IX ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:  

«Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы»  

 г. Москва 

 Участники IX Всероссийской конференции «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы» констатируют, что к настоящему времени в России сформировался рынок услуг безопасности, в оказании которых занято более миллиона граждан. Он включает в себя структуры ведомственной и вневедомственной охраны, инкассации, служб безопасности, детективов, охранные организации и образовательные учреждения по профессиональной подготовке детективов и охранников, коммерческие и некоммерческие организации, специализирующиеся на производстве товаров, необходимых для нормального функционирования субъектов охранной и сыскной деятельности, их информационном и техническом обеспечении, страховые и информационно-консалтинговые организации. Эту сферу деятельности освещают более сорока (с учетом региональных изданий) средств массовой информации.

Объем и характер оказываемых этими организациями услуг, численность граждан, занятых в их оказании, свидетельствуют о наличии в России самостоятельной отрасли российской экономики, способствующей упрочению принципов рыночной экономики, улучшению инвестиционного климата, защищенности от внутренних и внешних угроз граждан, общества и государства.

Субъекты российской индустрии безопасности успешно сочетают в своей деятельности частные и публичные интересы. Работники охранных организаций, детективы наряду с оказанием услуг активно участвуют в оказании содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, предупреждении и раскрытии правонарушений, тем самым, реально помогают им в решении стоящих перед ними задач.

Кроме того, подобное взаимодействие позволяет правоохранительным органам сконцентрировать усилия на наиболее важных направлениях борьбы с преступностью – терроризмом, наркоманией. Профилактическая роль охранных организаций и детективов объективно способствует повышению уровня защищенности граждан, общества и государства в целом.

С учетом сложной криминальной обстановки, угроз террористического характера в современный период значительно возрастает роль организаций безопасности в обеспечении национальной безопасности. Силами охраны обеспечивается безопасность значительной части социально значимых объектов, привлекательных в террористическом отношении и для совершения других преступных посягательств. Выведение таких объектов из строя, нарушение нормального функционирования нередко создает большой общественный резонанс. Поэтому объективно субъекты российской индустрии безопасности являются составной частью единой национальной системы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Субъекты российской индустрии безопасности оказывают существенную помощь государству в решении ряда социальных программ путем создания рабочих мест, трудоустройства пенсионеров, уволенных из силовых структур государства, оказания материальной и иной помощи ветеранам, инвалидам, детям, малоимущим и т.п.

Участники Конференции, осознавая степень ответственности перед гражданами России и обществом в современный период, заверяют, что они и впредь будут принимать все необходимые меры для осуществления охранной и детективной деятельности в строгом соответствии с законом и в целях защиты прав и законных интересов граждан, в тесном взаимодействии с правоохранительными и иными государственными органами, поддерживая и реализуя социальные программы.

 

Вместе с тем, участники Конференции отмечают, что в настоящее время, имеется ряд негативных факторов, которые отрицательно сказываются на деятельности субъектов российской индустрии безопасности, тормозят их развитие и дальнейшее совершенствование. Так, в нарушение действующего законодательства, контролирующие и надзирающие органы, продолжают вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов российской индустрии безопасности. Несвоевременное принятие подзаконных актов порождает на практике неразбериху и хаос, необоснованное привлечение субъектов охранной и сыскной деятельности к административной ответственности, приостановлению действия лицензии. Отсутствие в законодательстве ряда объективно необходимых и востребованных предпринимателями охранных и сыскных услуг не позволяет в полной мере осуществлять защиту их прав и законных интересов.

В последние годы принято достаточно много законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность субъектов российской индустрии безопасности. В них содержится ряд неясных формулировок непрямого действия и противоречивые положения. Отдельные поправки, вносимые в законы и другие нормативно-правовые акты, труднопонимаемы даже квалифицированными юристами. Есть факты попыток со стороны некоторых государственных органов вытеснить с рынка частную охрану любыми способами, в том числе и путем использования административного ресурса и принятия соответствующего законодательства.

Наличие в законодательстве в сфере охраны и сыска отдельных норм существенно повышает плату за приобретение статуса охранника и детектива. Излишнее законодательное регулирование охранной и сыскной деятельности, бюрократизация и чрезмерный контроль привели к предельному усложнению осуществление охранной и сыскной деятельности, способствовали «выдавливанию» субъектов российской индустрии безопасности в «теневой» сектор экономики. По имеющимся данным численность охранников за прошедший год сократилась более чем на сто тысяч.

Значительные затруднения для детективной деятельности возникли после исключения из Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частных детективных организаций как одного из субъектов, осуществляющих этот вид деятельности. Существенным тормозом в развитии детективной  деятельности является также отсутствие в законодательстве в сфере сыска норм, определяющих права детектива, закрепляющих необходимые для заказчиков услуги. Отсутствие официальных баз данных, необходимых для оказания детективных услуг, понуждает детективов получать необходимые сведения сомнительным путем. Уже более десяти лет нет законодательного разрешения проблемы использования оружия при оказании такой охранной услуги как защита жизни и здоровья граждан. В настоящее время назрела объективная необходимость в регламентировании охранной и детективной деятельности в отдельных законах.

До сих пор законодательно не закреплена государственная политика в сфере охраны и сыска в целом в связи, с чем не ясно, в каком направлении будут развиваться государственная и частная охраны и, как следствие этого, законодательство в этих сферах.

Далека от совершенства и правоприменительная практика. На практике нередки случаи, когда должностные лица контролирующих органов при осуществлении контрольных функций привлекают к ответственности руководителей охранных организаций, охранников, без учета объективно сложившихся обстоятельств – отсутствие необходимых подзаконных актов, невозможность получения в органах внутренних дел удостоверений и личных карточек охранника.

 

Участники Конференции полагают, что решение стоящих перед субъектами российской индустрии безопасности проблем представляется невозможным без активного участия и помощи в этом органов государственной власти и управления, финансовых институтов, способных оказывать финансовую поддержку в вопросах решения различных совместных проектов для осуществления деятельности предприятий индустрии безопасности. В современных условиях одной из важных мер, которая позволит субъектам российской индустрии безопасности в сложившихся трудных экономических условиях не только выжить, но и продолжать развиваться, является помощь такой негосударственной, некоммерческой организации как Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Членство в ней и активное участие в ее работе позволяет обеспечить представительство и защиту интересов российского охранного и детективного бизнеса в органах власти и управления, а также влиять на формирование единой государственной политики в сфере охраны и сыска, подготовку и принятие соответствующих нормативных правовых актов. Созданный в структуре Торгово-промышленной палаты РФ Комитет по безопасности предпринимательской деятельности способен представлять и защищать права и законные интересы входящих в него структур, создавать благоприятные условия для развития бизнеса, выстроить цивилизованные отношения с правоохранительными и иными государственными органами. Практика работы указанного Комитета наглядно свидетельствует об этом.

 

Обсудив проблемы российской индустрии безопасности России, участники Конференции считают необходимым: 

Исходя из интересов общества, сознавая свою возрастающую социальную ответственность перед обществом и государством, заявить о полной поддержке работниками субъектов российской индустрии безопасности курса Президента России и Правительства России на поддержание стабильности в стране, построение сильного и социально ориентированного государства, развитие институтов гражданского общества. Мы будем и впредь расширять масштабы оказания содействия правоохранительным органам в поддержании правопорядка, борьбе с преступностью, противодействии террористической угрозе.

 

Участники Конференции поручают Оргкомитету Конференции: 

 1. Подготовить и направить соответствующие обращения Президенту России и Правительству России.

 2. Выразить благодарность Торгово-промышленной палате Российской Федерации за поддержку, понимание трудностей развития российского охранного и детективного рынка и предоставленную возможность проведения Конференции в стенах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Участники Конференции разделяют цели и задачи, решаемые системой торгово-промышленных палат, поддерживают усилия Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по содействию развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран и считают, что привлечение потенциала субъектов российской индустрии безопасности к участию в реализуемых Торгово-промышленной палатой Российской Федерации государственных и общественно-значимых программах является одной из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Выразить признательность руководству АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) за помощь в организации работы и проведении Конференции. Рекомендовать участникам конференции при построении своей финансовой деятельности ориентироваться на партнерские отношения с АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) для совместного участия в проектах по развитию и совершенствованию материально-технической базы, высокотехнологических разработках и их дальнейшему внедрению для более эффективной и качественной деятельности.

3. Активизировать работу по подготовке законодательства в сфере российской индустрии безопасности в части, касающейся:

 - внесения изменений в закон о частной детективной и охранной деятельности о предоставлении права иностранным гражданам, гражданам Российской Федерации, имеющим гражданство иностранного государства, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, юридическим лицам в составе которых имеются указанные лица и граждане, осуществлять частную охранную деятельность на условиях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами Российской Федерации;

 - исключения из действующего законодательства в сфере охраны и сыска норм, имеющих коррупционное содержание по порядку приема квалификационного экзамена и проведения периодических проверок на пригодность к действиям, связанным с применением оружия и специальных средств;

 - саморегулирования в российской индустрии безопасности;

 - разработки и принятия самостоятельных федеральных законов, регламентирующих отдельно охранную и детективную деятельности;

 - использования служебного оружия телохранителями при защите жизни и здоровья граждан;

 - прав детектива и дополнительных детективных услуг;

 - дополнения перечня основных понятий, используемых в законодательстве в сфере охраны и сыска;

 - оказания содействия охранными организациями, охранниками и детективами правоохранительным органам в борьбе с терроризмом, обеспечении правопорядка пресечении и раскрытии преступлений и административных правонарушений;

 - запрета на необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов охранной и детективной деятельности контролирующими и надзирающими органами, сокращения числа не основанных на законодательстве проверок контролирующими органами и другими государственными организациями;

 - включения в число субъектов детективной деятельности детективные организации;

 - исключения из практики работы коммерческих структур случаев недобросовестной конкуренции, использования «грязных» технологий, демпинга;

3.1. Принятия мер по скорейшему принятию подзаконных актов, предусмотренных Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 272 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности»;

 3.2. Признания и законодательного закрепления 11 марта Днем работников индустрии безопасности России;

 3.3. Проведения в 2012 году парламентских слушаний по проблемам российской индустрии безопасности;

 3.4. Проведения тематической выставки в Государственной Думе о деятельности российской индустрии безопасности.

 

4. Обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой:

- ускорить подготовку постановлений Правительства РФ, связанных с реализацией Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 272 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности»;

- упорядочить деятельность специализированных организаций, созданных отдельными органами исполнительной власти, которые продолжают заниматься коммерческой деятельностью, осуществляя эту деятельность без лицензии, используя право получения во временное пользование боевого оружия для выполнения государственных задач;

- урегулировать деятельность государственных коммерческих организаций в сфере охраны;

- выработать нормативный акт, устанавливающий единые подходы к требованию обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества с помощью технических средств;

- выработать нормативный акт, определяющий порядок реализации частными охранными организациями и детективами предоставленного им права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка;

- внести изменения в законопроект о частной детективной и охранной деятельности и предоставить право иностранным гражданам, гражданам Российской Федерации, имеющим гражданство иностранного государства, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, юридическим лицам в составе которых имеются указанные лица и граждане, осуществлять частную охранную деятельность на условиях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами Российской Федерации;

- рассмотреть вопрос о снижении налоговых ставок в охранной деятельности.

 

5. Обратиться с ходатайством в Общественную палату Российской Федерации и Общественный Совет при ФСБ России о создании в рамках их деятельности специализированных комиссий по вопросам деятельности российской индустрии безопасности.

 

6. Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации:

- ускорить подготовку приказа об утверждении программы повышения квалификации охранников.

 

7. Обратится с ходатайством в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

- ускорить разработку и утверждение кода профессии «охранник 4-6 разряда»;

- решить проблему противоречий между существующими медицинскими нормами безопасности в России и необходимой эффективностью воздействия электрошоковых устройств. Рассмотреть возможность увеличения выходных мощностных показателей электрошоковых устройств, обеспечивающих их нелетальность, как минимум до 15-20%. В этой связи возникает необходимость проведения дополнительных исследований и нахождение оптимальных параметров мгновенного вывода противника из строя.

 

8. Обратиться в МВД России:

- при осуществлении контроля за охранной и детективной деятельностью учитывать при принятии решения о привлечении к ответственности такие обстоятельства как отсутствие необходимых подзаконных актов в сфере охраны и сыска или документов, предусмотренных вновь принятым законодательством, но по тем или иным причинам не изготовленных или не выданных охранникам;

- унифицировать правоприменительную практику вновь принятого законодательства всеми органами внутренних дел на территории Российской Федерации путем подготовки и направления методических рекомендаций;

- ускорить подготовку и принятие приказов МВД РФ, предусмотренных

Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 272 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности»;

- при подготовке подзаконных актов по вопросам взаимодействия с охранными организациями, детективами исходить из объективной возможности указанных субъектов взаимодействия оказывать такое содействие без ущерба для интересов заказчика, требований трудового и иного законодательства, предусмотреть в них поощрительные стимулирующие нормы для активных участников взаимодействия;

- предусмотреть возможность создания в МВД РФ баз данных для охранных организаций и детективов, необходимых им для оказания охранных и сыскных услуг;

- внести изменения в государственную и ведомственную статистическую отчетность с тем, чтобы достоверно и объективно учитывать участие субъектов российской индустрии безопасности в охране общественного порядка, пресечении преступлений и административных правонарушений;

- издать приказ, об участии в конкурсных комиссиях, касающихся охранной деятельности или безопасности, представителей лицензионно-разрешительных отделов;

- решить вопрос о внедрении современных информационных технологий в процесс общения со структурами лицензионно-разрешительной работы и частных охранных предприятий.

 

9. Обратиться к представителям средств массовой информации, в том числе представляющим интересы российской индустрии безопасности, с призывом объективно освещать деятельность субъектов российской индустрии безопасности, накапливать и обобщать положительный опыт их взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами, широко освещать и пропагандировать имеющиеся примеры добросовестного несения службы работниками субъектов российской индустрии безопасности и т.д.

 

10. Постоянно действующий Оргкомитет Всероссийской конференции обращается со следующими предложениями к участникам Конференции: 

10.1. В целях поднятия имиджа отрасли расширить практику информирования Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности и профильных СМИ о добросовестных действиях сотрудников субъектов российской индустрии безопасности, по обеспечению безопасности персонала охраняемых объектов, сохранности товарно-материальных ценностей и защите информации, предупреждению террористической и криминальной деятельности, а также незаконного оборота наркотиков.

10.2. С целью обобщения положительного опыта взаимодействия с правоохранительными и иными государственными органами оперативно информировать о видах, методах и примерах взаимодействия ведущих профильных печатных и электронных СМИ, а также заинтересованных государственных и общественных структур.

10.3. В целях совершенствования правоприменительной практики целесообразно наладить обратную связь из регионов по фактам серьезного нарушения форм и методов контроля за частной детективной и охранной деятельностью, которые предусмотрены действующим федеральным законодательством.

10.4. Для обеспечения представительства и защиты интересов охранно-сыскного бизнеса в органах власти и управления активизировать создание в региональных торгово-промышленных палатах профильных гильдий и комиссий.

 

11. Принять за основу проект Резолюции Конференции и поручить Оргкомитету Конференции доработать ее с учетом поступивших замечаний и дополнений.

 

12. Участники Конференции обращаются со следующими предложениями к ее организаторам: 

12.1. Включить в план мероприятий, проводимых в 2012 году, пункт о проведении X Всероссийской Конференции «Индустрия безопасности России. Перспективы, тенденции, проблемы».

12.2. В связи с двадцатилетием принятия Федерального Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» подготовить план мероприятий, посвященных данному событию и организовать работу по его выполнению.

12.3. Участники Конференции выражают признательность Оргкомитету Конференции, Комитету Государственной Думы по безопасности, федеральным органам исполнительной власти, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, всем организациям, принявшим участие в ее организации и проведении. 

12.4. Участники Конференции поручают Оргкомитету Конференции обобщить предложения и замечания участников Конференции, после чего направить в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации и другие заинтересованные государственные органы.