Функции охраны воинских частей и организаций, в том числе имеющих стратегическое значение, все активнее передаются гражданским охранникам. Хорошо это или плохо? Пока, вроде, хорошо… 

Здесь не требуется лицензия и не надо сдавать квалификационный экзамен. Зато зарплата выше, чем в ЧОПе 

Служить, а не сторожить 

Для автора этих строк первое и единственное нарушение воинской дисциплины за все четыре года обучения в военном училище было связано с отступлением от Устава гарнизонной и караульной службы (УГиКС). Причем, проступок оказался чисто техническим: на охраняемую территорию я допустил своего же комбата, который не упустил случая «подловить» курсанта на незнании им нормы УГиКС, четко определяющего перечень лиц, имеющих право прохода на пост. Итог комбатовской «провокации» оказался печальным: выговор, лишение увольнения, еще какие-то «санкции», сегодня воспринимаемые лишь с ностальгической улыбкой…

А вот служи я в наши дни, к примеру, в отдельном полку морской пехоты, дислоцирующемся в Петропавловске-Камчатском, о нарушениях правил караульной службы, наверное, и не ведал бы. Дело в том, что подобного «удовольствия» - несения службы в караулах по охране объектов тыла и обеспечения – военнослужащие этой части практически лишены. Данные функции с недавних пор выполняет здесь специально сформированная в составе полка команда военизированной охраны. За морпехами остались лишь назначаемые изредка выездные караулы по сопровождению воинских грузов.

Для кого-то это, может быть, покажется и нонсенсом: как же, охрана военных объектов доверена каким-то там вохровцам. На самом деле, ничего экстраординарного в процессе делегирования функций обеспечения, в том числе охранного, специализированным гражданским организациям нет. Такая практика давно внедрена за границей. В армиях целого ряда государств - процедуры, связанные с обеспечением сохранности имущества воинских частей, реализуются частными охранными компаниями. Конечно, речь не идет о стратегических объектах: здесь подобные задачи все же выполняются воинскими подразделениями, как правило, специального назначения. А вот обеспечение безопасности, скажем, периметра расположения военного городка, несение службы на внешних сторожевых постах, охрана складов с запасами материальных средств, техники – все это передано сторонним организациям на принципах аутсорсинга. Того самого, который сейчас активно внедряется и в российских Вооруженных Силах, и за которым, как ни крути, будущее.

В отдельном полку морской пехоты Тихоокеанского флота, о котором идет речь, систему охранного аутсорсинга осваивают уже не первый год. Результаты – самые позитивные. Начиная с более качественного выполнения профессиональными охранниками вмененных им обязанностей по обеспечению сохранности имущества и заканчивая отсутствием необходимости отвлечения личного состава на несение караульной службы.

- На охрану полковых объектов у нас ежедневно заступают пять караулов, и при этом ни одного – сформированного из числа военнослужащих, - отмечает помощник командира части по работе с личным составом подполковник Владимир Мамаев. – Эти задачи теперь выполняются штатными подразделениями военизированной охраны (ВОХР), объединенными в единую команду, которая как подчиняется своему начальнику, так и замыкается на командира полка. То есть общее руководство организацией караульной службы по-прежнему осуществляется командиром воинской части. Однако теперь охрана объектов обеспечивается уже не военнослужащими, а работниками штатной службы охраны.

 

Сутки через трое 

Почему штатной? Дело в том, что команда военизированной охраны (именно так называется эта служба) структурно входит в состав полка. По сути, это не аутсорсинг в чистом виде. Ведь полковые вохровцы приняты на работу и зачислены в штат непосредственно воинский части и работают здесь, имея статус гражданского персонала.

Был бы это аутсорсинг, подобные задачи были бы переданы работникам какого-нибудь привлеченного по контракту частного охранного предприятия.

Однако отличие - только в статусе подрядчиков работ. Для командования же главное, что от выполнения данных задач освобожден личный состав. При этом контроль, как уже было сказано, в любом случае остается за командиром части. Своим приказом он утверждает и порядок несения службы, и принимает людей на работу, и следит за выполнением командой ВОХРа порученных ей задач.

Формированию в этом полку собственной команды военизированной охраны дал старт соответствующий приказ министра обороны, определивший основные параметры функционирования данной структуры и установивший инструкции по организации и несению службы. К слову, за основу был взят все тот же проверенный временем Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил. С прежних времен остались также караульные помещения, в которых теперь разместились вохровцы, да и посты, ранее охраняемые военными. На этом сходства, пожалуй, и заканчиваются.

- У полкового ВОХРа и своя структура, и свой порядок организации работы, - говорит подполковник Мамаев. – Например, более широко используются технические средства: те же системы видеонаблюдения, более адаптированная аппаратура связи. Иная здесь и схема производственных отношений, основанная на нормах Трудового кодекса.

Сформированы графики смен, ведется учет переработок, оформляются все положенные социальные выплаты. То есть все организовано так, как на обычном предприятии.

С другой стороны, просто отстоять смену и уйти на три дня на отдых (знаменитый график «сутки через трое») у полковых вохровцев не получится. С учетом особенностей своего места работы они должны регулярно проходить подготовку. В том числе - боевую.

К примеру, выполнять стрельбы из штатного оружия (на пост охранник выходит с карабином СКС). На стрелковые тренировки отводится не менее 6 часов в месяц. На каждого. Проводятся также инструктажи, занятия по дисциплинам, сдача нормативов. Пройти подготовку и сдать экзамен на допуск к несению службы с оружием необходимо сразу же после приема на работу в эту структуру.

 

Я б в охранники пошёл… 

Попасть на работу в команду ВОХР камчатского полка морской пехоты не так-то просто.

Здесь действует целая система отбора кадров. Все начинается с этапа рассмотрения документов, ключевым из которых является бумага из органов внутренних дел об отсутствии у кандидата на трудоустройство криминального прошлого и в целом каких-либо проблем с законом.

Затем настает черед работы полкового психолога. С помощью отработанных методик проверяется психологическое состояние потенциального рекрутера, выявляются его возможные негативные особенности, способные помешать будущему выполнению обязанностей. Тестирование проводится на пункте психологической помощи и реабилитации полка с помощью компьютерного оборудования. Соответствующие технологии отработаны. И надо сказать, отрицательное заключение психолога считается веским основанием для отказа кандидату в заключении с ним трудового договора.

Еще одним элементом отбора на работу в полковой ВОХР является прохождение медицинской комиссии. Конечно, требования здесь не такие жёсткие, как те, что предъявляются к действующим военнослужащим при прохождении ими ВВК. Однако, лица, имеющие проблемы со здоровьем, а уж тем более страдающие серьезными заболеваниями, на этом этапе отсеиваются. К слову, медицинское сопровождение организовано и на протяжении всей службы. Медики проверяют самочувствие работников охраны, заступающих в каждый караул, осматривают людей перед каждой трудовой сменой. Таков порядок, и с ним никто не спорит…

При этом желающих устроиться на работу в команду военизированной охраны полка морпехов хоть отбавляй. И привлекает кандидатов, как нетрудно догадаться, размер денежного содержания. При средней зарплате частных охранников в Петропавловске-Камчатском в 12-17 тысяч рублей оклад стрелка полковой команды ВОХР (так звучит официальное название этой должности) стартует с отметки в 18 тысяч. И это – только нижний предел, без учета доплат за выход в ночную смену, за переработки на время подмен сослуживцев-отпускников. В целом, принимая во внимание различные надбавки, зарплата полкового вохровца может составить 25 и более тысяч рублей. Сумма для региона приличная, особенно в данной сфере деятельности.

Кроме того, работники службы охраны воинской части освобождены от необходимости проходить процедуры, предусмотренные для охранников на гражданке: обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников, сдача квалификационного экзамена на соответствующий разряд, получение лицензии и ее периодическое подтверждение регулярными проверками. Во всяком случае, лицензию у тех, кто устраивается на работу в воинскую часть в качестве гражданского персонала охраны, не требуют. Здесь основные критерии – здоровье (в том числе психологическое) и отсутствие проблем с правоохранительными органами.

Кто приходит в команду ВОХР? Люди разных возрастов, разного социального статуса. Есть и те, кому за 50, есть и значительно моложе. Немало в числе охранников и тех, что, прошел армейскую службу. Тем не менее, сразу в штат ВОХРа кандидата на работу не зачисляют. Сначала нужно пройти испытательный срок, отстоять несколько смен в качестве стажера. Окончательное решение принимается только по результатам испытательного срока.

- Претензий к своим охранникам у нас нет, - отмечает помощник командира полка подполковник Мамаев. – Каких-либо фактов недобросовестного несения службы, а уж тем более воровства или иного негатива, связанного с несением службы, я не припомню. Напротив – сами вохровцы не раз задерживали на своих постах нарушителей. Недавно при попытке кражи угля с одного из охраняемых объектов ими были задержаны гражданские лица. Злоумышленники были переданы сотрудникам правоохранительных органов, вызванных через дежурного по полку.

К слову, работники военизированной охраны, так же, как и часовые раньше, имеют право применять оружие. Не зря на некоторых объектах, которые охраняются вохровцами, помещены таблички с предупреждающими надписями: «Стой, стреляют». Надо учесть, что Камчатка, к сожалению, не является самым благополучным  в криминогенном отношении российским регионом. Но огонь на поражение по нарушителям вохровцы полка не применяли еще ни разу.

 

На договорное обслуживание 

В целом, схема привлечения гражданских структур к выполнению задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности воинской части и обслуживанием личного состава, прошла неплохую апробацию и из режима эксперимента уже перешла в повседневную практику. И если в полку морской пехоты в Петропавловске-Камчатском гражданские вохровцы охраняют склады с запасами материальных средств (продовольствия, ГСМ, другого имущества), обеспечивают сохранность техники в парке боевых машин, то, к примеру, в главной базе тихоокеанских подводников – закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) «Город Вилючинск» - сотрудникам охраны доверена святая святых - допуск в пирсовую зону, где швартуются подводные лодки, в том числе атомные ракетоносцы с ядерными реакторами и межконтинентальными баллистическими ракетами.

Функции у охраны, которая несет службу на КПП, на первый взгляд, не самые мудреные: проверять пропуска у лиц, допущенных в пирсовую зону, контролировать движение транспорта, ну и, конечно, следить за тем, чтобы с охраняемого объекта не вынесли чего «лишнего». То есть работа, как и у обычного охранника. Наверное, именно в связи с незначительной сложностью задач на дежурство сюда в основном назначаются женщины. Хотя и мужчины в охране тоже есть.

Все гражданские охранники здесь также приняты на работу в штат части обеспечения Вилючинской базы подводных лодок в качестве работников вохр. Зарплата – 23-25 тысяч рублей, график работы - сутки через трое. И снова - лицензии охраннику при трудоустройстве не требуется, как не требуется и подтверждение квалификации периодическими проверками. Весомое противопоставление ЧОПам, где все эти условия работниками должны быть непременно соблюдены. В ВОХРе же воинской части, как видим, обходятся без подобных «формальностей». Обеспечиваются вохровцы и форменным обмундированием, но самое главное – здесь реализуется установленный Трудовым кодексом пакет социальных льгот. За это отвечает командир воинской части.

Справедливости ради стоит сказать, что вохровцам доверено не всё. Кроме обеспечения пропускного режима, пожалуй, в сферу их ответственности больше ничего и не входит. Охрану самих подводных лодок, пришвартованных к пирсам Вилючинской базы, несут вооруженные автоматическим оружием военнослужащие по контракту. Да и к обеспечению режима безопасности на въездных постах в ЗАТО вохровцы тоже не допущены: этим занимаются сотрудники местного ОВД во взаимодействии с военнослужащими бригады обеспечения Вилючинской базы подводных лодок. О том же, чтобы передать эти функции сотрудникам негосударственных структур безопасности, речи не идет. Во всяком случае, по признанию командования базы, оно подобного варианта даже не рассматривает, в том числе по договорам аутсорсингового обслуживания. Военных пока устраивает система охраны, уже проверенная на собственном опыте.

***

Организация охраны, несение службы на постах в караулах во многих российских гарнизонах уже сняты с людей в военной форме. Эффект от подобного делегирования функций постепенно становится все более очевидным. Не случайно те, кто привык во всех последних армейских новациях видеть исключительно негатив, уже не столь категоричны в своих оценках. Ведь как справедливо отметил на недавней встрече с командирами воинских частей, принимавших участие в учении «Центр-2011», Президент России Дмитрий Медведев, «военная служба всё-таки заключается совсем в другом - в приобретении боевых навыков, навыков защитника Отечества, а не каких-то иных».

В свою очередь практика привлечения к хозяйственной деятельности организаций, профессионально оказывающих услуги в этой отрасли, показала свою высокую результативность.

- Еще раз говорю: все это на пользу нашим Вооруженным Силам, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Таков мировой опыт, и я думаю, нам нужно и дальше идти этим путем.

«Армия избавляется от тех функций, которые для нее не свойственны и которые обычно во всем мире исполняются специализированными организациями. Эти затраты улучшают жизнь военнослужащих, позволяют более качественно обустраивать жизнь внутри подразделений, быт… Если мы хотим иметь боеспособные, эффективные Вооруженные Силы, то наши воинские подразделения должны заниматься боевой подготовкой, а не хозяйственным обслуживанием».

(Из выступления Президента России Дмитрия Медведева 27 сентября 2011 года на встрече с командирами воинских частей, принимавших участие в учении «Центр-2011»).

 

Журнал «Мир безопасности», №11, ноябрь 2011

От редакции «МБ»

Мы намерены продолжить разговор на тему перспектив подключения частного охранного сообщества России к оказанию услуг Министерству обороны и другим силовым ведомствам.

 

В продолжение этой темы в ближайших выпусках на портале «Хранитель» будут представлены комментарии экспертов. Также ждем комментарии от наших компетентных читателей.