Проект

Представлен экспертной группой Некоммерческого партнёрства «Координационный Совет Негосударственных Предприятий Безопасности Столицы» для обсуждения в Общественной Палате РФ 15 ноября 2012 года на общественных слушаниях "Анализ правоприменительной практики законодательства, регулирующего частную охранную и детективную деятельность".

ОБЗОР

и комментарии к отдельным положениям Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11.03.1992 года № 2487-1 и иных нормативных правовых актов, регулирующих частную детективную и охранную деятельность в Российской Федерации

РАЗДЕЛ I

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации - Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее закон О ЧДОД, закон), другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

РАЗДЕЛ II

АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА

Статья 1

Анализ отдельных видов оказываемых охранных услуг,

прав и обязанностей охранников при их оказании

В соответствии со статьёй 3 закона О ЧДОД, в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг (нумерация сохранена соответствующей закону):

1) защита жизни и здоровья граждан;

Примечания к подпункту:

а) данный вид услуг может оказываться при заключении договора индивидуально с каждым физическим лицом (клиентом) на возмездной основе;

б) охранник не наделён полномочиями осуществления действий по защите жизни и здоровья граждан на охраняемых объектах, в том числе охрана которых финансируется из бюджетных средств - транспортной инфраструктуры, сфер образования, здравоохранения, социальной сферы и иных;

в) при любых видах преступлений против личности и иных (кроме противоправного завладения охраняемого имущества) охраннику не предоставлено право на задержание и передачу полиции лиц готовящихся, совершаемых или совершивших преступления, в данных ситуациях охранник обязан лишь уведомить правоохранительные органы о ставших ему известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений;

г) при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов охранник обязан обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств, при совершении иных преступлений он обязан незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях (а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей);

д) законом О ЧДОД не предусмотрены услуги в виде вооружённой защиты жизни и здоровья граждан (разрешается оказывать услуги только в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).

Примечание по оказанию данного вида услуг в практической деятельности. По нашему мнению, в типовом контракте на оказание охранных услуг, размещённом на сайте Департамента региональной безопасности города Москвы содержится техническая ошибка:

1) в виды оказываемых охранных услуг на объектах бюджетной сферы включены:

а) по защите жизни и здоровья граждан, данный вид услуг не может быть включен в контракт, поскольку такие услуги могут оказываться при заключении договора с каждым клиентом (работником Заказчика), их оказание (по данному контракту) приведёт к привлечению ЧОО к административной ответственности за незаконное оказание охранных услуг;

б) по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий, данный вид услуг не может быть включен в контракт, поскольку он не соответствует Базовым требованиям к охране объектов города Москвы за счёт средств бюджета города Москвы (приложение к постановлению Правительства Москвы от 16 октября 2007 г. N 911-ПП), которым предусмотрено: 3.2. Охрана объекта.

Основная задача охраны объекта - обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов, сохранность имущества, находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении (примечание: других видов услуг не предусмотрено и их включение в контракт приведёт к претензиям налоговых и контролирующих расходы бюджетных средств органов по нецелевому использованию бюджетных средств города Москвы, такие услуги могут оказываться по отдельному договору и оплачиваться за счёт средств заказчика).

Заключение по подпункту:

1) государство, как гарант неприкосновенности и безопасности граждан, определяет законом ценность имущества выше ценности жизни и здоровья человека;

2) при вооружённом нападении на граждан предоставляет преференции преступникам, поскольку они могут использовать оружие и лишать жизни беззащитных людей;

3) специальной нормой (законом) государство установило статус охранника, при этом значительно ограничило его полномочия (как гражданина), предусматривающие право на задержание лица, совершившего любое преступление для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений;

4) законом и постановлением Правительства России частным охранным организациям предоставлено право на содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий и не предоставлено право на содействие в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений, что вообще исключает возможность привлечения потенциала частных охранных структур для борьбы с преступностью.

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

Примечания к подпункту:

1) законом разделены понятия «объект охраны» и «имущество»:

а) дано толкование только понятия «объекты охраны»: недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения); движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги);

б) термин «имущество» (по нашему мнению идентичный термину «вещи») в определение понятия «объекты охраны» не включен, отдельное определение данного термина не приведено, что при неоднократном использовании термина «имущество» в законе затрудняет определение его значения;

в) разделяя эти понятия, закон предусматривает право на задержание лица, совершившего противоправное посягательство на охраняемое имущество, а не на охраняемые имущество и объекты;

2) охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При буквальном толковании положений закона:

а) вооружённая охрана имущества является самостоятельным (на наш взгляд, восьмым) видом охранных услуг, однако в общую статью закона видов оказываемых охранных услуг она не включена, получение лицензии для оказания данного вида услуг не требуется (это при общих требованиях ужесточения порядка оборота оружия);

б) разделяя понятия «объект охраны» и «имущество» закон не предусмотрел оказание услуг в виде вооружённой охраны объектов (это при общих требованиях усиления охраны объектов транспортной инфраструктуры и иных, разрушения которых могут привести к глобальным катастрофам);

в) предусматривая услуги по вооружённой охране имущества, закон не предусмотрел (в данном случае) ссылку на законность владения, пользования, распоряжения имуществом заказчиком услуг, что, соответственно, допускает охрану любого имущества (например, вооружённой охраны угнанных транспортных средств, при их перегоне в другие регионы);

3) при оказании охранных услуг охранникам запрещено использование методов сыска:

Примечания к данному подпункту:

а) законом охранникам запрещено использование методов сыска: устный опрос граждан и должностных лиц, наведение справок, изучение предметов и документов, внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации;

б) применение данных методов необходимо не только при осуществлении охранных функций (без них охранная деятельность бессмысленна), но и при оказании содействия полиции в розыске преступников (налицо двусмысленность положений и требований).

в) другие методы обеспечения охраны объектов, возможные для применения частными охранниками, законом не определены;

4) в соответствии с законом к договору на оказание охранных услуг прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством РФ:

Примечание к данному подпункту:

- перечень таких документов законодателем не определён, при буквальном толковании это первичные учётные документы - по учету основных средств, труда, торговых операций, денежных расчетов и иные, составляющие коммерческую тайну организации;

- при отсутствии официальных определений в законе, субъективная трактовка перечня таких документов заказчика осуществляется контролирующими, надзорными и судебными органами;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

Примечания к подпункту:

1) данная формулировка является удобной формой перевода ответственности заказчиков охранных услуг за обеспечение безопасности объектов на охрану по следующим основаниям:

а) внутриобъектовый и пропускной режимы устанавливаются собственником (заказчиком услуг) и обеспечиваются им совокупностью мероприятий и правил, включающих в себя - порядок содержания и мониторинга зданий и сооружений, правила внутреннего трудового распорядка, пожарной безопасности, охраны труда, обработки персональных данных, доступа на объект лиц и транспортных средств, оборота имущества и иных;

б) охрана объекта не может обеспечивать (силами 1-го, 2-х охранников) установленные режимы, полномочна лишь содействовать заказчику в их обеспечении в установленном законом порядке (в соответствии с Должностной инструкцией охранника, типовые требования к которой утверждены приказом МВД РФ), с соблюдением предоставленных прав и обязанностей охранников и уведомлением заказчика при нарушении установленных режимов для соответствующего реагирования (применения санкций к нарушителям);

в) при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов законодатель предусмотрел осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств только в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях;

Примечание. На практике это означает, что если охранник осмотрел въезжающее (выезжающее) с объекта транспортное средство и не обнаружил признаков преступления - он превысил свои полномочия и подлежит ответственности.

г) законодатель не предусмотрел в данном разделе право осмотра ввозимого и вывозимого имущества, что исключает возможность контроля над сохранностью охраняемого имущества;

д) при обеспечении пропускного режима охраннику не предоставлено право проверки документов, удостоверяющих личность и задержания нарушителей, поскольку, за нарушение пропускного режима на охраняемых ЧОО объектах, административная ответственность не предусмотрена;

е) при оказании охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители объекта охраны должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию (законом не определено, какая информация должна содержать сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов; на заказчика данные требования не распространяются и он не обязан вывешивать при входе такую информацию).

Статья 2

Анализ положений закона о правах

и обязанностях частных охранников

2.1. Определяя в статье 11.1. правовой статус частного охранника, законодатель:

1) ограничился предоставлением такого статуса гражданам: прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен; получившим удостоверение частного охранника; работающим в частной охранной организации по трудовому договору и выполняющим трудовые функции;

2) устанавливая статус (правовое положение охранника) законодатель не предусмотрел в законе раздел с изложением прав и обязанностей частного охранника;

3) при оказании разрешённых законом видов оказываемых услуг (кроме обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объекте) охранник наделён только одним правом: «лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию)».

Примечания №1 к подпункту 3:

а) по нашему мнению, поскольку данная специальная норма права является приоритетной, она отменяет общегражданские права охранника (в период исполнении им охранных функций) предусмотренные статьёй 38 УК РФ - на задержание совершившего преступление лица для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер);

б) в то же время, законодатель в статье 16 закона О ЧДОД делает ссылку: «Применение охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом» (при буквальном толковании на охранника распространяются действия статей 38 и 39 УК РФ только в ситуации, когда он правомочен применить специальные средства и оружие), без официального толкования данные положения двусмысленны;

в) указанной в пункте 2.1.3. специальной нормой установлено (с существенным ограничением, предусмотренных ст. 38 УК РФ прав гражданина), что при совершении противоправного посягательства на охраняемое имущество охранник:

- наделён правом на задержание предполагаемого преступника только в пределах места правонарушения (не преступления);

- не наделён правом: преследования предполагаемого преступника за пределами «места правонарушения» и охраняемого объекта; доставления задержанного в полицию (например, при задержании нарядом мобильной группы немедленного реагирования), оформления документов по факту задержания; изъятия орудий преступлений (в том числе оружия); охраны места «правонарушения»;

- не правомочен на задержание лиц, совершивших на охраняемом объекте иные виды преступлений (включая особо опасные) (кроме предусмотренных в 18 главах УК РФ видов преступлений против собственности), в том числе, против безопасности государства, личности, несовершеннолетних и иных, а также административных правонарушений;

Примечания № 2 к подпункту 3:

а) при совершении иных (кроме противоправных посягательств на охраняемое имущество) преступлений:

- при оказании услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов охранник не наделён правом на задержание, обязан лишь незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей (подпунктом не предусмотрена обязанность по сообщению информации о совершаемых преступлениях);

- при оказании иных видов услуг частному охраннику запрещается: скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений.

Примечание № 3 к подпункту 3:

а) закон не даёт толкования терминов «противоправного посягательства на охраняемое имущество» и термина «имущество» (можно предположить, что это деяния против собственности, предусмотренные главой 21 УК РФ (всего 11 составов преступлений);

б) законодателем применён термин «на месте правонарушения» без толкования терминов: «место» (это территория всего охраняемого объекта или его отдельные здания, помещения, участки и места); «правонарушение» (в широком смысле - преступление и (или) административное, дисциплинарное гражданско-правовое, трудовое правонарушение).

в) законодатель выделил в отдельную статью 12.1. закона права и обязанности охранника при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а именно:

- требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения установленного заказчиком внутриобъектового и пропускного режимов (данная формулировка отличается от изложенной в видах услуг: «обеспечение» внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в связи с чем, охранник обязан оказывать содействие заказчику или обеспечивать установленные режимов (как правильно?);

- осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны), при этом, при предъявлении документа, подтверждающего основания допуска лиц на объект по пропускам (спискам) заказчика, охраннику не дано право проверки документов, удостоверяющих личность допускаемого на объект лица для подтверждения подлинности предъявленного документа;

г) законом не определён порядок фиксации персональных данных посетителей при допуске на объект, поскольку не допускается фиксация персональных данных (фамилии, имени, отчества, реквизитов документов) без их письменного согласия;

д) закон не предоставляет право охраннику на проверку документов, удостоверяющих личность у нарушителя пропускного режима, а также на его задержание и уведомление (для передачи) органов внутренних дел, поскольку нарушение пропускного режима на охраняемых частной организации объектах, не составляет состав административного правонарушения (такая ответственность предусмотрена при нарушениях пропускного режима на объектах, охраняемых работниками ведомственной охраны и ФГУП «Охрана» МВД России);

е) законом не установлен перечень лиц, допускаемых на объект на основании служебных удостоверений и порядок допуска таких лиц, что затрудняет определение полномочных для допуска на охраняемые объекты лиц.

2.2. Охранникам при обеспечении пропускного режима дано право производить в пределах, установленных законодательством РФ, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;

Примечания к пункту:

1) визуальный осмотр не даёт права для проверки кабины и багажника транспортного средства (толкования термина «осмотр» не дано);

2) законодателем не дано разъяснений термина «в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях», оно относится к транспортным средствам оперативных служб государственных военизированных организаций или ко всем въезжающим (выезжающим) транспортным средствам; в последнем случае охранник будет привлечён за превышение полномочий, если не докажет противоправность использования транспортных сред (наличие признаков преступления);

3) в пункте 2) законодатель предоставил право проверки документов, дающих право ввоза (вывоза) имущества, но в пункте 3) не предоставил права на осмотр ввозимого (вывозимого) имущества по предъявленным документам;

4) законодатель вновь применяет термин «имущество» без толкования его понятия;

5) при буквальном толковании и отсутствии союза «или» осмотр транспортных средств и имущества должен проводиться только при наличии трёх лиц: водителя; лица, сопровождающего транспортное средство; лица, сопровождающего имущество.

4) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

Примечания к подпункту:

1) применение физической силы носит декларативный характер, его порядок законодательством РФ не установлен и соответственно, применение физической силы противозаконно;

2) специальные средства применяются в ограниченных законом случаях: для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью, а охранники и для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью охраняемых граждан; для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление (при совершении иных видов преступлений применение спецсредств не допускается);

3) охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество (применение оружия при совершении иных вооружённых преступлений на объекте не допускается); для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Примечания к подпункту:

комментарий о порядке содействия правоохранительным органам изложен в Статье 3.

Статья 3

Анализ положений, регулирующих лицензирование охранной деятельности

3.1. В соответствии со статьёй 11.5. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии:

«Органы внутренних дел вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, указанных в части девятой настоящей статьи». Части 9 в данной статье не существует, что не даёт оснований к применению данного пункта.

3.2. В соответствии со ст. 11.5, п. 5. Необеспечение доступа должностных лиц органа внутренних дел в ходе проведения ими проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона, в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации, отражающей учет и использование оружия и (или) специальных средств, либо воспрепятствование такому доступу. При этом, законом не дано понятия: необеспечение доступа, воспрепятствование доступу, а также временной интервал, что может приводить к субъективному толкованию данных терминов сотрудниками лицензирующего органа.

Статья 4

Анализ положений нормативных правовых актов,

регулирующих содействие правоохранительным органам

4.1. В соответствии с законом О ЧДОД: «В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» (в редакции ФЗ от 22.12.2008 N 272-ФЗ).

4.2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. N 10 г. "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587" (дата первой официальной публикации: 1 февраля 2012 г. в Российской газете, вступило в силу через 7 дней после публикации, разрабатывалось более 4-х лет) утверждены «Правила предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставления частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений».

4.3. Правила утверждены с нарушением прав правоохранительных органов, законов и иных правовых актов, прав и законных интересов частных охранных организаций и охраняемых ими собственников, а именно:

4.3.1. В соответствии с законом о ЧДОД, Правительством РФ устанавливается порядок содействия правоохранительным органам (суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции и иные), а не только МВД РФ, основными направлениями деятельности которого и являются, в том числе: обеспечение правопорядка в общественных местах, предупреждение и раскрытие преступлений (в предупреждении административных правонарушений участвует не только полиция).

4.3.2. Типовые формы соглашения об обеспечении правопорядка и соглашения о предупреждении и раскрытии преступлений устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, без ссылки на их согласование с иными правоохранительными органами.

4.3.3. Соглашение не должно предусматривать юридических обязательств, однако в него включены обязанности частной охранной организации и детективов (обязанности другой стороны могут вноситься лишь при необходимости), в частности (нумерация пункта и подпунктов соответствует указанным в Правилах):

4.3. В соглашении об обеспечении правопорядка может предусматриваться порядок осуществления следующих обязанностей:

а) участие работников частной охранной организации в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий;

Примечания к подпункту:

1) в подпункте не раскрыт механизм такого участия (возмездное или безвозмездное, порядок выделения, права и функции (поскольку они не выполняют трудовые функции по договору с правоохранительным органом, соответственно и не наделены статусом охранника, не застрахованы), в состав каких сил они выделяются, какие должностные лица осуществляют управление, обеспечивают их личную безопасность и т.п.);

2) оказывать содействие в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий охранники могут только в качестве граждан (без форменной одежды) при добровольном волеизъявлении и совместно с сотрудниками полиции (участвовать в оцеплении, патрулировании, быть понятыми и т.п.);

3) для обеспечения порядка (а не правопорядка) в местах проведения массовых мероприятий работники частных охранных организаций могут привлекаться только при оказании таких услуг по договору с заказчиком, в соответствии с утверждённой (согласованной) сторонами Должностной инструкцией.

б) содействие работников частных охранных организаций в вызове дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охраной деятельности;

Примечания к подпункту:

1) вызывая дежурную службу (территориального органа внутренних дел, скорой помощи, аварийно-спасательных служб и т.п.) работник ЧОО оказывает содействие не перечисленным органам, а находящимся на объекте охраны работникам либо посетителям;

2) приём информации о вызове от иных лиц, должен осуществляться вне охраняемой территории, поскольку несанкционированный доступ граждан на объект запрещён;

3) данный подпункт дублирует положения подпункта г).

в) содействие работников частной охранной организации органам внутренних дел в розыске лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;

Примечания к подпункту:

1) механизм содействия подпунктом не определён, исполнение данных функций повлечёт ответственность за нарушение ФЗ О ЧДОДД, поскольку законом запрещено использование методов сыска (устный опрос, наведение справок, изучение предметов и документов, внешний осмотр объектов, наблюдения для получения информации) и проведение оперативно-розыскных действий;

2) включение данных функций в соглашение с ЧОО противоречит ФЗ О ЧДОД и утверждённым Правилам, поскольку право содействия в предупреждении и раскрытии предоставлено только детективам;

3) получив информацию о совершении преступления, охранник обязан действовать в соответствии с подпунктом г);

4) подпункт предусматривает содействие только органам внутренних дел и ограничивает права ЧОО на содействие другими правоохранительным органам (например, с ФСКН России при розыске (по фотороботам) на объектах образования лиц, вовлекающих несовершеннолетних к употреблению наркотиков).

г) незамедлительное информирование работниками частных охранных организаций правоохранительных органов о ставших им известными нарушениях общественного порядка, готовящихся, совершаемых и совершенных правонарушениях и преступлениях;

Примечания к подпункту:

1) такая обязанность предусмотрена ФЗ О ЧДОД только при оказании услуг по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объекте;

2) для включения таких обязанностей в соглашение необходимо внести изменение в ФЗ О ЧДОД;

д) организация совместных патрулей, в состав которых включаются сотрудники органов внутренних дел или других правоохранительных органов, в том числе с использованием транспортных средств частной охранной организации, оказывающей услуги по охране объектов или имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны;

Примечания к подпункту:

1) для организации совместных патрулей на охраняемых объектах правоохранительный орган должен выступить третьей стороной в договоре на оказание охранных услуг либо выполнять патрулирование собственными силами по согласованию с собственником объекта;

2) для включения в мобильную группу ЧОО сотрудника правоохранительного органа - требуется согласие заказчика, поскольку: договором на оказание охранных услуг это не оговорено; ГБР следует строго по маршруту и не может отвлекаться от исполнения договорных обязательств и исполнения предписанных функций; при задержании на месте «правонарушения» лиц при противоправном покушении на охраняемое имущество наряд ЧОО обязан незамедлительно передать задержанного полиции (путём вызова на место правонарушения), право доставления задержанных в территориальный отдел внутренних дел не предоставлено;

3) не определён перечень сотрудников правоохранительных органов, которые вправе (в рабочее время) выполнять функции патрульного экипажа ГБР ЧОО, в том числе на объектах частной собственности.

е) предоставление правоохранительным органам имеющихся в частной охранной организации или используемых на охраняемых объектах технических средств охраны, средств аудио- и видеонаблюдения для использования их в целях обеспечения общественной безопасности.

Примечания к подпункту:

1) механизм предоставления правоохранительным органам имущества (не являющегося вещественным доказательством) подпунктом не определён и может осуществляться по субъективному усмотрению любого сотрудника правоохранительного органа; подпункт содержит коррупционную составляющую;

2) подпункт предусматривает обязанность ЧОО по предоставлению правоохранительным органам не только собственного, но и используемого на охраняемом объекте имущества заказчика (согласно союзу «или»), такие действия содержат состав преступления;

3) в соответствии со статьёй 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом (правоохранительным органом) на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Статья 5

Анализ поправок к постановлению Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»

5.1. В соответствии с разделом «Правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников):

- п. 2. Частная охранная организация обязана в письменной форме уведомить орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также орган внутренних дел по месту охраны имущества (расположения объекта охраны) …;

- п. 3. В случае оказания услуг, связанных с охраной имущества при его транспортировке, частная охранная организация уведомляет орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, незамедлительно после подписания соответствующего договора до начала их фактического осуществления в любой форме, позволяющей зафиксировать такой факт.

5.2.Учитывая данные положения и ограниченный срок для уведомления (незамедлительно, 12 часов, 5 дней), с учётом организации приёма в лицензирующем органе (осуществляется 2 раза в неделю с 10 до 17 часов и каждую 1-ю и 3-ю субботу), представление уведомлений в сроки – незамедлительно и 12 часов не представляется возможным. Предоставление уведомлений по факсимильной связи, в электронном виде либо путём передачи нарочным в канцелярию – не предусмотрено.

РАЗДЕЛ III

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Несмотря на принятые конституционные обязанности государства на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение безопасности людей, объектов и инфраструктуры и противодействие существующим и потенциальным угрозам:

1) положения закона первичными ставят перед частными охранными организациями не общегосударственные задачи по защите жизни и здоровья граждан, а защите жизни и здоровья граждан только на возмездной (платной) основе и защите имущества собственников (в том числе частной);

2) не давая толкований отдельным терминам и понятиям, применительно к данному закону, законодатель создал причины и условия для их субъективной трактовки контролирующими, надзорными и судебными органами и применения санкций при наличии противоречий и двусмысленности формулировок;

3) отдельные положения нормативных правовых актов содержат нарушения требований законов и создают условия для неправомерного и коррупционного поведения участников;

4) несмотря на заинтересованность государства в обеспечении безопасности в стране, права частных охранников значительно урезаны в сравнении с правами работников ведомственной охраны и ФГУП «Охрана» МВД России, что в значительной степени снижает потенциал частных охранных организаций по содействию в борьбе с преступностью.

3.2. Эффективность физической охраны объектов силами частных охранных организаций в значительной мере снижена в связи с отсутствием нормативов для объектов всех форм собственности (особенно бюджетных), регулирующих категорирование объектов по уровню опасности, технической укреплённости и выставления постов охраны, установления уровня оплаты труда охранников, не ниже квалифицированных рабочих по региону.

3.3. В сравнении с сотрудниками полиции (аттестация проводится один раз в четыре года путём собеседования) для частных охранников периодические проверки с дополнительным обучением и сдачей квалификационного экзамена установлены через каждые 11 месяцев (6-й разряд) и 24 месяца (4-й, 5-й разряд).

3.4. Закон О ЧДОД и иные нормативные правовые акты в области охраны и сыска требуют более тщательного правового анализа и переработки, в том числе с участием охранно-сыскного сообщества.

3.5. Аналитический обзор составлен независимым экспертом, выводы и примечания не являются бесспорными и требуют тщательной доработки с участием научных работников, практических работников и специалистов в различных областях права.

С уважением

Председатель правления КС «НПБС»                                                                                                     И.Б.Клыков