Первую часть материала на тему перспектив подключения частного охранного сообщества России к оказанию услуг Министерству обороны и другим силовым ведомствам читатели могут найти по ссылке: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=69369

ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ…

Александр ИВАНЧЕНКО, исполнительный директор Ассоциации индустрии безопасности

Думаю, что, прослужив более 20 лет в Вооруженных Силах, из них около четырех лет - в «горячих точках», имею определенное право оценивать описанные в статье нововведения.

Освобождение личного состава подразделений Вооруженных Сил от функций, не связанных с боевой подготовкой, вызвано, прежде всего, сокращением срока службы и, следовательно, тем временем, которое может быть затрачено на ту самую боевую подготовку. Не может солдат, обремененный нарядами, караулами, хозяйственными работами, всего за один год срочной службы в необходимой мере освоить современное оружие, технику, приобрести устойчивые навыки их боевого применения, освоить и довести до надлежащего уровня (намеренно не говорю «до автоматизма» - это удел военных профессионалов-контрактников) свои действия в различных условиях тактической обстановки.

С другой стороны, когда функции охраны берет на себя специально предназначенный для этого человек, имеющий «заточенный» под такую деятельность график работы и отдыха, специально подготовленный для выполнения этой задачи и, что важно, получающий за это достойную зарплату, можно надеяться, что дело от этого только выиграет.

Поэтому ввиду того, что перевод армии на чисто контрактные рельсы откровенно затягивается, а возврат к прежним срокам службы чреват серьезными социальными издержками, переход к аутсорсингу второстепенных задач или, как в описанном случае, к формированию специальных нестроевых служб для их выполнения следует считать шагом в правильном направлении.

Более того, это необходимое условие создания профессиональной контрактной армии: весь мировой опыт показывает, что привлечение на службу профессионалов и возможность требовать от них высокого уровня подготовки подразумевает поддержание необходимого социального статуса профессионального военного. Трудно представить себе, например, скрипача театрального оркестра, который, вместо того, чтобы репетировать, подметает оркестровую яму…

Что же касается сравнения описанных охранных подразделений с ЧОПами, я думаю, это не вполне корректно. В отличие от частных охранных предприятий, диапазон использования которых значительно шире, указанные подразделения военизированной охраны действуют в условиях жестких ограничений по месту несения службы, характеристикам объектов, разнообразия возможных критических ситуаций. Проще говоря, служащий такого подразделения изо дня в день выполняет одни и те же обязанности, руководствуясь инструкциями, утвержденными на основании приказа министра обороны и имеющими в основе своей давно апробированные положения Устава гарнизонной и караульной службы. И перемещаться в процессе своей трудовой деятельности такой сотрудник может тоже исключительно в рамках военных организаций со сходными требованиями.

А вот реши он поработать в ЧОПе, «гражданским» охранником – проходи подготовку, получай лицензию на общих основаниях. И это абсолютно правильно, так как условия выполнения задач по охране объектов на территории воинской части и охрана невоенных объектов в условиях гражданского окружения – это, как говорят, «две большие разницы»…

Вместе с тем, сам факт появления в Вооруженных Силах охранных подразделений, укомплектованных гражданским персоналом, представляет большой интерес, как с точки зрения расширения вариантов ведомственной охраны, так и в плане увеличения численности профессионального охранного сообщества. А оно в настоящий момент, с учетом соответствующих служб МВД, ведомственной охраны и частных охранных организаций, насчитывает значительно более миллиона человек, что для нашей страны составляет солидный процент экономически занятого населения.

 

ЭТО – НЕ АУТСОРСИНГ

Валерий МАКАРОВ, эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы, руководитель Синдиката «Национальная Гвардия» (фото на заставке)

 

Летом 2009 года министр обороны РФ А.Э. Сердюков выразил свое согласие с предложением Генерального штаба (ГШ) ВС РФ создать ОАО «Оборонохрана» как управляющую компанию с целью привлечения частных охранных организаций для охраны объектов Министерства обороны России.

Под руководством советника начальника ГШ ВС РФ генерала армии В.В. Корабельникова была создана рабочая группа, которая и занималась проработкой данного вопроса вплоть до начала мая 2010 года.

Рабочей группой была изучена вся законодательная база в области обеспечения безопасности в стране, в том числе и подзаконные акты всех силовых министерств, подготовлен полный пакет документов для создания указанного ОАО, рассмотренный  в марте 2010 года на совещании у министра обороны РФ.

Совещание закончилось решением министра обороны отказаться от охраны объектов министерства силами частных охранных организаций в силу их слабой вооруженности. Одновременно было предложено рассмотреть ОАО «Оборонохрана» не как управляющую компанию, а как самостоятельную охранную структуру.

Во исполнение решения этого совещания министру обороны были представлены документы по созданию стратегического ОАО «Оборонохрана».

Документы были рассмотрены и адресованы начальнику ГШ ВС РФ для согласования с ведомствами Минобороны РФ. Совещание у начальника ГШ ВС РФ генерала армии Н.Е. Макарова состоялось в начале мая 2010 года, на нем была высказана мысль о передаче охраны объектов военной полиции, о создании которой в ту пору ставился вопрос.

На сегодняшний день вопрос решения поставленной задачи продолжает быть актуальным - военнослужащие срочной службы не освобождены от несвойственных обязанностей и продолжают охранять объекты Министерства обороны.

Нельзя сказать, что все остается без изменений. В этом году директивой начальника ГШ ВС РФ было предписано рассмотреть вариант охраны военных учебных заведений силами частных охранных организаций, а до этого мы могли видеть частных охранников в медицинских учреждениях Минобороны РФ.

По существу статьи. Автор описал деятельность подразделений военизированной охраны из состава ведомственной охраны Министерства обороны. Это не аутсорсинг.

В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1999 г.  № 77-ФЗ «О ведомственной охране», постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 514 «Об организации ведомственной охраны» (с последними изменениями: постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 59) Минобороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, имеющим право создавать ведомственную охрану.

Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 960 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» определены структура органов ведомственной охраны, нормы численности работников ведомственной охраны, порядок организации их деятельности и т.д.

Далее - из утвержденного Положения:

«…Ведомственная охрана создается в составе воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и состоит из подразделений военизированной охраны, применяемых для охраны особо важных и режимных объектов, и сторожевой охраны, применяемых для охраны других объектов.

Структура и штатная численность подразделений военизированной и сторожевой охраны, входящих в ведомственную охрану, утверждаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах штатной численности гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Ведомственная охрана использует боевое ручное стрелковое оружие, находящееся на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации.

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной охраны осуществляются за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации.

Оплата труда работников ведомственной охраны производится в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы…»

 

Так что это, повторяю, не аутсорсинг. Возможно, это пример образцового решения командиром полка поставленной задачи. Но, к сожалению, это не выход для всех Вооруженных Сил страны.

 

От редакции «МБ»

Мы намерены продолжить разговор на тему перспектив подключения частного охранного сообщества России к оказанию услуг Министерству обороны и другим силовым ведомствам. Желающие поучаствовать в дискуссии на эту тему, пишите, звоните!