Председатель ФНПР Михаил Шмаков подвел предварительные итоги:
— При активном участии ФНПР значительно изменился Трудовой кодекс. Перемены в пользу трудового человека. Удалось добиться своевременной выплаты заработной платы и стабильного ее роста, сдержать рост тарифов ЖКХ. Еще я бы отметил, что за год около двухсот тысяч трудовых споров в судах рассматриваются с участием профсоюзных юристов. Многие из них решены в пользу работников. К сожалению, нам не удалось заставить правительство принять такие законы, чтобы минимальная заработная плата сравнялась с прожиточным минимумом. Такую задачу мы ставим перед собой на будущее.
Напомним, что она ставилась и раньше, но так и не была решена. По сей день в нашей стране можно работать, получать зарплату и не сводить концы с концами. Казна переполнена нефтедолларами, но деньги оседают в резервах ЦБ и Стабилизационном фонде, не попадая в экономику, не улучшая материального положения работников несырьевых отраслей.
— Профсоюзы за пять лет не смогли добиться многих заявленных целей, и это свидетельствует об их низкой эффективности, — считает исполнительный директор Центра поддержки профессиональных союзов и гражданских инициатив (Профцентр) Юрий Миловидов. — Неудивительно, что за последние года численность ФНПР значительно сократилась.
Еще один упрек — в соглашательстве. Повод дает и сама федерация, заявляя, что только в крайнем случае пойдет на жесткие меры, прибегая к организации коллективных действий. Впрочем, многие профлидеры считают, что ФНПР сознательно занимает такую позицию. Время шахтерских манифестаций ушло, и сегодня стоит поблагодарить Михаила Шмакова за то, что он так долго и упорно ведет переговоры с правительством на трехсторонней комиссии.
И все-таки у многих вызывает возмущение, что в одной из богатейших стран мира люди не могут добиться достойных условий жизни. Видя массовые выступления на Западе, где профсоюзы не боятся открыто и требовательно заявлять о своих правах, наша «тишь да благодать» наводит на определенные подозрения: не слишком ли наши профсоюзы миролюбивы?
ДОСЬЕ «ТРУДА»:
Федерация независимых профсоюзов России образована в 1990 году. Объединяет 41 общероссийский отраслевой профсоюз на правах членских организаций и шесть отраслевых профсоюзов, взаимодействующих с ФНПР на основе договоров. В федерации состоит около 29 млн. человек. Председателем ФНПР с 1993 года является М. Шмаков.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Алексей Этманов, председатель профсоюза автомобильного завода «Форд моторс», г. Всеволожск Ленинградской области:
— Профсоюз — великое изобретение человечества! Он необходим для того, чтобы покончить со вседозволенностью работодателя, компенсировать его давление на рабочих. Нам на российско-американском заводе это удается. В прошлом году мы добились повышения оплаты труда. Когда у нас на рабочего оказывается давление, то он реагирует просто: пойду за помощью в профсоюз! И все — вопросы к нему отпадают.
Татьяна Пинегина, слесарь цеха 14 Самарского ЗАО «Нефтехимия»:
— Я уверена, что профсоюзы еще скажут свое слово. Сейчас в области готовится местный закон о ветеранах. Депутаты хотят урезать те местные льготы, которые были обещаны. Работодателям старики до лампочки, зато эта проблема волнует профсоюзы. По призыву областной федерации 21 ноября мы будет пикетировать здание губернской Думы, чтобы защитить интересы тех, кто отработал на производстве десятки лет.
Или взять охрану и условия труда. Давайте честно признаем, что заставить хозяев потратиться на это дело можно только через коллективный договор. Трудовые споры, организация отдыха, физкультура и спорт — везде профсоюз. Правда, его права за последние годы урезали. Вот это жаль.
ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ НУЖНЫ ПРОФСОЮЗЫ?
Елена Драпеко, актриса, депутат Госдумы:
— Профсоюзы совершенно необходимы. Это единственная форма организации работников для защиты своих трудовых прав. Сейчас права профсоюзов урезаны, их надо всячески расширять. Пока в России очень разные профсоюзы. Есть такие, которые энергично отстаивают интересы трудящихся — например, профсоюз докеров. Но, увы, есть примеры бездеятельности.
Алексей Семенов, сотрудник Института проблем лазерных и информационных технологий РАН:
— Не уверен, что профсоюзы нужны в сегодняшнем виде. Они слишком аморфные, беззубые. Я сам однажды обращался в профсоюз с просьбой защитить мои интересы перед работодателем, но мне ничем не смогли помочь.
Михаил Ножкин, актер и телеведущий:
— Я состоял в профсоюзе в советское время. Тогда на них держалась по крайней мере вся социальная сфера: пионерлагеря, санатории, курорты. И стоило все копейки. Сейчас все это в прошлом. Получается, со старым багажом в виде «социального собеса» профсоюзы расстались, а роль защитника интересов работника перед работодателем так и не выучили.
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ПРОФСОЮЗЫ ЗАЩИЩАЮТ ВАШИ ПРАВА?
По данным последнего опроса фонда «Общественное мнение», положительно на этот вопрос ответил 21 процент опрашиваемых.
62 процента ответили отрицательно.
17 процентов затруднились с ответом.