— Игорь Александрович, что представляет собой координационный центр руководителей охранно-сыскных структур и для чего он нужен?
— Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур, который я представляю, является некоммерческим партнерством. Оно образовано де юре в 2004 году, а фактическое же сотрудничество и взаимодействие всех наших структур началось на три года раньше. Под эгидой координационных советов при органах внутренних дел, которые сегодня существуют в большинстве регионов России.
Координационный совет ГУВД города Москвы был создан по приказу начальника ГУВД г. Москвы и объединяет руководителей наиболее крупных объединений и ассоциаций столицы (их около 30) и руководителей структурных подразделений ГУВ, наиболее важных в нашей совместной деятельности…
Председателем координационного совета является генерал-майор Попов, заместитель начальника ГУВД, а заместителем председателя — начальник лицензионной службы г. Москвы Боев Николай Федорович. Пять лет тому назад мы начали создавать аналогичный орган при МВД РФ и через лицензионную службу стали запрашивать представителей региональных координационных советов. Сегодня наш центр взаимодействует с представителями 78 регионов. И организационная работа продолжается. Несмотря на то, что координационный совет МВД пока еще не создан, наиболее активные ассоциации выступили с предложением объединения под единым флагом на правах некоммерческого партнерства. В это объединение уже фактически вошли 45 крупнейших объединений из 34 регионов страны. Что нам позволяет заявлять в наших документах о себе, как о наиболее авторитетном межрегиональном объединении охранных структур.
Одна из моих общественных обязанностей — работа в секретариате координационного совета ГУВД г. Москвы по взаимодействию со столичными охранно-сыскными структурами.
— Что Вас привело на выставку «Технологии безопасности» — 2006?
— В рамках Форума «Защита ЭКСПО», где мы познакомились с редакцией и профсоюзом негосударственных структур безопасности и охраны, — мы традиционно проводим свои мероприятия. О чем идет речь? Об общем собрании членов координационного центра, о «круглом столе» по проблемам взаимодействия охранных структур с вневедомственной охраной и семинаре. Мероприятия эти заслуживают отдельного разговора. Но коротко отмечу, что в работе «круглого стола» принял участие один из руководителей департамента государственной защиты имущества и начальник вневедомственной охраны ГУВД г. Москвы Благов Александр Дмитриевич. Он поделился своими мыслями о реформировании службы, рассказал о перспективах сотрудничества с ЧОПами. Ответил на многие вопросы наших коллег.
Состоялся интересный семинар: «Правовые основы охранной деятельности», которым руководил Маликов Анатолий Анатольевич и Климочкин Олег Владимирович. В тот же день состоялось совещание представителей МВД, Союза российских оружейников и пяти оружейных заводов, выпускающих оружие для охранных структур. Оружейники на семинаре рассказали о своих сложностях, вызванных сертификацией длинноствольного оружия в качестве служебного, порекомендовали нам, в какие инстанции следует писать руководителям ЧОПов для покраски ПКСК, сроков исполнения и т.д. Ни для кого не секрет, что согласно постановления Правительства РФ №179, с 1 марта текущего года охранные структуры не имеют права использовать охотничье оружие в охранной деятельности. Это большая проблема, поскольку речь идет фактически о разоружении ЧОПов, использующих длинноствольное гладкоствольное оружие… Отдельного разговора требует и технология покраски отдельных образцов оружия, в том числе ПКСК, служебного пистолета. Это ли не повод для визита на Форум?
— Разумеется, это серьезное основание для визита на крупнейшую выставку, которую специалисты уже окрестили событием года.
— Другая тема — прохождение проекта постановления правительства об удостоверении охранника. МВД проект этого правового акта уже подготовило, согласовало с заинтересованными сторонами и передало в правовое управление Правительства РФ. В ближайшее время, как нам стало известно из компетентных источников, этот документ получит права гражданства
И третья проблема — периодические проверки работников негосударственных охранных предприятий. Сначала алгоритм проверок был отработан в Москве, а теперь порядок (с учетом замечаний и предложений) стал формализованной процедурой. Он оформлен в правовом смысле, регламентирован и будет применяться на всей территории Российской Федерации.
— Вам не кажется, Игорь Александрович, что решение упомянутых проблем и иных актуальных для негосударственных структур безопасности вопросов осуществлялось динамичнее, если бы их поддерживали профильные профсоюзные организации?
— Не могу не отметить в связи с Вашим вопросом парадоксальность самого создания профессиональных союзов в наших рядах. Профсоюз в сути своей — узаконенный институт социальной защиты наемных работников от произвола, неправомерных действий работодателей. А у нас профсоюзы по сути созданы самими предпринимателями… Российская специфика — руководители считают, что профсоюзы должны защищать общее дело, их интересы и интересы самих рядовых сотрудников. А между тем существует известная опасность. Если педантично следовать букве и духу закона о профсоюзах, то руководитель ЧОПА, к примеру, не может уволить руководителя профсоюза без решения рядовых членов … Печальный аналог был в структурах внутренних дел одного из крупных городов, когда руководитель созданного им же профсоюза год… не ходил на службу, а организация не могла его уволить. Ибо на его стороне неформального лидера, прогульщика, нарушителя дисциплины был закон о профсоюзах. И, заметьте, суд, после каждого увольнения, восстанавливал на работе прогульщика…
Профсоюзы как форма социального партнерства, социализации молодых сотрудников, форма социальной защиты будет иметь перспективы, если займет свое место в треугольнике: государство-работодатель-профсоюз. Трехстороннее соглашение подписывается во всех цивилизованных странах ежегодно. В них устанавливается тарифная политика, другие правила игры, оговариваются условия труда наемных работников, техника безопасности. У нас же в отношении наемных работников наблюдается полный беспредел. Люди могут нести службу полулегально, спать в антисанитарных условиях, есть кое-как…
Наиболее эффективная профсоюзная структура, насколько мне известно, существует в Санкт-Петербурге. Она, на мой взгляд, помимо традиционных для профсоюза задач, еще решает и проблему консолидации руководителей охранных структур, частично играет роль «объединения» работодателей. Можно в этом случае размышлять вслух об отступлении от канонических форм профсоюзов, но такова действительность и с ней приходится считаться. Если профсоюзы создают, значит, они нужны и рядовым охранникам и руководителям ЧОПов и отрасли в целом.
— Может быть, в этом стихийном движении работодателей и профессиональных союзов родится что-то новое. Вы не допускаете такого развития событий?
— Допускаю. Жизнь в России стабилизируется, ведь по всем приметам — идем к правовому государству. Мы возвращаемся в организации службы и жизни к проверенным временем формам (профсоюз — в этом ряду). Хорошие связи и знакомства в определенное время могут кому-то и где-то помочь, но лучше все-таки опираться не на субъективные обстоятельства, а на закон — универсальный гарант наших прав и обязанностей.
Мы, к примеру, в своем объединении исповедуем именно такие профессиональные и моральные нормы. Ибо следовать параграфу закона во всем — значит создавать оптимальную среду сосуществования в профессии. Подчеркну одну мысль: успешность профсоюза сотрудников негосударственных структур безопасности и охраны зависит от того, насколько общественная организация будет соответствовать своим насущным задачам членов организации.
Инициатива всегда была лучшей рекомендацией организации. Не будем ограничивать профсоюзы в инициативных начинаниях.
Вел беседу Дмитрий Бабкин.