Вновь обучение! Как много уже было сказано о вопросах профессиональной подготовки участников рынка безопасности, написано методических пособий, проведено курсов, мастер-классов, тренингов и конференций!.. Однако проблема столь неисчерпаема, рынок динамичен, а деятельность так специфична, что обучение и развитие сотрудников остаются всегда актуальными.

Что вдохновило вновь взяться за анализ ситуации на рынке образовательных услуг в сфере безопасности ведения бизнеса? Безусловно, это изменения в бизнес-среде. Как уже многократно отмечалось, отрасль негосударственной безопасности претерпевает значительные изменения: расширения предприятий, организация холдинговых структур, слияния, поглощения, покупки… Современные тенденции – в отрасль приходит профессиональный бизнес, рынок открывается для крупных отечественных и зарубежных «игроков». Это не может не поменять диапазон услуг, необходимых предприятиям безопасности. Образовательные услуги всегда занимают ведущие позиции в обеспечении развития любого рыночного направления, и направление безопасности тут не исключение.

Что сегодня есть на рынке профессиональной подготовки сотрудников сферы безопасности. Первое, это, конечно, подготовка самих охранников. Ниша своеобразная, конкурентная, пролоббированная, значительно контролируемая государственными структурами. Этот сегмент полностью охвачен НОУ, целью которых является подготовка «качественного исполнителя». Это важно, но не для данного анализа ситуации.

Второе, регламентная подготовка руководителей охранных предприятий. Сегмент интересный и востребованный по тем же причинам – нельзя руководить охранной организацией, не имея соответствующего документа. Нормативная «обязаловка» привела к некой борьбе между субъектами данного рынка услуг, который уже давно стабилизировался и стал «не интересным» по мере насыщения. Практика участия в реализации подобных программ показала, что 80-85% обучающихся – это «номинальные директора - подписанты», не сильно заинтересованные в развитии бизнеса. Основу обучения составляет тематика оперативного управления организацией, нормативные вопросы и проблемы «взаимодействия» с МВД. Не хочу принижать значимость и актуальность этих вопросов, но они не коррелируют с анализом развития рыка из-за своей образовательной малозначительности.

Третий сегмент, обучение, направленное на подготовку руководителей, действительно заинтересованных в развитии бизнеса. Тут предложения и программы значительно интереснее: стратегический менеджмент, маркетинг, финансы, риски, системы и пр. Проблема заключается, на мой взгляд, в том, что из данного сегмента «выпали» руководители охранных предприятий. Небольшая «прогулка» по интернетовским поисковикам выдает достаточно большой перечень предложений для… руководителей служб безопасности. Что им предлагается? По уровням подготовки: разовые семинары и мастер-классы, программы профессиональной подготовки (от 100 до 500 часов), реализуемые «очно», «заочно», «блочно» и «дистанционно». Качество реализации – разное, информационное насыщение, порой, идентичное, практический опыт – через учебные кейсы и разбор ситуаций. Данная форма обучения заслуживает внимания и признания, но только если вам не нужен полный взгляд на систему управления. Каждый профильный специалист – юрист, финансист и пр. – покажет лишь узкие аспекты управления.

Высшим уровнем в этом сегменте становится МВА (Мастер (магистр) делового администрирования - Master of Business Administration), что уже является показателем квалификационного уровня в менеджменте. Единой и общепринятой систематизации программ данного уровня не существует (так же как отсутствует единый стандарт МВА), поэтому по своему содержанию они могут (или должны) отличаться. Но вернемся к анализу рынка образовательных услуг, и там мы обнаружим… практически идентичные программы. Цитирую: «МВА – «управление безопасностью бизнеса» - предназначена для владельцев бизнеса, генеральных директоров предприятий, руководителей служб безопасности, топ-менеджеров крупных компаний. В рамках данной специализированной программы рассматриваются такие понятия, как «информационная, экономическая, личная, кадровая, инженерно-техническая безопасность», «конфиденциальное делопроизводство», «IT-безопасность», «бизнес-разведка» и т.д. Программа разработана с учетом понимания, что управление безопасностью бизнеса компании – это многоступенчатый процесс, включающий в себя такие аспекты, как анализ экономических и правовых особенностей бизнеса, аудит системы безопасности, анализ затрат на обеспечение безопасности бизнеса, разработку и реализацию стратегии безопасности, мониторинг тенденций развития бизнеса с целью совершенствования средств и методов его защиты». Что из предложенного действительно актуально для руководителя предприятия, предоставляющего охранные услуги? Может ЧОО и предлагают разные виды безопасности, но, чтобы такие «продукты» продавались, следует быть уже высоким специалистом в каждой из этих областей. Нынешние программы МВА полностью исключают интересы менеджеров охранных компаний и не учитывают специфику отрасли, ее технологическую инновационность! Мы не находим в данных предложениях тенденции развития рынка и государственную заинтересованность в обеспечении безопасности социальных объектов! Таким образом, напрашивается вывод – ниша пуста.

Следующий вопрос – это учет специфики деятельности в высокоуровневых программах. В чем сомнение? Программ МВА, ЕМВА и DBA, в рамках которых рассматриваются вопросы стратегического развития бизнеса, огромное количество. Безусловно, ни одна российская бизнес-школа сегодня не учитывает специфики отрасли безопасности. Но актуально ли это? Нужно ли это руководителю охранного предприятия? В этом и заключается «вопрос вопросов»! Прежде чем развернуть обучение по программам МВА для участников рынка безопасности, необходим мониторинг. Цель этой статьи – начать подобное обсуждение. Одним из аргументов «за» становится понимание того, что технология управления развитием или изменениями требует SWOT, PEST (STEP) анализа, а это уже и есть специфика рынка и отрасли. Таким образом, один маленький «плюсик» в копилку аргументов уже положили!

Следующий проблемный вопрос – сегмент воздействия. Попытка привлечь к дорогостоящему обучению директоров ЧОП и ЧОО, не входящих в холдинги и объединения, может обернуться неудачей – мало кто готов платить. Лишь немногие пойдут учиться, дабы решить задачи самореализации и самосовершенствования. Эта категория, на мой взгляд, потенциальная, «выстрелит» она не очень скоро. Остаются крупные компании. Сегодня на рынке услуг безопасности таких уже не так мало. Возьмем за основу стратегию развития одного из «мастодонтов» пультовой охраны: региональная экспансия и присутствие во всех федеральных субъектах. Не думаю, что тут подразумеваются лишь округа, поскольку их всего 7. Может подразумеваются 83 субъекта страны? Допустим! Если в каждом субъекте «развернуть» одно предприятие, а в каждом округе сделать региональный центр развития, по паре представителей которых пройдут обучение по программам МВА, то емкость сегмента может оказаться 140-170 человек с одного охранного объединения. Это уже 7-8 учебных групп. Конечно, такие расчеты очень «предварительные» и несколько утопичные, но даже они демонстрируют потенциал.

Будут ли крупные объединения отправлять своих сотрудников на обучение? С точки зрения менеджмента, вопрос глуп, поскольку тот, кто не вкладывается в развитие сотрудников, тот инвестирует в свое банкротство. Кроме того, управлять бизнесом можно до определенного возраста, потом нужен приемник. Не все руководители воспитали своего «принца Чарльза», некоторые растят «Елизавет», у которых могут быть иные интересы. Еще один из аргументов в пользу такого обучения - это управляемость структуры. Утопично надеяться, что операционное управление из единого центра всегда будет эффективным! Это просто противоречит законам менеджмента! Исходя из сказанного, вероятность формирования таких групп не столь уж мала.

Чем же заинтересовать работодателей и потенциальных слушателей, ведь им придется платить достаточно большие деньги. Разберемся по порядку.

Во-первых, мотивационная составляющая. Топ-менеджер или ключевой специалист - это «товар» уже штучный. Он грамотен, лоялен, креативен, стимулирует развитие и приносит доходы, на нем, во многом, держится успешность. Любой грамотный руководитель понимает, что таких работников надо удерживать. Оплатив полностью (или частично) подготовку сотрудника и заключив с ним договор на обучение (напомню, что он содержит положения об обязательной «отработке» определенного периода в компании), работодатель решает много задач: удержание, мотивация, налоги, развитие, внешний и внутренний имидж, карьерные планы сотрудников, кадровый резерв и пр.

Во-вторых, ориентированность на практику и содержание программ, при усвоении которых обеспечивается действительно высокая квалификация. Причем, если обучение регулируется работодателем, все контрольные работы, курсовые исследования, аттестационные работы пишутся по реальным запросам организации (что бывает очень часто), то уже во время обучения менеджеров могут решаться реальные практические задачи. Более того, если работодатель принимает участие вместе с бизнес-школой в разработке учебных кейсов (задач), организует стажировку в своей компании, то он может использовать коллективный разум специалистов во благо развития своей фирмы. Кроме того, потенциально возможное прохождение практики в ведущих зарубежных охранных компаниях (например, в «Group 4 securitas») позволит ознакомиться с лучшим опытом и, при необходимости, применить его в своей деятельности.

В-третьих, гибкость планирования, связанная с возможностью обучения по системе «Part time MBA», т.е. занятия, проводимые «очно», но при этом, подразумевающие, что слушатель отдает обучению не все свое время (из-за необходимости совмещать обучение с работой). Наиболее распространенными вариантами является «вечернее» и «модульное» (несколько 2-х недельных курсов в течение года) построение программ Part-time. Не исключены и варианты «Distance-learning MBA» — программы, при которых для достижения еще большей гибкости учебного процесса используются методы дистанционного обучения, или «Mini MBA» — программы обучения самым актуальным вопросам организации и управления бизнесом.

В-четвертых, гибкость оплаты, подразумевающая поэтапные расчеты с бизнес-школой.

В-пятых, использование учебной площадки как дискуссионной, что позволит обсуждать и мониторить в среде специалистов сложные проблемы. Кроме того, не исключена и возможность работы по поиску перспективных сотрудников, с целью переманить их в свою организацию (конкуренцию никто не отменял).

Короче говоря, факторов «за» намного больше, чем «против», и это не считая фактора самореализации и личностного развития самого слушателя.

Каковы возможности реализации замысла организации обучения по программе МВА «Стратегический менеджмент и предпринимательство в сфере НСБ»? Сначала осмыслим организационную сторону. Сегодня складывается партнерство зарождающегося Федерального клуба безопасности бизнеса (FBSC) и Московской международной высшей школой бизнеса МИРБИС, одним из ведущих вузов страны со статусом бизнес-университета. Это учебное заведение, имеющее все российские и международные аккредитации, партнерство с ведущими университетами, центрами подготовки профессиональных кадров, а также с научными центрами в 80 странах мира, сотрудничающее в Академией МИД РФ, реализующее совместные проекты по программам МВА с Евразийским открытым институтом – признанным лидером в организации электронного обучения и инновационном управлении знаниями. МИРБИС сегодня готов оказать полную поддержку, в том числе и ресурсную, для организации обучения руководителей предприятий сферы НСБ, становясь, таким образом, первым учебным заведением, которое может выйти на этот рынок.

Но партнерства пока недостаточно, чтобы сделать программу насыщенной и интересной. Для внесения в типовые программы подготовки (см. приложение) модулей, содержащих специальные отраслевые знания, необходима доработка. С этой целью уже сегодня начались консультации с ведущими специалистами отрасли, сотрудниками Департамента безопасности г. Москвы, представителями СБ отечественных и иностранных компаний, сотрудниками крупных охранных объединений. Такая работа позволит учесть и запросы рынка, и видение его участников. Данная статья, как уже отмечалось, это один из шагов, направленных на изучение мнения членов сообщества. Безусловно, без обратной связи, без поддержки передовой части отраслевого менеджмента, без интереса руководителей крупных компаний такой проект реализовать будет сложно. Но, как гласит народная мудрость, «дорогу осилит идущий»!


КАРМАЗИН Тимур Ильич - соорганизатор FBSC, бизнес-тренер, консультант, эксперт НСК, к.пс.н, доцент

e-mail: fbscmoscow@gmail.com