Начало 2018 года ознаменовано для сообщества негосударственной сферы безопасности несколькими важными событиями, в числе которых наиболее важным можно обоснованно считать факт подписания 26 января трехстороннего отраслевого соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между государством, в лице руководителя Федеральной службы по труду и занятости Всеволода Вуколова, бизнесом, в лице председателя Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сферы охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» Александра Козлова, и профсоюзами, представляющими интересы работников, в лице председателя Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрия Галочкина. Также к таким событиям можно отнести завершающую фазу подготовки официального обращения общественных институтов НСБ в Правительство Москвы по вопросу целесообразности включения критериев оценки деловой репутации частных охранных организаций в качестве обязательных элементов в технические задания на закупку охранных услуг на объектах города Москвы, финансируемых за счет федерального и муниципальных бюджетов. Данные документы были подготовлены корпусом экспертов отрасли в лице специалистов НИЦ «Безопасность», возглавляемого директором Олегом Климочкиным, в тесном взаимодействии и при поддержке Общероссийского профсоюза НСБ под руководством председателя Гидьдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, заместителя председателя Координационного совета НСБ России Дмитрия Галочкина и Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сферы охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», которым руководит председатель Правления Александр Козлов.

Использование процедур по оценке деловой репутации частных охранных организаций, в том числе ресурсов Единого Общероссийского Реестра ЧОО НСБ, и внедрение на законодательной основе применения критериев деловой репутации профильных предприятий в предусмотренную специальными законами систему определения исполнителя охранных услуг путем проведения соответствующих тендеров неминуемо должно привести к реальному снижению уровня коррупциогенности и произвола заказчика охранных услуг при проведении торгов в сфере негосударственной безопасности и в целом к существенному повышению степени защищенности охраняемых силами ЧОО объектов.

Это должно стать серьезным шагом на пути укрепления целостного имиджа негосударственной сферы безопасности как реальной силы, полноценно принимающей конструктивное участие в деле обеспечения общественного порядка в стране, профессионализм и компетентность субъектов которой признаны органами законодательной и исполнительной ветвями государственной власти, благодаря усилиям многих общественных институтов НСБ и в первую очередь – Координационного совета НСБ России под председательством члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Виктора Озерова.

Над укреплением имиджа сотрудника негосударственной сферы безопасности уже который год трудятся не только общественные организации НСБ, но и все профильные средства массовой информации, а в последнее время значительно усилил свою работу Медиасовет Координационного совета НСБ России, что особо было отмечено Виктором Озеровым на расширенном заседании КС НСБ России, который был проведен на площадке Совета Федерации 12 октября 2017 года. Благодаря активной позиции и высокому уровню профессионализма сотрудников отраслевых СМИ, таких как, к примеру, национальный медиапортал «Хранитель» и информационный портал по охране и безопасности «ГардИнфо», нашему сообществу НСБ удается успешно противостоять отдельным, быстро сходящим на нет кампаниям, инспирируемым некомпетентными или нечистоплотными «рыцарями пера», направленным в рамках очередного всплеска недобросовестной конкурентной борьбы за секторальное пространство рынка негосударственных услуг безопасности на дискредитацию сотрудника ЧОП.

Более того, главной составляющей в деле поддержания на высоком уровне восприятия обществом позитивного образа сотрудника негосударственной сферы безопасности является успешная по результатам и эффективная по совокупности действий, направленных на исполнение требований российского законодательства и укрепления взаимодействия с государственными органами правопорядка, работа самих частных охранных организаций, их руководителей и, разумеется, непосредственно каждого частного охранника на вверенном ему посту.

В качестве яркого примера активных, профессионально отработанных действий по представлению в адрес широкой общественности достойного подражанию образа сотрудника частной охраны можно привести конкурс профессионального мастерства среди работников частных охранных организаций – членов саморегулируемой организации Ассоциация «Школа без опасности», возглавляемой председателем Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета Торгово-промышленной палаты России по безопасности предпринимательской деятельности Сергеем Саминским, проведенный в прошлом году силами этой СРО при поддержке Департамента образования города Москвы. Итоги данного конкурса, период проведения которого составил более полугода, продемонстрировали, насколько компетентными, грамотными, бесстрашными, и одновременно с этим – чуткими к окружающим людям и неравнодушными к их проблемам, могут и должны быть в глазах наших сограждан работники негосударственной сферы безопасности, которые наряду с сотрудниками государственных правоохранительных органов участвуют в обеспечении общественного порядка в стране.

Так же и с вопросами оценки деловой репутации предприятий частной охраны. В первую очередь это касается организаций, стремящихся к участию в торгах на право заключения контрактов, предметом которых являются услуги по обеспечению охраны объектов, финансируемых из государственного или муниципальных бюджетов.

Как заметил президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов, выступая 16 января на мероприятии Гильдии НСБ МТПП, посвященном необходимости внедрения практики использования механизма деловой репутации при проведении тендеров на оказание охранных услуг в столице России, «создание безопасной Москвы – это задача номер один, которая стоит перед всеми органами власти… Деловая репутация, она все больше и больше будет занимать свои позиции… Это очевидная вещь, что обеспечивать безопасность объектов в городе должны люди надежные, проверенные в работе, а не те, которые на конкурсе дают снижение цены на пятьдесят процентов, выигрывают, а их потом не найти… Поэтому так важны предложения предпринимательского сообщества, московской торгово-промышленной палаты в адрес органов исполнительной власти, законодательной власти, с которыми мы тоже сотрудничаем, о необходимости учета деловой репутации частных охранных организаций при проведении закупок охранных услуг. Это наша работа, которую мы хорошо знаем».

Давайте вкратце рассмотрим мотивы заказчика, организующего закупку охранных услуг. Фактически выбор организатора сводится к двум элементам, характеризующим охранную услугу, пользоваться которой он предполагает после заключения соответствующего контракта, это – «качественная услуга» и «дешевая услуга». Какой из этих элементов будет являться приоритетным для заказчика?

Понятное дело, хочется подешевле.

Если речь идет о коммерческой организации, то более высокая цена, уплаченная в адрес частной охранной организации за обеспечение безопасности бизнеса заказчика, пропорционально увеличит себестоимость производимой им продукции (работ, услуг). Соответственно заказчик либо, сохранив неизменной норму рентабельности, будет менее конкурентоспособен в части ценовой составляющей своей продукции (работ, услуг), либо будет вынужден смириться с меньшей прибылью, чтобы не потерять свои позиции в конкурентной борьбе на рынке.

Если мы говорим о заказчике – организации, финансируемой из государственного или муниципального бюджета, то здесь все гораздо проще: более высокая цена, подлежащая уплате за оказание охранных услуг, потребует дополнительных расходов из соответствующей казны. А казна не резиновая, больше денег на охрану – меньше на что-то другое, не менее полезное и необходимое.

Первый вывод: выбор заказчика в пользу приоритета ценовой составляющей – естественен. Законы экономики, ничего не попишешь! Однако не все так просто.

Как-то раз, присутствуя при переговорах по поводу заключения договора оказания юридических услуг, я стал свидетелем следующего диалога между заказчиком и юристом.

Заказчик:

– Хочу, чтобы было хорошо и недорого.

Юрист:

– Что в первую очередь?

Заказчик, не раздумывая:

– Конечно, недорого!

Потом, заметно уйдя в себя и чуть подумав:

– Ну… Ну и чтобы хорошо – тоже.

Вот так. Даже обладая плотно вбитым в подсознание стереотипом «дешевле – лучше», люди поневоле задумываются о том, какого качества товарами (работами, услугами) им придется пользоваться. Даже обладая возможностью распоряжаться значительными финансовыми ресурсами, руководство компаний или органов исполнительной власти все равно вынуждено задумываться о качестве того, за что оно платит.

Если вам возьмется помогать юрист, плохо представляющий разницу между отношениями подряда и отношениями возмездного оказания услуг, то вряд ли вы получите качественную юридическую помощь. В этом случае вы, как правило, рискуете лишь частью своих денег и своими нервами. Если же вам будут некомпетентно или недобросовестно оказывать услуги, связанные с обеспечением безопасности – вашей, вашего имущества или вашего бизнеса, то в этом случае ставки окажутся гораздо выше. Последствия оказания некачественных услуг в области обеспечения охраны и безопасности могут оказаться в прямом смысле фатальными.

А что у нас с мотивом частной охранной организации, выразившей намерение участвовать в закупках профильных услуг?

С усилением кризисных явлений в отечественной экономике объективно сузился сектор предпринимательских структур, прежде потреблявших охранные услуги в полном объеме, соответственно снизился спрос и обострилась конкурентная борьба за заказчика, за его финансовые ресурсы, являющиеся потенциальным источником оплаты охранных услуг и, в конечном итоге, основой существования частного охранного предприятия как субъекта хозяйственной – предпринимательской – деятельности. И не всегда эта конкурентная борьба проходит в рамках действующего законодательства, принимая зачастую самые непривлекательные формы. Об этом на различных публичных мероприятиях, организованных общественными институтами НСБ, неоднократно говорили лидеры негосударственной сферы безопасности, в частности Дмитрий Галочкин, Александр Козлов, Сергей Саминский, председатель Правления СРО «Союз негосударственных предприятий безопасности» Валерий Мунько и многие другие. О серьезности проблемы недобросовестной конкуренции заявлял также председатель Правления Объединения «Глобал-Безопасность» Михаил Королев.

Скупой платит дважды. Эта народная мудрость известна издревле. В самом деле, давайте проанализируем гипотетическую ситуацию, упомянутую президентом МТПП. Проводятся торги на право заключения контракта, предметом которого указано оказание охранных услуг. Один из участников закупки «упал» в цене предложения на 50%, невзирая на то, что на сумму денежных средств, представляющую из себя цену контракта, рассчитанную исходя из такого показателя, надлежащим образом исполнить обязательства по охране невозможно. Да что там – надлежащим образом? Вообще нереально! Тем не менее, этот участник оказывается победителем торгов, с ним подписывают контракт. Что дальше?

А вот что. Вместо заявленного по условиям контракта количества постов выставляется вдвое меньше, вместо охранников надлежащего уровня квалификации и обладающих хорошим опытом и соответствующими навыками на постах и на КПП стоят непонятно кто. Вместо современных систем видеонаблюдения используются допотопные и неэффективные «монстры», неспособные передать сколько-нибудь приемлемую для восприятия «картинку», а то и вовсе видеокамеры отсутствуют. Зато – вписались в смету по контракту!

Результат подобного подхода к исполнению обязательств по обеспечению безопасности предсказуем. Если заказчику и исполнителю, выигравшему недобросовестным путем контракт, повезет, и в течение срока действия договора оказания охранных услуг ничего плохого не случится, то и слава Богу. А если случится?

Тогда как минимум произойдет следующее. Заказчик понесет реальный имущественный ущерб, к этому следует прибавить необходимость расходов на восстановление тех ресурсов, которые были утрачены в связи с гипотетически происшествием, расходов на судебные тяжбы, в том числе в отношении охранных услуг, некачественно оказанных компанией, выигравшей тендер описанным выше способом, расходов на проведение многочисленных мероприятий, необходимых для выравнивания своей позиции на профильном для заказчика рынке, плюс, возможно, иных расходов, здесь не перечисленных. При этом я еще не упомянул о том, что в случае возникновения негативных обстоятельств, явившихся следствием оказания некачественных охранных услуг, остается надеяться лишь на то, чтобы физически не пострадали люди. Иначе сюда будут привнесен и элемент уголовно-правовых отношений.

Что касается другой стороны контракта – недобросовестной частной охранной организации, то здесь тоже все достаточно предсказуемо. Это охранное предприятие неминуемо ожидает гражданский иск со стороны заказчика, установленные законом процедуры в порядке надзора со стороны уполномоченного органа исполнительной власти, и, если будут доказаны причинно-следственная связь между некачественно оказанной охранной услугой и последствиями происшествия на охраняемом объекте, то административно-правовые и – в случае выявления нарушения норм уголовного права – уголовно-правовые санкции. Короче, потери и неприятности гарантированы.

Но если имущественные потери можно впоследствии регенерировать, а неприятности пережить, то восстановить утраченную деловую репутацию на рынке охранных услуг и доверие потенциальных клиентов – практически невозможно!

Итак, все вышеизложенное на самом деле – очень острый вопрос, который можно решить только посредством объединения усилий добросовестных участников рынка частной охраны, общественных организаций НСБ, представителей бизнеса в лице Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Московской торгово-промышленной палаты, а также органов законодательной и исполнительной власти.

Одним из методов реализации таких совместных усилий представляется использование действующего на сегодняшний день в России национального стандарта ГОСТ Р 66.9.04-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций» для внедрения в обязательную практику использования при осуществлении процедур по закупке услуг, оказываемых частными охранными организациями в части охраны объектов города Москвы, финансируемых за счет средств федерального и муниципальных бюджетов. Для обеспечения соблюдения принципа добросовестной конкуренции, в части ее нематериального элемента, между участниками закупок в целях определения исполнителя охранных услуг необходимо включить оценку деловой репутации частных охранных организаций в Типовую закупочную документацию.

Кроме того, в целях воспрепятствования преступных посягательств на совершение действий коррупционного характера, реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях представляется целесообразным обязательное применение процедур общественного контроля при проведении закупок охранных услуг, в первую очередь в городе Москве как столице государства и мегаполисе, наиболее насыщенном экономически.

Такие процедуры в соответствии с действующим законодательством могут быть осуществлены в форме проведения независимого мониторинга закупок и оценки эффективности закупок, в том числе оценки осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям действующего законодательства, деятельности по выявлению в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления. Кроме того, вышеупомянутые процедуры могут проводиться в форме иных действий, не запрещенных законодательством.

Также весьма актуально принятие на законодательном уровне в качестве обязательной нормы о включении в состав комиссий по осуществлению закупок охранных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представителей общественных объединений негосударственной сферы безопасности, чья компетентность в данной области не может вызывать сомнений. Тем самым осуществление закупок охранных услуг будет непременно отражать четкое следование принципам открытости, прозрачности, профессионализма, эффективности и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренным действующим законодательством России.