Главной составляющей рыночных реформ, осуществляемых в нашей стране, является создание негосударственного сектора в экономической и социальной сферах, всестороннее развитие частно-предпринимательской деятельности.

В современных условиях все большую актуальность приобретает проблема обеспечения безопасности государства, общества и личности. При этом базисным, основополагающим документом является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

За прошедшие 20 лет в России появились многочисленные негосударственные организации безопасности. На первом этапе это были, прежде всего, частные охранные и частные детективные (сыскные) предприятия. Но сегодня мы имеем структуры, обеспечивающие экономическую и информационную безопасность юридических и физических лиц, участвующие в обеспечении общественной безопасности, производство технических средств, проектирование, монтаж и обслуживание систем безопасности, частные телохранители, частные адвокатуры, нотариаты, судебные эксперты, полиграфологи, высказываются мнения о создании частных воинских подразделений.

Очевидно, что мы в этой сфере идем по пути развитых рыночных стран. Хочу заметить, что процесс формирования услуг в негосударственной сфере безопасности в определенной степени развивался стихийно, неоднородно, с особенностями по различным регионам, многообразием организационных форм, созданием многочисленных общественных структур. В тоже время, говоря об основных результатах следует подчеркнуть, что за этот период накоплен огромный практический опыт, сложилась нормативно-правовая база, сформировался высококвалифицированный состав руководителей и работников, заложены основы частно-государственного и общественно-государственного партнерства, появился Общероссийский профсоюз НСБ.

Одной из основных целей настоящего совещания является обмен мнениями, опытом и выработка как стратегических, так и тактических мер, направленных на повышение эффективности и результативности деятельности структур НСБ.

По существу видимо речь идет о качественно новом этапе в развитии негосударственной сферы безопасности.

По инициативе Общественной палаты РФ и Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы группой экспертов из числа практических работников и ученых была разработана Концепция развития негосударственной сферы безопасности РФ.

Разрешите коротко доложить по этому вопросу.

Концепция разработана исходя из анализа состояния безопасности личности, общества и государства, с учетом многолетнего опыта работы негосударственных предприятий безопасности, практики государственных органов и общественных организаций, взаимодействующих с негосударственной сферой безопасности, с учетом мировой практики, а также в связи со вступлением Российской Федерации в ВТО.
По оценкам специалистов в этой сфере, и прежде всего, в деятельности предприятий, осуществляющих охранные и детективные услуги, накопилось много нерешенных вопросов и проблем, которые без участия государства не разрешить. Это и проведение модернизации экономических и правовых механизмов функционирования НСБ, развитие ее материально-технической базы и особенно повышения уровня социальной защищенности работников негосударственных структур безопасности.

Вот почему и нужен базисный основополагающий документ, принятый на государственном уровне, определяющий систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления участия негосударственных организаций безопасности в реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

В процессе обсуждения высказывались различные точки зрения по поводу разработки и принятия тех или иных документов. Высказывались мнения, что НСБ - это самостоятельная сфера и государство не должно определять и диктовать. Хочу сказать, что здесь очень важно понять, что государство является основным регулятором в формировании цивилизованных рыночных механизмов во всех сферах нашей деятельности.

Государство принимает законы, осуществляет контроль за их исполнением, определяет сектора экономики для участия в них частного капитала, проводит инвестиционную и инновационную политику.

Особое место занимают вопросы обеспечения национальной безопасности. По нормам международного права и внутреннему законодательству эти вопросы являются прерогативой государства.

В этой связи только государство вправе определять те виды услуг в сфере безопасности, которые оно делегирует частным структурам. В условиях рыночной экономики участие бизнеса, общества и граждан является важным фактором для обеспечения национальной безопасности. При этом государство должно способствовать созданию условий для развития НСБ.

Основной целью принятия Концепции является создание в Российской Федерации системы функционирования негосударственных структур безопасности в интересах защиты всех видов собственности, имущественных и личных интересов граждан.

В Концепции определены задачи, которые структуры НСБ должны решать совместно с органами государственной власти.

В ней также содержатся основные принципы и направления развития НСБ.

Концепция представлена на ряде сайтов, в материалах конференции, поэтому нет необходимости подробно перечислять.

И в заключении на наш взгляд необходимо рассмотреть вопрос о создании органа, координирующего деятельность НСБ, или в администрации Президента России или в администрации Председателя Правительства России.

Благодарю за внимание!