От Редакции: "круглый стол" на тему «О проекте ФЗ «О полиции» состоялся 17 ноября т.г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Перед рассмотрением Федерального закона «О полиции» в Государственной Думе прошло обсуждение целого ряда его положений, в той или иной мере влияющих на предпринимателей различных сфер бизнеса, и, в первую очередь, на сферу негосударственной безопасности. Мероприятие состоялось в Малом зале ТПП РФ, присутствовало около 40 человек. Один из участников круглого стола - председатель Московского антикоррупционного комитета при МТПП, директор ДПК и ОЭБ - Юсупов Мансур Равилович. Предлагаем вниманию читателей его выступление на заседании круглого стола «О проекте ФЗ «О полиции» в ТПП РФ.

Уважаемые коллеги!

При общенародном обсуждении проекта ФЗ «О полиции» была первостепенная задача – взять весь положительный опыт, наработанный в прошлые годы в советской и российской милиции и исключить всё отрицательное, коррупционное и коммерческие составляющие из деятельности вновь создаваемой полиции. В этом была вся цель и Президента России, Правительства России и всего общества.

В составе Московского антикоррупицонного комитета при МТПП создан Экспертный совет, в состав которого вошли ведущие эксперты: юристы и экономисты, бывшие офицеры МВД и ФСБ, бывшие прокуроры и судьи, доктора юридических и экономических наук – люди практики, знающие изнутри всю систему МВД. Ими была проведена многогранная исследовательская работа и подготовлено экспертное заключение, которое направлено в Минюст России, в Государственную Думу ФС РФ и ТПП РФ.

По внесенному проекту видно, что часть наших замечаний и предложений по предоставленному экспертному заключению учтены в новом изложении законопроекта ФЗ «О полиции», но, к сожалению, многие существенные наши предложения проигнорированы, а именно:

1) предлагалось контроль за частной детективной деятельностью передать в Минюст России, а любую коммерческую деятельность полиции исключить;

2) пунктом 8 статьи 9 предусмотреть иной, независимый от руководства МВД , порядок формирования общественных советов при территориальных органах полиции. Созданный на усмотрение начальника подразделения полиции общественный совет – это фикция, бутафория, видимость контроля и участия общественности в работе полиции;

3) пункт 5 статьи 10 исключить. Это о внештатных сотрудниках милиции. Нельзя функции полиции возлагать на граждан. На деле это - продажа удостоверений нужным людям, почти коммерческая деятельность;

4) подпункт 19 пункта 1 статьи 12 – регистрацию автотранспортных средств и проведение экзаменов на право управления транспортом передать гражданским службам системы Минтранса России. В действующей милиции – это коррупционная составляющая и почти коммерческая деятельность;

5) подпункт 25 пункта 1 статьи 12 – функцию охраны по договорам предлагалось исключить как коммерческую деятельность, поскольку обеспечение охраны на договорной основе имущества граждан и предприятий можно осуществлять силами охранных организаций. Полиция же должна на безвозмездной основе осуществлять охрану государственных и особо важных объектов по указанию Правительства России.

6) подпункт 2 статьи 28 - право на работу по совместительству исключить. Нужно платить достойную зарплату полиции по занимаемой должности.

Многие другие наши предложения проигнорированы.

Кроме того, я считаю неправильным принимать на работу в полицию человека с 18 лет – это фактически дети, со школьной скамьи, не имеющие ни физической подготовки, ни соответствующего юридического образования, ни профессиональной подготовки. Необходимо вернуться к положительному опыту советских времен, когда на службу в милицию брали только после службы в армии физически и психически подготовленных уже взрослых мужчин.

Служба в полиции предусматривает не только большие физические нагрузки, но и психологическую напряженность, связанную с опасностями. Это ведь работа с правонарушителями и преступниками, способными на все.

 Также мы видим в законопроекте явное расширение полномочий полиции с наличием коррупционной составляющей:

     - беспрепятственные проверки без разрешения прокуратуры и судебных органов;

     - выполнение функций налоговых служб и других надзорных органов;

     - беспрепятственное вхождение в жилище граждан;

     - использование личного автотранспорта граждан без возмещения ущерба в случае ее повреждения и многое другое.

Я считаю, что законопроект еще требует существенной доработки и не может быть принят в указанном виде.

Спасибо за внимание.