Сергей Мазепов, председатель  исполнительного комитета Профессионального союза негосударственных сфер безопасности

14 ноября в столичном Манеже начинает работать  VI съезд Федерации Независимых Профсоюзов России. В этом форуме принимает участие и делегация профсоюза негосударственных сфер безопасности (председатель Д.Е.Галочкин)  — крупнейшее профессиональное объединение.

Независимо от итогов и резолюций съезда, уже сегодня очевидно, что проблемы интеграции усилий профсоюзного движения, кооперации, сложении интеллектуальных, материальных, организационных ресурсов займут в докладе и в прениях центральное место. Чем обусловлено это предположение? Конечно же не только интуицией автора.

Анализ ситуации в стране, в социальном движении, общественной жизни в целом свидетельствует о том, что в России наступает период консолидации конструктивных и созидающих сил. И все, кто не намерен довольствоваться минимумом — во всех смыслах — должен воспользоваться историческим шансом.

Откликаясь на мое выступление в «Хранителе» (С.Мазепов «Союзническим отношениям — новое качество»), посетители медиапортала из Сибири, Южного федерального округа,  из Подмосковья, отметили в частности, что постановка вопроса в целом верна. Однако автор публикации-де, не учитывает инерции провинциальных руководителей, индивидуализм руководителей ЧОПов, противоречивости текущего законодательства: коллизия с «ИЖ-71» чего стоит! Так стоит ли автору о каких-то заоблачных высотах говорить? По-товарищески критикуют меня коллеги — сотрудник ЧОПа из Омска Ю.Л.Сорокин и ветеран ВС из Подмосковья — Н.С.Агеев.

Поэтому мне прежде хотелось бы ответить по существу «типичных» упреков в мой адрес. Во-первых, не занимаемся мы «заклинанием пустоты», как изволил выразиться в своем пространном письме Николай Сергеевич Агеев. Потому как не считаю коллег из охранных структур пустым местом… Напротив — мои периодические устные и письменные обращения к коллегам — свидетельство доверия их профессиональному и жизненному опыту, социальному чутью и предрасположенности к стихийной солидарности.

Во-вторых, о банальностях, по сути правильных, многократно тиражированных мыслях, которые в моей статье возмутили господина М.Забродина (Ставрополь). Хочу напомнить своему оппоненту: великий Гете писал, чтобы банальности состоялись, их надо повторять… «Хранитель» будет рад предоставить слово всем согласным со мной и несогласным тоже. В дискуссиях-то и рождается истина, обретают известность перспективные формы работы, социально значимые инициативы и начинания.

Смею уверить  товарищей Сорокина, Агеева и других скептиков, что мы, как вы пишите, «в облаках не витаем». А в регионах бываем  достаточно часто и отнюдь не на экскурсиях. Да и коллеги с мест, с которыми у НСБ сложились деловые и доверительные отношения, не без пользы для себя посещают наш московский офис на улице Дружбы. Хочется думать, что даже адрес НСБ — становится символом конструктивизма и серьезных партнерских отношений со всеми заинтересованными коллективами.

Географическая принадлежность к столице не превратила нас в зазнаек и снобов. Мы такие же профессионалы, как и вы, коллеги. Единственное, что нас, может быть, отличает, так это завышенная мотивировка к труду и результатам своей деятельности. Но, согласитесь, без здоровых амбиций ни в одной профессии не состояться.

К слову сказать, скептик — человек в нашем мире не новый. Обратите внимание, господин Забродин, на данные социологов, опубликованные в «Известиях» 6 октября 2005 года. Почти половина опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) считают, что деятельность профсоюза на положение работников не оказывает никакого влияния… Вы, надо думать, входите в их число?

Так, каждый второй работающий респондент (49%) отмечает, что на предприятии, где он занят по основному месту работы, существует профсоюзная организация. Однако при этом 40% считают, что деятельность профсоюза на положение работников не оказывает никакого влияния, и лишь 9% отмечают существенную роль этих организаций в жизни и положении работников. На отсутствие профессиональных организаций на их предприятиях указывают 42% опрошенных...

Несмотря на отмечаемую многими неэффективность работы профсоюзов, работники сохраняют свое членство в них — каждый третий работающий респондент (34%) указывает, что является членом профсоюза. Большинство же опрошенных работников (64%) заявляют, что в профсоюзах не состоят. Относительно больше сорганизованы в профсоюзы служащие из числа технического и обслуживающего персонала (45%), меньше — неквалифицированные рабочие и младший обслуживающий персонал (21%).

На вопрос, кто защищает сегодня права и интересы работников на предприятиях, почти половина работающих респондентов заявили, что такой силы нет (41%), еще 7% затрудняются сказать, кто мог бы оказать им поддержку. Остальные считают главным защитником интересов работников самого работодателя — в лице администрации, дирекции предприятия (22%) либо непосредственных начальников, руководителей подразделений (16%). Профсоюзная организация в перечне тех, кто отстаивает интересы работников, стоит на третьем месте и упоминается только в 8% случаев(?!).

В этой связи Алексей Макаркин, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий, высказал мнение, что профсоюзы эффективны при высоком уровне безработицы, или когда растут требования трудящихся и их самосознание. Когда трудящиеся задумываются не только о зарплате как таковой, но и о ее достойном уровне, а также условиях труда. Но у нас уровень безработицы не очень велик. Еще нужна конкуренция между самими профсоюзами, считает эксперт. «Профсоюзное движение может развиться, если экономический подъем затронет все отрасли. Если такая ситуация наступит, тогда появятся и эффективные профсоюзы», — заключает Алексей Макаркин. Полагаю, к этому компетентному мнению, даже если оно покажется кому-то банальным, следует прислушаться.

Возвращаясь к важнейшему событию предстоящей недели — VI съезду Федерации Независимых Профсоюзов России, хочу напомнить, что собственно Федерация стала складываться в 1990 году из пребывавших в весьма плачевном состоянии объединений отраслевых профсоюзов. И ведь состоялась как влиятельная социальная сила, став самым крупным профсоюзным объединением трудящихся России. ФНПР сегодня объединяет 41 общероссийский отраслевой профсоюз на правах членских организаций и 6 отраслевых профсоюзов, взаимодействующих с ФНПР на основе договоров. В субъектах России на правах членских организаций Федерации, действуют 79 территориальных объединений организаций профсоюзов. В целом ФНПР объединяет около 29 млн. членов профсоюзов или свыше 95 процентов всех членов профсоюзов в стране.

Несложно предположить, что ее дальнейший рост и влияние будут зависеть  не только от содержательности программ и уставных положений, но прежде всего от действенности, боевитости первичных организаций, инициативы каждого члена профсоюза.

На чем нам следует сосредоточиться сегодня в первую очередь? Говоря обобщенно, — на кооперации нашего нелегкого труда, на сложении сил и ресурсов: интеллектуальных, материальных, финансовых, организационных. Кооперацию я понимаю, как единство, согласованность совместных действий отдельных сотрудников, функционирующих в региональном и национальном масштабе охранных структур в процессе воспроизводства востребованных обществом услуг.

О формах, в которых происходит эта консолидация, разговор особый. Единственное, что отмечу: ни одна из проверенных временем форм взаимодействия профсоюзов, не должна быть утрачена. Касса взаимопомощи, садоводческое товарищество или кооперативно-кредитные организации, — все, что улучшает социальное самочувствие сотрудников охранных структур, должно жить и развиваться с нашим участием!

Да мы преуспели в простейших формах кооперации. Речь идет о хорошо знакомых каждому представителю охранной отрасли акциях взаимодействия при защите интересов локальных организаций, отдельных членов, в организации эпизодических благотворительных акций, о которых наша электронная и традиционная печать достаточно регулярно рассказывает. Профсоюзное движение новой России и ее новых отраслевых организаций выросло и возмужало. Пора, уважаемые коллеги, нам ставить вопрос о долгосрочном планировании деятельности профобъединений. От эпизодических контактов переходить к долговременным совместным проектам. Консолидированные ресурсы позволят поднять планку наших деловых интересов. При этом я и мои ближайшие единомышленники не исключаем освоения альтернативных сегментов экономики, участия в акционировании, в инвестиционной деятельности.

Мы высказываемся, подчеркну особо, за системную интеграцию и координацию планов и дел. С выходом на законодательное творчество, с отстаиванием коренных интересов отраслей в самых верхних эшелонах власти. Время настоятельно рекомендует нам задуматься о подготовке собственных кадров работников профдвижения. В стране, насколько мне известно, существует добротная учебно-материальная база вузовского и дополнительного образования, которая может учесть и наши социальные запросы в подготовке персонала и лидеров профдвижения. Трибуна VI съезда ФНПР дает нам хорошую возможность и высказаться, и подискутировать, и услышать ответы властей на самые жгучие вопросы современности.