественных инициатив, выразить свое мнение по наиболее актуальным вопросам, происходящим в отрасли.

При этом особое внимание будет уделено сдерживающим факторам развития негосударственной сферы безопасности, таким как: несовершенство законодательной базы; отсутствие целостной и согласованной всеми участниками негосударственной сферы безопасности стратегии дальнейшего развития; отсутствие конструктивного диалога между профессиональным сообществом, бизнесом, как заказчиком услуг, и властью; отсутствие согласованной информационной, маркетинговой и PR-политики отрасли.

Мы понимаем, что необходимо изменить формат общения профессионального сообщества с органами исполнительной и законодательной власти. Кроме того, давно пора обсудить ряд практических мер, таких как:

- проведение социологических исследований проблем текущего состояния и стратегии развития негосударственной сферы безопасности в России;

- анализ передового мирового и российского опыта работы негосударственных служб безопасности, нормативных документов зарубежных стран;

- позиционирование региональных лидеров негосударственной сферы безопасности.

Мы планируем  принять участие во Всероссийском совещании негосударственных структур безопасности с целью формирования программы совместных действий по обеспечению безопасности в стране, вносить конструктивные предложения в разрабатываемую концепцию взаимодействия государственных и негосударственных структур безопасности с участием силовых ведомств, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, объединений бизнеса; разработать и реализовать PR-программу в профсоюзных и общенациональных СМИ с целью формирования положительного образа отрасли и работающих в ней людей.

Исполком профсоюза отдает себе отчет, что поставленные задачи сложны и многообразны, но откладывать их нам не позволяет состояние дел в сфере безопасности и постоянные попытки разрешения назревших проблем директивными и внеправовыми методами.