В комитеты и комиссии Государственной Думы поступили проекты законов о Федеральном бюджете, а также о бюджетах внебюджетных социальных фондов на 2006 год. Уже состоялось первое чтение, второе намечено на октябрь. Этим законопроектам предстоит определять жизнедеятельность нашего государства в будущем году. Между тем их реализация невозможна без учета интересов, зачастую противоречивых, всех социальных групп нашего общества, каждая из которых стремится к лучшему качеству жизни.

В соответствии с действующим законодательством важнейшие нормативно-правовые акты, имеющие общенациональное значение, проходят социальную экспертизу, так сказать, «нулевое чтение» представителями всех трех сторон социального партнерства. К ним относятся, как известно, общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство Российской Федерации, объединенные Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Недавно в Доме Правительства состоялось очередное заседание Комиссии. К обсуждению была предложена следующая повестка дня:

  •  «Об основных социальных аспектах проекта федерального бюджета на 2006 год»;
  •  «О проекте федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год»;
  •  «О проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год»;
  •  «О проекте федерального закона «Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и о проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
  •  «О проекте федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год»;
  •  «О проекте федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»;
  •  «О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 279 Трудового кодекса Российской Федерации»;
  •  «О рассмотрении на заседании рабочей группы в области экономической политики 1 сентября т.г. вопроса «О реформировании естественных монополий, формировании тарифов на топливно-энергетические ресурсы и услуги транспорта на 2006 г. и принимаемых мерах по минимизации негативного влияния изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на инфляционные процессы (услуги) и уровень жизни населения».

Отметив, что часть заявленных вопросов была сходу направлена на доработку, а часть, наоборот, сразу одобрена по взаимному согласию сторон, остановимся на главных обсуждаемых темах. Рассмотрев социальные аспекты Федерального бюджета, члены Комиссии, а вместе с ними и автор этих строк, следивший за дискуссией с места событий, пытались понять, как будут дальше развиваться социально-трудовые отношения, и станем ли мы в будущем году жить хоть чуточку лучше?

Обсуждение показало, что, например, у профсоюзной стороны по этому поводу есть большие сомнения. И вот почему. Доходы Федерального бюджета в 2006 году предусматриваются в сумме 5046,1 млрд. руб. (20,7% к ВВП), что является увеличением по сравнению с текущим годом на 75,4 млрд. рублей. Однако вследствие снижения прогнозной цены на нефть доля доходов в ВВП уменьшится на 2,9%. Израсходовать предполагается 4270,1 млрд. руб., что составляет 17,3% ВВП.

Что же касается доходов и расходов бюджетников, то прозвучавшие в СМИ заявления Президента о необходимости повысить реальный уровень доходов населения в полтора раза, о том, что врачи, медсестры и учителя станут зажиточными людьми, не нашли должного документального подтверждения в материалах, представленных членам Комиссии. Правда, Координатор РТК, вице-премьер Правительства Александр Жуков заверил собравшихся, что на эти цели «зарезервированы средства в размере 18 млрд. руб., а кому и сколько будет выделено, решат депутаты в ходе прохождения законопроекта в Госдуме». Пока же Кабинет министров обещает в течение года трижды проиндексировать размер оплаты труда: в марте, мае и сентябре. В общей сложности повышение должно составить около 20%.

Поскольку не произошло отказа от Единой тарифной сетки (ЕТС) и Правительство не подготовило рекомендации по отдельным отраслевым сеткам бюджета, профсоюзная сторона предложила  провести единовременную индексацию с 1 мая 2006 года пропорционально росту МРОТ (с 1 мая МРОТ составит 1100 руб. в месяц) на 37,5 процента. Кроме того, потребовала при обсуждении в Государственной Думе проекта бюджета и его доработке предусмотреть дополнительные ресурсы на заработную плату работникам организаций, финансируемых из бюджета, а также оборонных отраслей в связи с необходимостью пересмотра прожиточного минимума и приближения к его показателям минимального размера оплаты труда. Дополнительные средства (в размере 1,4 млрд. руб.), по мнению профсоюзов, следует направить на  реализацию мероприятий по содействию занятости населения, поскольку эта программа профинансирована на прежнем, весьма скромном уровне.

Свои предложения по увеличению в два раза средств, направляемых на развитие жилищно-коммунальной сферы и решение жилищных проблем граждан и обеспечение деньгами бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований для выплаты субсидий населению по оплате ЖКУ, а также ряд других рекомендаций профсоюзная сторона передала в Секретариат РТК для продолжения работы над проектом бюджета в комитетах и комиссиях Госдумы.

Острую дискуссию вызвало обсуждение проектов внебюджетых социальных фондов, поскольку именно в них сосредоточены средства, обеспечивающие защиту граждан от социальных рисков, иными словами, государственные социальные гарантии.

Члены Комиссии ознакомились с законопроектом, утверждающим бюджет Пенсионного фонда РФ на 2006 год по доходам в сумме 1608,6 млрд. руб. и по расходам в сумме 1531,6 млрд. руб. Предполагается, что уже в начале следующего года пройдет существенное повышение пенсий. Причем, как заметил первый заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда РФ Александр Куртин, «в перспективе вполне реально за три года повысить пенсионное содержание граждан в два раза».

Что касается Фонда социального страхования РФ, то проект его бюджета на 2006 год включает следующие характеристики: доходы составляют 180,2 млрд. руб., из них на обязательное социальное страхование — 138,1 млрд. руб., и расходы в сумме 185,5 млрд. руб., из них на обязательное социальное страхование — 140,8 млрд. руб.

В общем, оценивая пакет законопроектов, регламентирующих бюджетную политику социальных фондов, представители стороны общероссийских объединений профсоюзов не смогли согласиться с заложенным в нормативных документах перераспределением 0,3% базовой ставки единого социального налога из Фонда социального страхования в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. По мнению профсоюзов, установленные действующим законодательством обязательства Фонда социального страхования РФ перед застрахованными работниками не исчерпаны. Например, не в полной мере финансируется профилактическое санаторно-курортное лечение, периодические медицинские осмотры, введены дополнительные ограничения в оплате пособия по временной нетрудоспособности. Все это, по мнению ряда членов РТК,  не дает оснований для перераспределения страховых средств Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.

Профсоюзная сторона выступила также против закрепления норм, существенно ограничивших получение работниками страхового обеспечения, в том числе вследствие возложения на работодателей обязанности оплаты пособия по временной нетрудоспособности работникам за первые два дня болезни. Реализация данной нормы приводит к искусственному занижению числа случаев временной нетрудоспособности, оформляемых и оплачиваемых в виде больничных листков, в то время как высокий уровень заболеваемости фактически сохраняется. По словам координатора стороны РТК, представляющей интересы работодателей, Генерального директора Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) Олега Еремеева, указанные нормы «неправомерно ввелись законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» в качестве временных и мотивировались необходимостью сокращения расходных обязательств Фонда, что привело к образованию незапланированных остатков средств в системе».

Ухудшение ситуации по обеспечению социальной защиты работников связано и со снижением с начала года ставок Единого социального налога (ЕСН). Это, как по мнению профсоюзов, так и  работодателей, не только не способствовало поддержанию устойчивости государственных внебюджетных фондов, но и подорвало их финансовую базу и значительно осложнило решение задач по выполнению текущих обязательств перед населением. Одновременно прослеживается тенденция роста возложенных на фонды расходных обязательств, не связанных с целями социального страхования. Все эти факторы, по мнению членов РТК, являются основанием для безотлагательного реформирования системы обязательного социального страхования, освобождения ее от функций государственного социального обеспечения, сохранении на 2006 год базовой ставки ЕСН в Фонд социального страхования РФ в размере 3,2%, возложении на Фонд обязанности оплаты пособия по временной нетрудоспособности с первого дня болезни застрахованного работника и т.д.

В коренной модернизации нуждается и такая серьезная категория, как потребительская корзина. Этот вопрос не касается напрямую рассматриваемых тем бюджетной политики. Тем не менее, представляется принципиально важным, так как величина потребительской корзины является основополагающим критерием при расчетах прожиточного минимума на федеральном уровне.

Очередной вариант, предложенный Правительством, увеличил ее стоимостное выражение по сравнению с предыдущей, в расчете на душу трудоспособного населения на 72 рубля или на 2,7%. В то время как корзина образца 2003 года была «тяжелее», чем ранее действовавшая, на 9%. Подобное увеличение, по словам заместителя координатора стороны, представляющей интересы профсоюзов, Виталия Будько, нельзя рассматривать как серьезный экономический фактор. Просто такие соотношения дают более радужную статистику: чем меньше стоимость официальной потребительской корзины, тем ниже показатель бедности в стране.

Социальный диалог, состоявшийся при «нулевом» чтении проектов Федерального бюджета, бюджетов социальных фондов на 2006 год, других не менее значимых для страны законопроектов, показал, что «статистический» способ преодоления бедности и усиления развития экономики страны не устраивает партнеров. Прогресса в этом направлении, по общему мнению, можно добиться лишь законодательным закреплением роста оплаты труда работников. Однако, высокая зарплата — хотя и главное, но не единственное условие на этом пути. Среди составляющих достойной жизни можно назвать высокий уровень социальных гарантий работников, обеспечение безопасных условий труда, правовую защиту социально-трудовых прав трудящихся и обеспечение их участия через механизмы социального партнерства в управлении производством.