Наряду с охранными организациями все чаще обсуждаются вопросы появления в России частных военных компаний. Подобное определение пока существует только в международно-правовых актах, так как, начиная с 1950-х годов, в вооруженных конфликтах косвенно участвуют иностранные частные военные и охранные компании.

Очевидно, что негосударственные организации, которые призваны оказывать на договорной основе военные услуги физическим и юридическим лицам, государствам, появившись в России, аналогично охранным организациям будут осуществлять свою деятельность по отдельному закону (законам) и попадут под жесткий контроль со стороны государства. Скорее всего, Министерства обороны. Размах этой новой для России отрасли за рубежом огромен.

Под военными услугами, могут пониматься не обязательно боевые задания, это может быть оказание государственным вооруженным силам поддержки в выполнении соответствующих задач. Это и сбор информации, и оперативная или логистическая поддержка, и подготовка военного персонала, и материально-техническое снабжение, и стратегическое планирование, в то время как охранными услугами, как правило, являются невооруженная и вооруженная охрана имущества, жизни и здоровья, консультирование.

При создании закона возможно смешение двух видов услуг, охранных и военных. Доктринальные подходы нашли свое отражение в нормативных документах следующим образом.

В документе Монтре частные военные компании определяются как "частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников".

Если исходить из военных услуг, оговоренных выше, то фактически охранные организации, детективы, негосударственные образовательные учреждения, другие организации уже сейчас оказывают эти услуги.

При рождении закона о частных военных организациях очевидно, что оказание такими юридическими лицами услуг, а возможно и работ, будет осуществляться на договорной возмездной основе, реальна передача военных и охранных функций государств, а также международных организаций на аутсорсинг частным компаниям. При этом, как любая коммерческая организация, предоставляя профессиональные услуги в сфере военного дела, она должна быть ориентирована на извлечение прибыли. Поэтому с точки зрения бухгалтерского учета все понятно.

С точки зрения налогового учета необходимо одновременно с созданием закона о частных военных компаниях, необходимо думать об изменениях в законодательной базе о налогообложении. Необходимо сразу вносить изменения и в Трудовой кодекс РФ, дополняя его позициями, сопряженными с международным и военным правом.

Таким образом, с созданием частных военных компаний необходимо вносить изменения в административное, уголовное, налоговое, военное и трудовое право.

Новикова Инна Юрьевна, к.э.н., генеральный директор ООО "Аудит, консалтинг и право+"

Белякова Варвара, заместитель генерального директора ООО "Аудит, консалтинг и право+"