Прочитал Ваше специальное интервью 15.11.2012г. на портале ГардИнфо. Публично приношу свои извинения за резкие высказывания, так как не знал Вашу биографию. Афганистан о многом говорит, это святое. Эмоции впредь буду сдерживать и высказываться без намеков на неуважение. Извините.

Игорь Александрович, не просто так, не ради пиара и привлечения к себе внимания или для зарабатывания авторитета были мои нелицеприятные вопросы к Вам. Это результат лично моего непонимания того, что происходит в нашем сообществе, результат общения с лидерами отрасли, которая, как долгострой, не может принять собственный вид и всё еще в лесах неумелых и вороватых строителей. Она вроде и существует в организациях, людях, законах, но ее нет в четко выраженной структуре с институтами управления, статистики, образования. Она не способна представлять интересы нашего бизнеса в министерствах, ведомствах, других структурах власти и бизнеса, определять и предоставлять равные условия деятельности и развития. Непонятно, или наоборот понятно (но ум отказывается верить), что многое делается в угоду достижению личных целей, нередко увязанных только с мыслью, как любой ценой заработать деньги, а не ради закона, порядка, профессии, в интересах охранника-работника и гражданина, руководителя-исполнителя и организатора, учредителя, ответственного за исполнение законов, финансовый результат и развитие.

Я не понимаю, почему нельзя прийти к одному знаменателю. От нас, людей, за которыми стоят десятки и сотни тысяч человек, признанных временем и сообществом лидеров, ждут ясности, открытости, понятности, а не грызни за место под солнцем, обвинений в безделии, проявлении гордыни, перетягивании одеяла на себя. Соглашаюсь с теми, кто призывает от слов перейти к конкретным делам.

1. Имея боевой опыт Вы не можете не видеть опасности в разобщенности (каждый действует, сообразуясь со своими взглядами, помыслами и желаниями); опасность в неоднозначном (а то и противоположном) понимании основных задач в нашей деятельности, в несогласованности действий, в необоснованно поставленных задачах (как правило, невыполнимых) и неорганизованном (не в полном объеме или неверно организованном) взаимодействии, управлении, контроле.

2. Вы не можете не согласиться, что активного времени деятельности у каждого из нас (нашего поколения) осталось не более 10-15 лет. И неужели нет желания (а допущенные ошибки в деятельности НСБ это, согласитесь, в том числе и Ваши ошибки как лидера, как эксперта и человека, занимающегося законотворчеством и нормативно-правовой базой в отрасли) направить свои силы, знания и умение на созидание в интересах всего сообщества, а не только НП КЦ РОСС. Никак не пойму, что Вы строите в своей организации – счастливый капитализм в отдельно взятом некоммерческом партнерстве? По-моему, допускаются те же самые ошибки, что привело к убогому состоянию НСБ, и наступать на те же грабли еще 20 лет, по крайней мере, неразумно.

3. Вы ответили в интервью, что НП КЦ РОСС объединяет успешных предпринимателей в охранном бизнесе. В этом случае к Вам есть предложение: поделиться опытом руководителей организаций, входящий в НП, как быть успешными в нищей отрасли (низкие цены, низкое качество, непомерные налоги, демпинг – не раз звучало от всех лидеров, в том числе и от Вас, и от руководства МВД). Я надеюсь, что это не те рецепты, которые способствуют непомерному росту миллиардеров в полунищей России? Предлагаю Вам организовать сравнительный анализ финансово-экономической деятельности ЧОО, входящих в НП КЦ РОСС, по основным показателям за 3 последних года. Подтвердить его официальными данными (в приложении) ОЛРР УВД, налоговой инспекцией, фондами страхования. Можно быстрее и проще: добровольно провести проверку финансово-хозяйственной деятельности наших (моей и любой вашей, желательно, с Костромской области) независимой консалтинговой фирмой. А объективности ради, включить в ее состав специалистов, членов профсоюза проверяемых ЧОО. За услугу заплатим совместно, половину я (находящейся в сложном экономическом состоянии), половину вы и ваши успешные организации. Согласны? Покажем пример объективного доказательства своим словам. В итоге работы может и определятся объективные рекомендации всем руководителям.

Меня меньше всего волнует, кто будет сидеть в кресле председателя Всероссийского союза работодателей и будут лицом отрасли перед властью и гражданами. Лишь бы это лицо не было «кривым» и не пеняло на зеркало, работало и отстаивало законные интересы отрасли, прилагало максимум усилий для ее консолидации, приведению ее к неукоснительному исполнению законодательства, целенаправленно занялось бы выводом отрасли из экономической комы и низкого качества, борясь за равные права участников рынка, объективно оценивало деятельность организаций и руководителей, не забывало бы про перспективы ее развития.

Проблемы, связанные с исполнением лицензионных требований, это не те проблемы, с которыми невозможно справиться. Единицы руководителей осознано и постоянно их нарушают. Здесь все в порядке. МВД выполняет свою задачу.

Вопросы участия в охране общественного порядка – это тоже не проблема, и много денег на привлечение не требуется. Это по большому счету не вопрос федерального уровня, не вопрос жизни и смерти (что не скажешь о демпинге и «конвертах»).

В качестве примера: за 10 месяцев 2012 года 2 учрежденных мною охранных предприятия (средняя списочная численность обоих 176 лицензированных охранников) принимали участие в ООП по заявкам УВД Костромской области в объеме 846 часов работы охранников (себестоимость 67 680 р., это з/п и налоги), а также выделение транспорта (экипаж учтен в часах охранников) с общим временем работы 240 часов (себестоимостью – 4900 р). Итого затраты двух предприятий на ООП – 72 580 р. (максимальная расчетная сумма, не учитывая того, что около четверти привлечения происходило без отрыва выполнения договорных обязательств). Это составляет не более 3% от 100% годовой средней прибыли каждого предприятия, а среднегодовая норма участия в ООП каждым охранником – 5-6 часов. Ни один разумный человек при этом не скажет, что 3% прибыли и 5-6 часов работы в год каждым охранником в интересах безопасности родного края будет обременительным для предприятия?! Если это сравнить с тем, что уходит от налогов и другими незаконными выплатами, станет смешно! Нужна МВД экономика? Где закон и где порядок? (это может быть ответом одному выступающему, который высказывал претензии МВД в лице генерала Веденова в ОП РФ 15.11. 2012г., что участие в ООП обдирает нищие ЧОПы).

Практически все руководители ЧОО исполняют заявки ОЛРР. Объективности ради хочу сказать, что без дела и серьезной надобности офицеры полиции нашего УВД по вопросам ООП руководителей ЧОО не беспокоят, за что им человеческое СПАСИБО. А раз так, то и отказать им стыдно. Я считаю, что оказать помощь полиции, власти, гражданам своего города в охране общественного порядка – это моральная обязанность каждого жителя (тем более подготовленного, и тем более работающего в НСБ), у которого и семья, и друзья живут именно в данной местности, и именно они могут пострадать в результате насилия и других противоправных действий.

Не можем мы находиться вне обеспечения безопасности города. Понимаем и то, что силы, средства полиции на земле (опера, участковые, транспорт и т.д.) до неприличия урезаны, региональный бюджет крайне скуден (может в Москве и по-другому. Там можно требовать оплаты за участие в ООП. А как требовать в нищей провинции у муниципалитетов?). Поэтому ставить в заслугу то, что морально мы обязаны делать, и возводить в ранг достижения участие в ООП просто глупо, как ждать благодарности от окружающих за то, что ты ведешь себя вежливо.

Совсем другое дело, как это организовано, спланировано, на кого конкретно возложена ответственность и т.д. Существует ли взаимная выгода в работе с подразделениями силовых структур (якобы ВНО запрещено работать по возмездным договорам с ЧОО) и взаимное понимание. Контролирующим органам стоит больше внимания уделять профилактике лицензионных нарушений, вскрывая имеющиеся негрубые недостатки в работе, давать время на их устранение, а не рубить сплеча по лицензиям, сотрудникам, заказчикам. Больше внимание уделять расчетам необходимого объема участия в ООП, равномерного распределения нагрузки на охранные организации, охранников, транспорт, управление в участии, как оно оценивается и доводится до общественности.

Вопросы взаимодействия со всеми силами, обеспечивающими безопасность при всех видах угроз в повседневном режиме работы, при ЧС, при проведении массовых и других мероприятий сложны и требуют более профессионального и тщательного подхода, привлечению и государственных и негосударственных структур, органов власти всех уровней, общественности. Мы же почему-то зациклились только на ООП, одной из составляющих всей системы безопасности. Не спорю, по объему большой и важной, но по возможному ущербу и общественному резонансу стоящей на одном уровне со всеми остальными составляющими национальной, региональной безопасности. Выделять ООП, а тем более отделять ее, неверно. Мы работаем во всем спектре угроз – от соблюдения промышленной безопасности до мероприятий антитеррора, мобилизационной готовности, которыми от лица государства занимаются определенные им министерства и ведомства.

Поэтому считаю, что целесообразно органам государственной власти взять на себя ответственность за организацию планирования, взаимодействия, управления, контроля, оценки по исполнению мероприятий безопасности всеми привлекаемыми силами и средствами НСБ. Не перекладывать только на одно министерство (МВД). Хотя власть в этом можно понять: не хочешь работать сам, заставь другого. А может быть реализуется принцип: разделяй и властвуй, так полюбившийся в нашей деятельности. Конечно, нужно однозначное понимание в этом и однозначный ответ. Играть судьбами людей, организациями НСБ, их деятельностью преступно для власти и ее структур, лидеров и экспертов, заказчиков услуг охраны.

Генерал Веденов Л.В., все эксперты и лидеры правы в том, что проблемами отрасли, концептуальными вопросами отраслевого строительства, законотворчеством, разработкой нормативно-правовой базы, объективным контролем, статистикой должны заниматься профильные специалисты и институты. Чтобы волки (власть, заказчики) были сыты, а овцы (НСБ) целы надо прийти к разумному балансу цены и качества услуг. Соблюсти пропорции в требованиях и возможности их исполнения, в правах и обязанностях, ответственности и защищенности, стабильности и возможности развития.

Добиться равных условий деятельности всех участников безумно сложная и многогранная задача, которая не всем под силу, ею надо заниматься много, профессионально и долго с высокой степенью ответственности перед государством, обществом и гражданами. Поэтому каждый (учредитель, руководитель, эксперт, лидер, политик, учитель) должен заниматься тем, чем должен, и делать это в рамках своего профессионального уровня. Я за это, и, поверьте, я против дураков, которые разбивают лоб, молясь по чьему-то указанию.

Когда работают профессионалы, сплоченные единой целью, под единым руководством и им не мешают, поверьте, будет результат. Конечно, это требует финансовых затрат и существующие членские взносы, распыленные по разным НКО, не спасут. МВД заниматься этим не будет (подтверждено словами высокопоставленных должностных лиц. За объективность позиции – спасибо).

Сохранившийся опыт милиции в охранной деятельности советского государства огромен и заслуживает самого тщательного изучения, внимания и осмысливания в новых экономических условиях. Хотелось бы, чтобы в вопросах экономики реформированная полиция не мешала, ведь есть коммерческие интересы если не общие, то уж точно смежные, да и поле с наркотиком коррупции в финансово-хозяйственной деятельности, что в НСБ (демпинг, нарушение налогового и трудового законодательства и т.д.), что в МВД (коммерческая деятельность, гос.закупки, федеральные и региональные программы в обеспечении безопасности) не уничтожено.

Понимая все это, я готов, как учредитель и руководитель предприятий НСБ, финансово участвовать в процессах, связанных с становлением и развитием отраслевой структуры в размере отчисления 1% от годовой выручки каждого предприятия при его рентабельности 4-5% (это в пределах 150 000р ежегодно). По последним данным переписи МВД у нас только ЧОО 26 000 (разного количественного наполнения сотрудниками). Умножьте, взяв хотя бы 20 000 организаций, и получите 3 000 000 000 рублей в год на организацию и управление хозяйственно-финансовой деятельностью НСБ России. И это только от лицензированных охранных организаций. В целом по НСБ эту цифру можно удвоить. Много, мало – надо считать.

Но источник есть, и он не затрагивает интересы ни рядовых охранников, ни интересы государства. Наверное, об этом говорил генерал Веденов Л.В. А вот растаскивание организаций по углам разных НП, под разными крышами никогда не даст положительного результата. И, наверное, для благих целей можно многим пожертвовать и усмирить свой эгоизм, быть более благородным. Плакаться кому и где тяжелее жить на Руси не стоит. Можешь – делай и помогай, нет – уйди и не мешай. Или сейчас это старомодно и надо жить только по волчьим законам? Тогда плевать на все, даешь лихие 90-ые!? Создадим из организаций бригады! Участвовали же ЧОПы в рейдерских захватах в интересах заказчиков в начале 2000 (многие руководители и по сей день здравствуют), что мешает начать это делать, только уже в своей отрасли, в своих интересах. Посыл же дан – надо укрупняться. Но по какому сценарию это пойдет, будет ли это благом или вредом? Не приведет ли это к усилению социальной напряженности в НСБ, вражде и ненависти? Опасно. И готовы ли лидеры отвечать за результаты принимаемых сейчас решений?

Что касается КС МВД

В отзывах на Ваше интервью 15.11.2012 в Гардинфо просматривается отношение определенной части небезразличных людей на факт образования КС: необходимость и цель его создания, принципы и направления его задач и работы, основы и подходы к комплектованию его состава, к уровню подготовки, который бы соответствовал целям и решаемым задачам на федеральном уровне. Я считаю, что если они и нужны, то в регионах, может быть (и то сомнительно), в федеральных округах.

Но есть вопросы:

1. Для каких целей и решения каких задач КС создан (от этого зависит комплектование его людьми определенной подготовленности, профессиональной направленности, имеющими достаточный опыт в решении данных задач на федеральном уровне)?

2. Непонятно, какой подход был в выборе кандидатов в КС у региональных начальников МВД?

3. Нужна ли руководству МВД видимость демократии, взаимопонимания, благополучия в отношениях с НСБ? А может это нужно для создания условий по претворению в жизнь будущих непопулярных решений власти (молчаливое согласия нелегитимной части руководителей НСБ, получивших полномочия непонятно за какие заслуги от начальников УВД)?

4. Не скрыто ли желание определенных лиц в желании использования коммерческой деятельности части гражданского общества в своих корыстных целях?

Не пойму. Вроде не советское время, чтобы загонять всех в свое стойло (а кто не в стойло, тот на бойню?) Государство определило задачи по охране разных видов собственности и МВД, и НСБ, и другим структурам. Не знаю как в МВД, а у нас все беды давно налицо: и в экономике, и в отсутствии отраслевой структуры, и в головах руководителей-лидеров, и в отсутствии равных условий, и т.д. Мы давно уже не 5 колонна МВД. Поэтому имеем право требовать достойного отношения к себе и учитывать мнения не части (и зачастую не большинства), а всех представителей разных ветвей отрасли.

Кстати, про всех – надо было бы более основательно определиться с составом. В опубликованных в «Хранителе» списках в состав КС МВД входят 22 представителя органов власти, министерств, ведомств; 24 руководители НКО, УК; 3 руководителя НОУ; остальные – 56 директоров ЧОО с численностью не более 100 человек (99% работают на упрощенке). И только 2 записаны как учредители ЧОО. Из них (общее число 106), как вы сказали в интервью, 54 члены НП КЦ РОСС. Все те, кто с регионов вошли в КС по представлению начальников УВД. Опять не понятно – субъектов Федерации ведь 83. Остальные 39 за бортом?

Понимаю! Времени было мало! Возникает мысль, что Дмитрий Евгеньевич Галочкин, атакуя руководство МВД своими предложениями, мог затащить в КС неудобных (нежелательных) оппонентов. Руководству МВД РФ, по моему глубокому убеждению, безразлично кто там будет. Об этом говорит часть состава КС. Поэтому, используя свое положение (инициатива в возрождении КС была Ваша и реализовалась Вами) быстренько отправили в региональные УВД запрос-ответ с рекомендованными лицами, поддержанными необходимыми звонками влиятельных людей. Быстро и надежно (вот так бы с демпингом разобрались). Так быстро, что невольно возникает сомнение в чистоте действий. Об этом и говорил Галочкин Д.Е. в ОП РФ 15.11.2012г., может излишне эмоционально, но справедливо.

Говорил он и том, что директор ЧОО по своей сути и задачам – командир роты в войсках. Его деятельность осуществляется в определенном городе, районе, зоне ответственности совместно с другими силами и средствами безопасности (полк, батальон). Вся работа регламентирована необходимыми федеральными документами. Все вопросы управления, взаимодействия, обеспечения, контроля решаются здесь – в регионе. И что ему (ротному) делать в КС - органе федерального уровня (штабе округа, генеральном штабе)? Не бред?! А вот участие на проводимых конференциях, семинарах, съездах федерального уровня необходимо!

Как можно директору заниматься чем-то другим? У него голова пухнет и времени не хватает при работе со своими сотрудниками, заказчиками, контролирующими органами. Вы сами досконально расписывали на сотнях страниц учебных пособий его повседневную работу.

Непонятна и статусность данного КС, кому она нужна? Статус КС определяет его состав, уровень при министерстве, решаемые задачи в интересах безопасности в целом, а не только по ООП. Следуя Вашей логике при создании КС МВД, возникает аналогичная необходимость в создании КС ЧОО при ФСБ, при МЧС, ФМС, других министерствах и ведомствах, распоряжения которых исполняются руководителями ЧОО и частично влияют на деятельность НСБ. И что из этого получится? Каждый должен качественно исполнять то, что на него возложено, на своем месте и в своей должности. А для решения разных вопросов, возникающих или у общества, или у бизнеса, или у органов власти существует порядок, определенный нормативными документами Правительства, рекомендациями ТПП РФ и ОП РФ. Чем они не устраивают?! Работают достаточно профессионально и эффективно, и весь «статус» КС при решении профильных вопросов присутствует, и никогда не отказывались от данной работы. А растаскивать одних и тех же людей по разным площадкам для решения одних и тех же задач нерационально. КС если и нужны, то на местах, по совершенно ясным причинам (и рождение, и жизнь, и смерть ЧОО проходит в регионе). Задачи и цели КС при МВД федерального уровня и КС регионов при УВД, наверное, разные.

Представителей, находящихся в НП КЦ РОСС, наверное, как и в старое доброе время, вполне устраивает и региональное, и федеральное начальство МВД. Расстрою – по составу и качеству старый КС был лучше. Поторопились и сильно засекретились. Приказ №983 подписан 30.10. 2012, копия его появилась только 9.11.2012г., а списки приложения опубликовали в Хранителе позже (в Гардинфо их не было). По крайней мере, странно.

Не увидел в названиях организаций (это говорит о поспешности и непродуманности предложений по составу) представителей:

– МЧС, ФМС;

– представителей крупных коммерческих юридических лиц, кому предоставлено право заниматься охранной деятельностью;

– разработчиков и производителей технологий безопасности;

– экспертов федерального уровня и правозащитников;

– представителей СМИ;

– ветеранских организаций участников боевых действий;

– представителей духовенства и казачества;

– представителей управлений безопасности крупных отечественных заказчиков охранных услуг.

Или без них можно обойтись? Как-то все это криво.

Вот и стало понятно, почему расстроился генерал Веденов Л.В. на заседании в ОП РФ во время критики со стороны Галочкина Д.Е. Реакция управленца такого уровня объективна и предсказуема: как можно подвергать сомнению и критике положения приказа министра, который в процессе подготовки должен быть выверен вдоль и поперек, учитывать всю сложность состояния и неоднородность всех участников НСБ, соответствовать решению предстоящих задач. Но мудрость, самообладание, образованность генерала приятно удивили в умении ликвидировать напряженность и кризисность на заседании (а выслушивал он неприятное за чужие промахи!). Боец, умеет держать удар. Всегда приятно видеть и слышать его.

В рамках диалога с Игорем Александровичем:

2000 – 2001 год. Чечня. Грозненско-сельский район, н.п. Толстый Юрт. Военная комендатура, отвечающая за поддержание порядка (в том числе и общественного) в районе, в оперативном подчинении все силы и средства МВД – ОВД: более 15 отрядов СОМов, ОМОНов, СОБРов, с разных регионов страны, отдел ФСБ, группа "Альфа", прокуратура. Удивительно, но именно в большинстве этих боевых подразделений я встретил своих бывших бойцов-десантников и по Афганистану, и по другим местам службы в ВДВ .

Все работали достойно с хорошими результатами по своим служебным задачам, дезертиров и отказников не было. За хорошие результаты в работе по моему письменному ходатайству перед бывшем тогда зам. министра МВД генералом Овчинниковым Н.А., при проведении им совещания в Толстом Юрте, были представлены к наградам и досрочным званиям большое количество сотрудников МВД. Он тогда сказал: «Первый раз вижу, чтобы красный командир за ментов ходатайствовал». И пообещал реализовать ходатайство. Слово свое он сдержал. А как по-другому? Там не делили на чужих и своих, против объективных данных заслуг сотрудников и командиров не попрешь.

Можно соединить воедино для достижения общих целей совершенно различные структуры со своими корпоративными интересами и успешно достигать их. Я это знаю. Это не раз было доказано. Главное желание, уважение, забота и (извините за слово, другого не найду) не козлить.

Отвечаю на реплики И.А. Голощапова в отношении системы статистического учета

Она реализована и действует уже во многих видах деятельности и организациях. Как это сделать? Да также как Вы создали КС при МВД, методика практически одинаковая. Если хотите я вышлю Вам наши ежеквартальные и ежегодные отчеты с основными статистическими данными по финансово-хозяйственной деятельности ЧОО Департаменту безопасности Администрации Костромской области (в настоящее время упразднен решением нового губернатора). Система отчетности всех ЧОО области работала более 2-х лет, но результаты не обнародовались, хранились за семью печатями и в каких целях использовались могу только предположить.

Вы с 1998 года решали, рядили, затылки чесали, а наш бывший губернатор господин Слюняев И.Н. при хороших советниках и великом желании знать все, росчерком пера создал и применял статистический учет ЧОО, заставил всех руководителей крутиться. Молодец, поэтому ему и дали пост министра в Правительстве РФ. Работать надо. Так что кот надел колокольчики на мышей (чувствуете разницу). За цифры отвечать, это не за слова. Повторяться не буду.

Если система статистического учета необходима (а вы признали это), в структуре отрасли она должна быть. Кто будет разрабатывать? Отвечал. Кто будет исполнять? Независимые экспертные организации Общества. Кто будет контролировать? Объединение работодателей НСБ. Кто будет финансировать? Мы, учредители и руководители организаций НСБ, в интересах которых и будет работать система. Цели? Самоочищение, закон и порядок, борьба в своей деятельности с коррупцией (в том числе и с ее составляющей – демпингом), оборотнями, двойными стандартами, прозрачность и неотвратимость ответственности за нарушения, объективность и непредвзятость оценки деятельности, открытость и доступность, тщательный анализ данных, определение состояния и тенденций, определение и обобщение передового опыта организаций НСБ. И все это определяется по объективным конкретным цифрам самих организаций в сравнении с цифрами контролирующих органов и заказчиков. Это главное.

Игорь Александрович, удачи в Вашей непростой деятельности. Время определит правых. За 20-летний период результат налицо, итог работы тех, кто представлял сообщество, определен состоянием экономики ЧОО и в целом отрасли на конец 2012 год.

Хотелось бы обратить внимание органов власти, МВД, ФСБ, что проводимая противниками объединения политика, направленная на раскол НСБ, не дает положительного результата. Создаются причины противостояния в сфере безопасности. В этом плане ФСБ, МЧС, МВД, как государственные структуры, обязаны проанализировать ситуацию и приложить усилия к консолидации общества, в том числе и сфере НСБ. Этот раскол уже не связан с экономической деятельностью ЧОО и принимает политический окрас. Что явно нельзя допустить. В какой-то мере опыт Гудкова Г.В. может показать, до чего может довести противостояние.

Игорь Александрович , вопросы здесь не личные, поэтому, предлагаю общаться публично через порталы. Вы, как я понял через ГардИнфо, а я через "Хранитель". В споре рождается истина. Возможно подключатся и другие небезразличные к судьбе НСБ люди.

Н.Г.Блазнин

г.Кострома.

20.11. 2012г.