Разработка концепции развития негосударственной сферы безопасности 2020

Повышение эффективности охранной деятельности в Российской Федерации невозможно при отсутствии законодательства, отвечающего потребностям и интересам потребителей охранных услуг. При этом необходимо учитывать изменения, происходящие в стране. Отсутствие основательной нормативно-правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых законодательных актов, несвоевременное устранение противоречий в действующем законодательстве не способствуют развитию частной охраны в России, ограничивают возможности решения задач по обеспечению необходимого уровня качества жизни граждан, не могут гарантировать безопасность предпринимательской деятельности и защиту прав и законных интересов граждан.

Очевидно, что негосударственной сфере безопасности (НСБ) необходима Концепция законодательства в сфере охраны в Российской Федерации, необходима система обоснованных взглядов на охранную деятельность в целом. Необходимо законодательство, регулирующее этот отдельный, самостоятельный вид социально полезной деятельности, где под охранной деятельностью понимается урегулированная законодательством РФ деятельность субъектов охраны, осуществляемая в пределах компетенции, для обеспечения безопасности личности, общества и государства. Необходима единая государственная политика в сфере охраны, необходимо приведение в стройную систему всех норм и положений, которые регулируют аналогичные для всех видов охранной деятельности отношения, но делают это неодинаково.

Комплексный подход, по мнению ведущего эксперта отрасли профессора Шестакова В.И., позволяет сформировать единую Концепцию совершенствования законодательства в сфере частной охраны охранной деятельности и приступить к разработке Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации». Необходимость подготовки именно нового закона, регулирующего охранную деятельность, а не «латание» действующего законодательства, обусловлена тем, что вносимые в него в последнее время кардинальные изменения и дополнения не только не улучшают его, а наоборот создают значительные сложности в его применении на практике.

Большинство специалистов-экспертов отрасли при формировании перспективного Федерального закона предлагают рассматривать многоуровневую модель построения рынка охранных услуг в Российской Федерации:

● федеральная, государственная охрана;

● региональная, ведомственная, муниципальная охрана;

● частная, негосударственная охрана.

Модель соответствует формам собственности в РФ и, таким образом, способна предоставить собственнику право выбора уровня необходимой охраны.

Одновременно, по мнению Экспертного совета Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, целесообразно подготовить и принять отдельные Федеральные законы: «О частной охранной деятельности в Российской Федерации» и «О частной детективной деятельности в Российской Федерации». Наличие отдельного закона о частной сыскной и охранной деятельности целесообразно и с точки зрения юридической техники. В действующем законе «О частной детективной и охранной деятельности» содержится немало отсылочных (бланкетных) норм, регулирующих правоотношения в сфере сыска, положения которых практически невозможно применить в сфере охраны. Все это порождает серьезные трудности в правоприменительной практике. Отделение сыскной деятельности от охранной деятельности и отнесение ее к одному из видов розыскной деятельности скажется положительно и на ее дальнейшем правовом регулировании, так снимет целый ряд проблем и, прежде всего, касающихся полномочий, методов и способов, применяемых при оказании сыскных услуг.

Депутат ГД РФ, заместитель председателя Комитета по безопасности ГД Андрей Луговой внес предложение о разработке закона «О телохранителях», его обсуждение прошло в Общественной палате РФ в середине марта 2012 года и нашло поддержку у представителей отрасли безопасности.

В то же время, доктор юридических наук, профессор В.И.Авдийский в качестве модернизации законодательства в НСБ акцентирует внимание на разработке ФЗ «О защите собственности в Российской Федерации». И, в соответствии с единой Концепцией, предлагает предусмотреть подготовку и внесение Федеральных законов и нормативных правовых актов по каждому виду экономической деятельности (оказываемых услуг): ФЗ «Об охране собственности», ФЗ «О частной детективной деятельности», ФЗ «О коллекторской деятельности», ФЗ «О экономической безопасности хозяйствующих субъектов», ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О защите собственности в Российской Федерации» и др.

Таким образом, налицо заинтересованность всего сообщества НСБ выработать оптимальную Концепцию развития отрасли в длительной перспективе до 2020 года и далее. С этой целью, по мнению председателя подкомиссии по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы НСБ Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты РФ, члена ОП РФ Галочкина Д.Е. необходима консолидация экспертов, законодателей, представителей органов исполнительной власти, общественности для разработки единого, комплексного подхода к решению задач. Сегодня очевидна необходимость включения структур НСБ в силы и средства обеспечения общей, глобальной безопасности Российской Федерации.

Об авторе.

Хмелев Сергей Олегович – эксперт по безопасности, ответственный секретарь подкомиссии по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы НСБ.

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.