На днях ФНС подвела итоги работы созданных налоговиками в начале 2006 года комиссий по легализации теневой заработной платы. Напомним, что на заседания таких комиссий «на беседу» приглашаются налогоплательщики, выплачивающие зарплату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе (в Москве это, к примеру, 5752 руб. в месяц, в Красноярске — 3445 руб.). ФНС сообщает, что за десять месяцев «на ковер» были вызваны 500 тыс. налогоплательщиков, 334 тыс. из которых (67%) после сделанного им внушения подняли зарплату до прожиточного минимума и выше. ФНС гордится, что в январе-октябре 2006 года сборы страховых взносов на пенсионное страхование (входят в состав ЕСН) росли несколько быстрее (на 2,3%), чем среднемесячная начисленная заработная плата.

Примечательно, что останавливаться на этом налоговики вовсе не собираются. «На следующем этапе ФНС России намерена начать работу с налогоплательщиками, выплачивающими заработную плату ниже среднего уровня по отрасли или по виду экономической деятельности, но финансовое состояние которых позволяет обеспечить более достойную оплату труда своих работников», — говорится в официальном сообщении ведомства.

Очередная новация ФНС смущает даже чиновников. Замглавы Роструда Андрей Селиванов считает, что налоговики не справятся с поставленной задачей: «Установление зарплаты на предприятии — предмет договоренности социальных партнеров — профсоюзов и работодателей. Заставить работодателей платить больше крайне затруднительно», — сказал Андрей Селиванов. По его мнению, инициатива налоговиков может привести к социальным конфликтам: «Возникнут перекосы в бюджетном и коммерческом секторах, когда, к примеру, низкоквалифицированный рабочий нефтегазового сектора будет получать гораздо больше, чем учитель. У глав субъектов и территорий возникнут большие проблемы из-за роста социальной напряженности в регионах».

Директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова отмечает, что правового механизма заставить работодателей повышать зарплату до среднего уровня в законодательстве не существует. Предложение же ФНС, по ее мнению, это способ запугивания и силового давления на бизнес. Главный научный сотрудник Межведомственного аналитического центра Борис Кузнецов считает инициативы налоговиков не чем иным, как «глупостями»: «Такой практики нет ни в одной стране мира. Налоговики хотят взять на себя чужие функции».

Глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина сообщила, что инициативы ФНС «плохо согласуются» с первой частью Налогового кодекса, устанавливающей правила проведения налоговых проверок. Депутат отметила, что борьба налоговиков за повышение фонда заработной платы может обернуться сокращением поступлений от налога на прибыль предприятий из-за снижения их эффективности. «ЕСН и налог с прибыли — это сообщающиеся сосуды», — отметила Наталья Бурыкина. Она напомнила, что в 90-е годы налоговики боролись с обратным явлением: предприятия занижали прибыль за счет увеличения зарплат — с этим власти тогда боролись введением специального налога на прирост зарплаты.

Не в восторге от идей налоговиков и предприниматели. «ФНС почему-то считает возможным вмешиваться в деятельность предприятия и диктовать его собственнику, как ему распределять финансовые потоки», — сказал замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. По его словам, неприемлемо использовать оценки уровня зарплаты для установления правильности уплаты налогов. «Оценка налогоплательщика с помощью такого условного критерия приведет к вседозволенности налоговиков», — уверен представитель РСПП.

http://www.kommersant.ru/