До выборов президента РФ еще сравнительно далеко, но предвыборная гонка уже началась. И началась она, прежде всего в самоопределении российской номенклатуры. Под чьи знамена вставать? Этот вопрос с настойчивостью начал беспокоить умы высших государственных чиновников и их аппаратных работников. Неуверенность российских чиновников в своем будущем, которая уже в некоторой степени наблюдается, может распространиться и на регионы.

Это типично российская ситуация! Партийная система в России только формируется. Поэтому чиновники традиционно формируют свою позицию, исходя из позиции высшего по рангу. Но в этом-то и заключается проблема. Кто станет выше?

Сложившаяся ситуация может вызвать ступор: принятие важных для страны решений будет тормозиться, что может привести к снижению темпов экономического роста и нанести ущерб заявленному курсу президентом РФ — курсу, который поддерживается большинством населения России.

«Проблема — 2008» — это не проблема выбора между кандидатами на пост президента — это проблема национальной стабильности, которая непосредственно связана со стабильностью политической системы. Народ уже определился с базовыми направлениями развития страны, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения. Эти базовые направления обозначаются рядом тезисов: социальное государство, развитие институтов гражданского общества, национальные проекты, суверенитет, сильная армия, национальная культура. Народу, по существу, не так важно, кто руководит страной, важна содержательная сторона работы выстроенной государственной системы.

Что же касается политической системы, то ее стабильность определяется эффективностью взаимодействия государства с элитой и стабильностью работы самой государственной машины.

Для достижения национальной стабильности в переходный период, в период становления демократии в России и в конкретном его временном диапазоне — до выборов - во время выборов — 2008 г. — в качестве возможного решения может послужить публичное соглашение, достигнутое между кандидатами на пост главы государства по базовым ценностям национального развития.

В соглашении желательно установить договоренности о незыблемости развития базовых направлений нынешнего курса при избрании того или иного кандидата. Это демократично. Народу России необходимо гарантировать развитие тех направлений работы государства, по которым достигнуто согласие и которым оказана поддержка. И в этом осуществится власть народа.

Соглашение будет эффективным, если будет содержать договоренности о совместной работе команд кандидатов после избрания одного из них.

Предложенные меры внесут стабильность в работу государственных институтов до выборов, предотвратят раскол элит во время выборов, приведут к единству работы всех органов власти после выборов, исключая время «на раскачку», и, в конечном итоге, к национальной стабильности, стабильности поступательного развития, так необходимой России.

Необходимо добавить, что предложенные меры актуальны и применимы лишь на данном этапе развития демократии в России, а именно, в период формирования партийной системы, институтов гражданского общества и являются исключением из правил, имеют целью достичь и сохранить национальную стабильность в конкретной ситуации.